Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:02, реферат

Описание

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Работа состоит из  1 файл

Местное самоуправление.docx

— 27.01 Кб (Скачать документ)

 

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который  наряду с принципом разделения властей  определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение  их в общность с близкими каждому  целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как  нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей  стране местному самоуправлению уделяют  все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической  организации государственной и  общественной жизни каждого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой этого явления.  Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления.  «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее».  Наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть ¾ местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители  (Р. Моль,  А. Васильчиков) сделали упор не только на признание  самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и  на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось  чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе эти  теории являются разновидностями общественной теории, которая видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы.  Наибольшая популярность данной теории в России относится к 60-м годам  XIX века.

Большее распространение получила так называемая юридическая теория. По мнению ее представителей (Г. Еллинек,  Е. Мейер, Н. Коркунов, Б. Чичерин), органы самоуправления не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

Одновременно  появилась государственная теория самоуправления, основные положения  которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым.

В настоящее  время практика показала, что природа  местного самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные  дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.

 

 

 

 

Принципы местного самоуправления ¾ это обусловленные природой

местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В принципах  местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей  и тенденций развития местной  власти.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление  в Европейской Хартии о местном  самоуправлении, которая служит правовым фундаментом  для муниципального законодательства стран ¾ членов Совета Европы.

К общим  принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное  обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного самоуправления.

Научное определение понятия изучаемого социально-политического института  предполагает прежде всего, понимание его государственно-правовой природы. Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии  с принципом разделения власти. Эта власть осуществляется также в государственной форме субъектами федерации в соответствии с разделением компетенции между федерацией и субъектами, а также на уровне крупных административно- территориальных единиц в унитарных государствах. Однако, в большинстве стран и в крупных административно-территориальных единицах, в пределах составляющих их территорий, вплоть до низового звена (небольших городов, деревень и т.п.) публичная власть уже реализуется не государственными органами, а местным населением непосредственно и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначенными должностными лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью. На муниципальном уровне управляющая система, следовательно, непосредственно связана с объектом управления, который является общим для местного населения.

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется  на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе  теорий местного самоуправления формируются  концепции местного самоуправления. В научной и учебной литературе  обосновываются различные точки  зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать  эти точки зрения с позиций  взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также  участия местного самоуправления в  осуществлении государственных  функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции  местного самоуправления.

Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное  управление освобождается от влияния  государственных органов и осуществления  государственных функций. Концепция  построена на  общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную  теорию, а также частично юридическую  теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим  образом. Местное самоуправление- это местная публичная власть, реализуемая в рамках  закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы  в целях решения задач местного значения.

 

  • Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления- это установленная государством  в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования,  органами и должностными лицами  местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

 

 

Для осуществления  местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

  • Круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами  и средствами
  • Инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы
  • Правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление
  • Финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления
  • Согласование местных интересов с региональными и общегосударственными
  • Четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами
  • Наличие квалифицированных  кадров, способных профессионально реализовать функции управления
  • Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры и т.д.)

К формам осуществления местного самоуправления относится:

1.Формы непосредственной демократии: местный референдум, выборы органов  местного самоуправления и должностных  лиц органов местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц;  собрания, сходы граждан; митинги;  демонстрации; шествия; правотворческая  инициатива граждан; обращение  граждан в органы местного  самоуправления.

2.Формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления  и выборные должностные лица.

3.Местное самоуправление осуществляется  также через исполнительные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное  самоуправление- это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов   местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  • Интернет-журнал «Проблемы местного самоуправления»
  • Журнал «Управа»
  • Российский журнал «Муниципалитет»
  • Журнал «Конституционное и муниципальное право»
  • Журнал «Государственная власть и местное самоуправление»

Информация о работе Местное самоуправление