Местное самоуправление РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

Местное самоуправление – это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ (городской, сельской общины, союза общин). Местное самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.docx

— 67.13 Кб (Скачать документ)

Участие граждан в решении  местных дел обеспечивается с  помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через  органы местного самоуправления.

2. Управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного управления.

Как уже отмечалось выше, местное самоуправление должно иметь  достаточную для реализации своих  задач материальную и финансовую базу.

Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а  также устанавливают местные  налоги и сборы. Эффективное осуществление  данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.

3. Обеспечение развития  соответствующей территории. Местное  самоуправление означает, что население,  органы местного самоуправления  берут на себя ответственность  за решение всех вопросов местной  жизни.

4. Обеспечение потребностей  населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных услугах. 

Функция обслуживания населения - одна из основных функций местного самоуправления: ведь, как известно, в основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население  и образуемые им органы местного самоуправления гораздо лучше могут самостоятельно решать задачи повышения уровня и  качества жизни жителей данной территории, эффективности оказываемых населению  услуг, нежели государственные органы, государственные чиновники при  централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на данной территории.

6. Защита интересов и  прав местного самоуправления, гарантированных  Конституцией Российской Федерации  и федеральным законодательством.6

Федеральным органам государственной  власти Российской Федерации, органам  государственной власти субъектов  РФ запрещается ограничивать права  местного самоуправления, установленные  Конституцией РФ и федеральным законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.7

Функции местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимно  дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

__________________________

6 Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. – Саратов, 2003. – С.172

7  Конституция РФ от 12. 12. 1993 г.// ИПС «Гарант», 2.04.2008 ст.133

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 Органы местного самоуправления - это особый субъект права,  поэтому органы местного самоуправления  при решении вопросов местного  значения могут обладать административно-властными  полномочиями, а при осуществлении  переданных отдельных государственных  полномочий - государственно-властными  полномочиями.

 И административно-властные, и государственно-властные полномочия  органов местного самоуправления  можно классифицировать через  призму управленческих функций:  руководящих, регулирующих, расчетно-аналитических,  организационных, контрольных.

 Таким образом, можно говорить о том, что полномочия органов местного самоуправления могут быть сгруппированы следующим образом:

 а) полномочия по  управлению;

 б) полномочия по  организации;

 в) полномочия по  руководству;

 г) полномочия по  применению административно-правовых  режимов;

 д) полномочия по  контролю.

 К полномочиям по  управлению относятся полномочия  по сбору, обработке, анализу  информации, передаче информации  другим органам, по прогнозированию,  по планированию, по учету.

 К полномочиям по  организации относятся полномочия  по обеспечению и организации  чего-либо, координации деятельности  субъектов управления.

 К полномочиям по  руководству относятся полномочия  по созданию, назначению, регулированию,  непосредственному или опосредованному  руководству и стимулированию (созданию  условий).

 К полномочиям по  применению административно-правовых  режимов относятся полномочия  по участию органов местного  самоуправления в разрешительной  системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и  т.п.).

 Полномочия по контролю  могут рассматриваться и как  осуществляемые ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с  органами государственной власти  или иными властными структурами.

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 Основными формами  реализации полномочий органов  местного самоуправления являются  правотворчество и правоприменение.

 Правотворчество выражается  в принятии устава муниципального  образования, внесении в него  изменений или дополнений, издании  муниципальных правовых актов;  при установлении официальных  символов муниципального образования;  при создании муниципальных предприятий  и учреждений, формировании и  размещении муниципального заказа; установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, и  т.д.

 Правотворчество органов  местного самоуправления - это подзаконное  правотворчество, или, как иначе  его называют другие ученые, - нормотворчество. В любом случае  это форма деятельности уполномоченных  субъектов местного самоуправления  по созданию, изменению и отмене  правовых норм.

 Поскольку органы местного  самоуправления могут принимать  нормативные правовые акты и  ненормативные (индивидуальные, общие)  правовые акты, то принятие правовых  актов любого содержания (содержащих  и не содержащих норм) относится  к форме реализации полномочий  органов местного самоуправления.

 Например, принятие правового  акта о порядке содержания  придомовой территории в сельском  населенном пункте и утверждение  целевой программы по совершенствованию  социального обслуживания граждан  будут относится к форме реализации полномочий органа местного самоуправления в виде правотворчества.

 Правоприменение может выражаться в организационном и материально-техническом обеспечении подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; в организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, при предоставлении данных органам государственной власти; осуществлении международных и внешнеэкономических связей и т.д.

 Обращение органа местного  самоуправление или его должностного  лица в суд с иском или  заявлением в защиту публичных  интересов также является реализацией  полномочий в порядке правоприменения.

 Особенностью при реализации  полномочий при правоприменении является ограничение для муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления на действия и принятие решений по усмотрению.

 Иными словами, можно сказать, что органы местного самоуправления и их должностные лица при реализации возложенных на них полномочий обязаны четко различать случаи, когда они вправе действовать по усмотрению, а когда они обязаны реализовать то или иное право, и если этого не будет сделано, тогда наступит их ответственность перед государством и обществом.

 Должное правоприменение всегда является залогом точного и неукоснительного исполнения действующего законодательства. Однако отсутствие единообразия в подходах к толкованию норм права и органа власти, имеющего право давать официальное толкование таких норм, не всегда позволяет органам местного самоуправления и их должностным лицам правильно определять, в каких случаях они обязаны реализовать то или иное право, а в каких - действовать по усмотрению. Однако во всех случаях, когда речь идет о такой форме реализации полномочий органов местного самоуправления, как правоприменение, все действия должностных лиц органов местного самоуправления и решения органов местного самоуправления должны быть основаны на нормах права.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________

 

8 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007 г. С. 115-118

ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

 

4.1. Полномочия органов  местного самоуправления  в сфере  образования

 

Государство гарантирует  гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)1 отмечается, что одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

В соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 1992 г. № 3266-1«Об образовании» (в ред. от 21 июля 2005 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Система образования в  Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их  образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа  определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные(основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум  содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Органы местного самоуправления могут выступать в качестве учредителей образовательного учреждения.

Информация о работе Местное самоуправление РФ