Местное самоуправление РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

Местное самоуправление – это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ (городской, сельской общины, союза общин). Местное самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.docx

— 67.13 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Местное самоуправление –  это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые  выступают органами местных самоуправляющихся  территориальных сообществ (городской, сельской общины, союза общин). Местное  самоуправление – одна из демократических  основ системы управления обществом  и государством, важнейший структурный  элемент устройства власти в Российской Федерации.

Муниципальное управление - относительно новое явление в  современной России. Как особый вид  управления муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х  годах вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции  России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В силу этого муниципальное  управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления .

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной  социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения  на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура - это исторически  сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать  людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области  культуры.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и  образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и  обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и  искусства, результаты и методы научных  исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении  территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие - это  материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также  памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для  сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и  физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Формирование и осуществление  осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать  культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

1  Воробьев Н.И. Муниципальное право: Курс лекций. – М.: Слово, 2006. – с. 23

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Местное самоуправление обычно называют муниципальным — от лат. municipium — самоуправляющаяся община. В современном законодательстве о местном самоуправлении слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их основе словосочетания применяются в одном значении.

В разных странах мира развиваются  весьма непохожие друг на друга модели местного самоуправления, но политологи выделяют три базовые модели организации  местной власти:

- континентальная модель  организации местного самоуправления (французская) предполагает, что  наряду с широкими правами  и значительной самостоятельностью  местных органов власти сохраняется  определенная подчиненность муниципальных  звеньев вышестоящим государственным  органам, а порою осуществляется  и прямое государственное управление  муниципальными образованиями. При  этом используется принцип «негативного  регулирования», согласно которому  местные органы власти вправе  совершать все действия, прямо  не запрещенные законом. Эта  модель применяется во франкоязычной  Африке, Латинской Америке и ряде  континентально-европейских стран;

- англосаксонская модель, практикуемая в Великобритании, США, Канаде и Австралии, предполагает, что местные органы практически  не подотчетны вышестоящим, но  это вовсе не означает, что  они полностью находятся вне  контроля государства. Такой контроль  осуществляется косвенно, через  центральные министерства и ведомства.  Здесь используется принцип «позитивного  регулирования», согласно которому  местные органы власти вправе  совершать только те действия, которые разрешены законом;

- советская модель, созданная  в бывшем СССР и сегодня  используемая на Кубе, в КНР,  во Вьетнаме и КНДР, заключается  в том, что здесь вся власть  принадлежит местным советам  — представительным органам,  в составе которых формируются  исполнительные органы, при этом  реальная власть принадлежит  правящим политическим партиям,  поэтому данную модель часто  называют партократической.2

Таким образом, в большинстве  стран местное самоуправление —  это часть местного управления, которое  является государственным. Местное  самоуправление можно определить как  самостоятельную и под свою ответственность  деятельность

___________________________

2 Жадобина Н.Н. История государственного управления. – СПб.: Питер, 2005. С. 159

населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление можно  определить как самостоятельную  и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения. Таким образом, местное самоуправление имеет политическую природу.

В России исторически развивались  две формы местного самоуправления — негосударственная и государственная. С середины XIX в. до 1890 г. существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные  органы считались общественными, а  их выборные руководители не входили  в систему государственного управления. Однако после реформ Александра III земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917 г.

После Октябрьской революции  развивалась советская партократическая система местного управления, которую в 1993 г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления.3

В соответствии с Конституцией «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти».4

При этом Конституция РФ относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами Федерации

Разграничение органов местного самоуправления с системой органов  государственной власти предопределило основные проблемы постсоветского периода: обеспечение единства системы управления государственными и общественными  делами; сохранение необходимой централизации  государственной власти и управления в условиях демократической децентрализации. Развитие законодательства о местном  самоуправлении в последние годы пошло по пути конкретизации сферы  действия местного самоуправления, стремясь оптимально разрешить возникающие  противоречия.

В 2003 году 6 октября был  подписан Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих

___________________________

3 Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. – М.: Слово, 2007. – 248 с.

4 Конституция РФ от 12. 12. 1993 г.// ИПС «Гарант», 2.04.2008 ст.12

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который

подчеркнул: «Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельностью  населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторически иных местных традиций».5

В законе были определены важнейшие  задачи местного самоуправления:

управление муниципальной  собственностью; исполнение местных  бюджетов; установление местных налогов  и сборов; охрана порядка; принятие местных законов, образующих локальную правовую систему (не противостоящую федеральному и региональному законодательству); определение основных направлений развития в различных сферах муниципальной деятельности — социально-бытовом обслуживании населения, коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, использовании земель и пр.; контроль деятельности должностных лиц местного самоуправления.

При этом указанный перечень задач по ведению местного самоуправления может быть дополнен федеральными и  региональными законами. Как правило, региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные  образования вправе принимать к  рассмотрению вопросы, не исключенные  из их ведения и не отнесенные к  ведению других муниципальных образований  и органов государственной власти.

Важно отметить, что выведение  органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключаются  из системы общегосударственного управления, поскольку деятельность органов  местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и деятельность органов  государственного управления. С данной точки зрения местное самоуправление — это общественный институт управления местным сообществом, учрежденный  государством и действующий самостоятельно в пределах установленных законом  полномочий.

Необходимо подчеркнуть  политические аспекты деятельности местного самоуправления, назначение которого — выражать и защищать интересы местного

______________________

5 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 01.02.06. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// ИПС «Гарант», 3.04.2008

сообщества, регулировать взаимоотношения  между различными социальными группами внутри него и развивать взаимоотношения  с другими сообществами и с  государством. Местное самоуправление — это гражданский и правовой институт, играющий важную роль в формировании и развитии гражданского общества. Основные гражданские права и  формы гражданской активности, различные  негосударственные проявления общественной жизни людей реализуются в  местных сообществах, образуя основы гражданского общества.

 

    1.  Функции органов местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремиться местное самоуправление.

Анализ законодательства о местном самоуправлении, закрепляющего  полномочия органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать  как правовое выражение функций), позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел. Местное самоуправление способствует  приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного  управления с меньшей бюрократией,  нежели при централизованной  системе управления. Это предполагает  развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения, поддержку инициатив  и самодеятельности граждан, различных  форм самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление РФ