Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:53, реферат
Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.
Введение
1.Советская модель МСУ  в зарубежных странах
2.Советская модель МСУ  в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1.Советская модель МСУ в зарубежных странах
2.Советская модель МСУ в России
Заключение
Список использованной литературы
Местное самоуправление как самостоятельное 
явление общественной жизни и 
институт гражданского общества зародилось 
в глубокой древности. Оно существовало 
как общинное самоуправление общества, 
прошло этапы античного мира, средних 
веков и нового времени. В XIX в. и 
особенно в XX в. местное самоуправление 
становится постоянным объектом теоретического 
научного осмысления. Оно активно 
используется при проведении политических, 
административных и правовых реформ. 
Местное самоуправление является непременным 
атрибутом любого современного демократического 
общества. Зарубежный муниципализм знает 
громадное количество разнообразных моделей 
и типов организации местного самоуправления. 
Различия в построении систем местного 
самоуправления зависят от многих факторов: 
политического режима, доминирующей в 
стране идеи организации власти и управления 
на местах, государственного устройства 
и административно-
 Эта модель была еще недавно 
широко распространена в странах "мировой 
системы социализма", а также в ряде 
развивающихся государств 
просоциалистического образца. Сейчас 
в той или иной форме она имеет место лишь 
в немногих странах, все еще сохранивших 
социалистическую ориентацию (Китай, Куба, 
КНДР), а также в некоторых государствах, 
образованных из бывших республик Советского 
Союза (например: Беларусь, Узбекистан). 
Основными признаками данной модели являются 
следующие: единовластие представительных 
органов снизу доверху, жесткая централизация 
системы представительных и исполнительных 
органов, иерархическая соподчиненность 
всех ее звеньев. Любой совет, начиная 
с самого низового звена - сельского, поселкового 
совета - является органом государственной 
власти на соответствующей территории 
(даже если формально и считается органом 
местного самоуправления). Фактически 
самоуправленческие начала ограничиваются 
правом населения выбирать членов (депутатов) 
представительных органов. Реальной властью 
при советской модели управления обладает, 
как правило, партийно-номенклатурная 
элита разных уровней. 
Перечень названных моделей организации 
власти на местах не является исчерпывающим: 
рассмотрены наиболее типичные и часто 
встречающиеся модели. Существуют также 
и весьма специфичные варианты. 
В таких своеобразных административно-
Уникальной самоуправляемой общностью 
является киббуц в Израиле. Киббуц - трудовая 
коммуна преимущественно сельскохозяйственного 
профиля, построенная на принципах добровольности 
членства, совместного владения имуществом 
и средствами производства, относительного 
равенства в труде и потреблении. 
Высшим органом власти в киббуце является 
общее собрание его членов, на котором 
решаются важнейшие вопросы жизни коммуны, 
принимаются законодательные нормы, утверждается 
бюджет. Собрание выступает в качестве 
арбитра в спорах частного и коллективного 
характера. Каждый совершеннолетний член 
киббуца имеет право голоса на общем собрании 
и может влиять на процесс принятия решений. 
Для решения повседневных проблем решением 
общего собрания избираются секретариат 
и различные комиссии по отдельным социально-экономическим 
вопросам (по организации труда, образованию, 
здравоохранению ит.п.).
Рассматривая различные 
модели организации власти и управления 
на местах, необходимо отметить огромное 
количество вариантов построения систем 
органов местного самоуправления. Многообразие 
форм организации местного самоуправления 
может наблюдаться и в 
На построение муниципальной системы 
влияют административно-
Первичной ячейкой местного самоуправления 
в зарубежных странах выступают, как правило, 
коммуны, общины, муниципалитеты, образуемые 
на территориях отдельных населенных 
пунктов (города, деревни, поселка). Кроме 
того, самоуправляемыми территориями 
могут быть несколько сел или деревень, 
районы в крупных городах и даже городские 
кварталы. Зарубежная практика не исключает 
возможности объединения  коммун  и общин,  
создания 
межмуниципальных союзов (например, синдикаты 
коммун в Испании). В некоторых странах 
могут создаваться небольшие самоуправляющиеся 
территориальные ячейки (хутора, приходы, 
посады и т.п.), не обладающие статусом 
муниципалитетов и предназначенные для 
оказания мелких услуг на местном уровне. 
Еще более широкой палитрой представлены 
виды органов местного самоуправления. 
На низовом уровне - это прежде всего старосты 
сел, деревень и городских кварталов (солтыс 
в Польше, кметы в Болгарии). Обычно они 
избираются на сходах жителей открытым 
голосованием. Обязанность старосты может 
выполнять уполномоченный, назначаемый 
из числа депутатов общинного совета, 
проживающих в данной деревне (Болгария). 
В некоторых странах старосты деревень 
(Таиланд) и старосты городских кварталов 
(Индонезия) утверждаются районными, а 
во втором случае - городскими администраторами, 
назначаемыми в центре. 
Органы непосредственной демократии - 
сельский сход и собрание деревни. Могут 
созываться по мере надобности или с определенной 
степенью регулярности (например, в Индии 
собрания деревень созываются дважды 
в год). На сходах и собраниях решаются 
принципиальные вопросы местной жизни: 
использование сельскохозяйственных 
угодий, строительство и ремонт дорог, 
открытие школ, медицинское обслуживание, 
сбор средств для решения социальных проблем 
и др. 
Представительными органами местного 
самоуправления в большинстве случаев 
являются советы. Их названия весьма разнообразны: 
в Македонии, Чешской республике и некоторых 
других странах - муниципальные ассамблеи, 
в Бразилии - муниципальные палаты, в Киргизии 
- кенеши, в Туркмении - генгеши и т.п. Представительные 
органы, как правило, избираются населением 
более крупных административно-
Не менее важную роль в муниципальных 
системах зарубежных стран играют исполнительные 
органы, отвечающие за повседневное управление 
местными делами, реализацию решений представительных 
органов. В качестве местной администрации 
выступают должностные лица (мэры, бургомистры 
и т.п.), исполнительные советы, комитеты, 
управления, департаменты и пр. В ряде 
случаев мэры, бургомистры являются председателями 
коммун, главами муниципалитетов. Они 
могут также быть руководителями аппарата 
исполнительного органа - мэрии, правления, 
администрации. Есть и коллегиальные исполнительные 
органы: джунта в Италии, магистрат в некоторых 
землях Германии. 
Объем полномочий исполнительного органа 
во многом определяется способом его формирования. 
Среди них наибольшее распространение 
получили: избрание непосредственно населением, 
избрание депутатами представительного 
органа из своего числа, назначение главой 
государства, назначение исполнительного 
директора (управляющего), нанятого муниципалитетом 
по контракту. Наиболее весомое положение 
в системе местного самоуправления обычно 
имеет исполнительный орган, сформированный 
по первому варианту. 
Нередко исполнительный орган играет 
двойственную роль, являясь одновременно 
органом местного самоуправления и представителем 
правительства, наделенным некоторыми 
функциями государственного 
управления. В таком двойном качестве 
выступает, например, мэр во Франции, Италии, 
Японии и ряде других стран, ландрат в 
уездах земель Германии. 
Практика работы зарубежных органов муниципальной 
власти постоянно совершенствуется, вырабатывая 
новые модели, формы, типы организации 
местного самоуправления. Изменения в 
экономике, политике и идеологии современных 
государств вызывают необходимость приспосабливать 
существующие системы местного самоуправления 
к новым реалиям. Начавшийся в 60-х годах 
нашего столетия и не закончившийся до 
сих пор процесс реформирования власти 
на местах - одно из наиболее заметных 
явлений в государственном устройстве 
стран мирового сообщества. Общая тенденция 
этого процесса - развитие самоуправленческих 
начал и децентрализация власти. Наблюдающееся 
в последние годы оживление в развитии 
теории и практики организации местного 
самоуправления прежде всего связано 
с освоением идей демократии государствами, 
ранее входящими в "мировую систему 
социализма".
2.Советская модель 
местного управления в России 
 
Советская модель местного самоуправления 
существовала в России с 1917 по 1993 год. Ее 
эволюция прошла несколько периодов: 
 
1. Создание системы органов местного самоуправления. 
После ликвидации земств Советы должны 
были срочно создать новую структуру управления 
местным хозяйством. В этой связи в 1925 
г. было принято «Положение о городских 
Советах», которое дало мощный толчок 
развитию городского самоуправления в 
СССР.  
 
2. Для следующего периода была характерна 
практически полная ликвидация реальной 
системы местного самоуправления и ее 
замена системой тоталитарного партийно-государственного 
руководства. Этот период длился с 1930 по 
1985 год. 
 
3. Последний период связан с реформами 
государственно-политического устройства 
России. Важную роль в становлении местного 
самоуправления в этот период сыграли 
Закон СССР «Об общих началах местного 
самоуправления и местного хозяйства» 
(1990) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении 
в РСФСР» (1991), согласно которым Советы 
получили значительные полномочия, что 
не соответствовало ленинскому пониманию 
советского типа власти. 
 
Советской модели местного управления 
были присущи следующие черты: 
 
1) органы местного управления являются 
государственными и представляют собой 
«нижний этаж» государственного механизма;  
2) отсутствие собственной компетенции;  
3) жесткая централизация управления;  
4) принцип патернализма и т.д.  
 
В современной России еще не завершена 
реформа местного самоуправления, однако 
в ее ходе уже наметился ряд периодов: 
 
1. Середина 1980-х – начало 1990 годов – созревание 
предпосылок новой модели местного самоуправления; 
принятие законов: «Об общих началах местного 
самоуправления и местного хозяйства» 
(1990), «О местном самоуправлении в РСФСР» 
(1991) и Конституции Российской Федерации 
(1993), которая стала переломным моментом 
в муниципальной реформе; 
 
2. С 1995 года (принятие Федерального закона 
«Об общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации») 
– до 2000 года. В этом периоде возможно 
выделить три направления: 
а) развитие основных вопросов федерального 
законодательства в сфере местного самоуправления 
(например, принятие Федеральных законов 
«О финансовых основах местного самоуправления 
в Российской Федерации», «Об основах 
муниципальной службы» и т.п.); 
б) развитие законодательства о местном 
самоуправлении на уровне субъектов Российской 
Федерации; 
в) развитие местного нормотворчества. 
 
3. С лета 2000 года (например, внесение поправок 
от 7 июля 2000 г. в федеральный закон 1995 года) 
наметился новый период в современной 
реформе местного самоуправления, который 
продолжается до настоящего времени. Ключевым 
событием данного периода стало принятие 
6 октября 2003 года нового федерального 
закона «Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской 
Федерации», разработанный по инициативе 
Президента РФ В.В. Путина под эгидой Комиссии 
по разграничению полномочий под руководством 
Д.Н. Козака. 
 
В этой связи черты 
новой модели местного самоуправления 
были значительно трансформированы: 
 
 1) Выделение органов местного самоуправления 
из системы органов государственной власти 
(Конституция РФ, ст. 12) предполагает их 
самостоятельность в решении вопросов 
местного значения. Вместе с тем по новому 
федеральному закону органы государственной 
власти вправе осуществлять местное самоуправление 
в случаях, если органы местной власти 
были ликвидированы в условиях чрезвычайной 
ситуации, если их долги превысили 30 % собственных 
доходов и при нецелевом использовании 
субвенций, выделенных на реализацию отдельных 
государственных полномочий . 
2) Двухуровневая модель местного самоуправления 
(низовой уровень – это городские и сельские 
поселения, верхний – муниципальный район). 
3) Многообразие существующих организационных 
форм местного самоуправления сменяется 
четко определенными на федеральном уровне 
муниципальными системами. Новый закон 
вводит принцип разделения властей на 
муниципальном уровне и подробно регламентирует 
систему органов местного самоуправления, 
вплоть до определения численности депутатов 
представительных органов местного самоуправления 
и порядка занятия должности главы местной 
администрации. 
4) По новому закону усиливается ответственность 
органов и должностных лиц местного самоуправления 
перед населением и государством. Закрепляется 
механизм отзыва выборных должностных 
лиц местного самоуправления населением 
муниципального образования (ст. 24), упрощается 
процедура роспуска представительного 
органа местного самоуправления и отрешения 
от должности главы муниципального образования 
органами и должностными лицами государственной 
власти. 
 
Федеральный закон «Об общих принципах 
организации местного самоуправления 
в РФ» от 6 октября 2003 года полностью вступает 
в силу 1 января 2006 года. До этого времени 
закон предусматривает переходный период, 
устанавливая календарь муниципальной 
реформы (ст. 85). 
 
Для успешного проведения современной 
муниципальной реформы и построения новой 
модели местного самоуправления необходимо 
использовать весь позитивный отечественный 
опыт организации управления на местах.
Местное управлений представляет собой сложный механизм, который, в определенной степени автономен (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует под контролем центральных властей и в значительной степени -работает вместе с государственным механизмом, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства. Зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.