Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

После создания в течении 90 дней инициативная группа организует подготовку и проведение учредительного собрания (конференции) жителей; разрабатывает проект устава территориального общественного самоуправления; принимает решение о проведении учредительного собрания (конференции); направляет уведомление главе территориального органа администрации города не позднее 7 дней до даты проведения собрания (конференции) с указанием даты, времени и места проведения учредительного собрания (конференции).

Полномочия инициативной группы прекращаются с момента избрания органов территориального общественного самоуправления, либо истечении 90 дней с момента вынесения главой постановления о создании ТОС, в случае если инициативная группа не провела учредительное собрание (конференцию).

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента  регистрации устава данного ТОС. В уставе должны быть указаны: территория, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление; цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.45 Устав территориального общественного самоуправления должен быть доведен до сведения граждан, проживающих на данной территории, через средства массовой информации, либо иным способом.

При создании территориального местного самоуправления могут создаваться соответствующие органы такие как комитеты, советы и иные. Данные органы создаются на собрании (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, путем избрания лиц входящих в данные органы. Количественный состав органа территориального общественного самоуправления должен быть не менее 3 человек и не более 17. При этом должно быть получено предварительное согласие этих граждан. Орган территориального общественного самоуправления подотчетен собранию или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и отчитывается на собрании или конференции граждан не реже одного раза в год. Срок полномочий органа определяется уставом территориального общественного самоуправления, но не может быть более 5 лет. Орган территориального общественного самоуправления имеет право в соответствии со своими полномочиями:  представлять интересы территориального общественного самоуправления, в том числе в органах городского самоуправления, по вопросам, затрагивающим интересы граждан, проживающих на соответствующей территории; созывать собрания или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и содействовать гражданам в реализации их прав на другие формы непосредственного осуществления населением городского самоуправления; обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; утверждать структуру и регламент работы органа территориального общественного самоуправления, положение о контрольно-ревизионной комиссии; избирать Председателя в случае, если он в соответствии с Уставом не был избран на собрании или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление; избирать по предложению Председателя заместителя председателя органа территориального общественного самоуправления из числа его членов; определять штаты и порядок оплаты труда Председателя, заместителя Председателя органа и работников территориального общественного самоуправления с последующим утверждением их на собрании или конференции граждан; от имени территориального общественного самоуправления выполнять функции по управлению имуществом территориального общественного самоуправления; от имени территориального общественного самоуправления открывать счета в банке, подписывать финансовые документы; принимать решения по осуществлению территориального общественного самоуправления в социальной сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства, деятельности правоохранительной направленности; привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местных инициатив, объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических и физических лиц для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового обслуживания и социально-культурного назначения, организации мест отдыха, финансирования целевых социальных программ, благоустройства, озеленения территорий, строительства детских, спортивных и иных площадок, вывоза мусора, ремонта объектов инфраструктуры, дорог и тротуаров и других целей; принимать участие в контроле за использованием финансовых средств, выделенных органами городского самоуправления на содержание и развитие территории; от имени территориального общественного самоуправления выполнять функции учредителя организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью; организовывать благотворительную деятельность, в том числе оказывать помощь инвалидам, престарелым, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, гражданам, находящимся в зоне риска или попавшим в трудную жизненную ситуацию.46

Заседания органов территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости, заседание считается  правомочным если в нем приняло  участие не менее половины членов данного органа. Решение принимается простым большинством голосов.

Следует отметить, что территориальное  общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лиц и соответственно подлежит государственной регистрации  в форме некоммерческой организации. Из этого следует, что территориальное общественное самоуправление, зарегистрированное в качестве юридического лица имеет право создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием собственных финансовых ресурсов; кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ; участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе; организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения; определять в соответствии со своим Уставом штаты, порядок назначения и оплаты труда работников создаваемых организаций.

Для контроля за хозяйственно-экономической деятельностью территориального общественного самоуправления избирается ревизор или ревизионная комиссия, не менее 3 человек. Ревизор подотчетен только собранию (конференции) граждан. Он проверяет хозяйственно-экономическую деятельность органа территориального общественно самоуправления по итогам года, по решении собрания (конференции) граждан данный срок может быть изменен.

Данная форма может осуществляться также собраниями и конференциями  граждан. О порядке организации  и проведения собраний и конференций  граждан по поводу территориального общественного самоуправления изложено в предыдущих параграфах. Некоторые  авторы рассматривают данную форму как разновидность собраний и конференций граждан, на наш взгляд, такая позиция является наиболее верной. Но все таки территориальное общественное самоуправление требует более детальной регламентации.

Одной из форм территориального местного самоуправления является товарищество собственников жилья (далее по тексту ТСЖ). Данный институт регламентирован в Жилищном кодексе РФ. Итак, ТСЖ – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.47 Как мы видим из определения данная организация создается в целях распоряжения и управления общим имуществом в пределах многоквартирного дома. Порядок организации ТСЖ содержится в ст.136 Жилищного кодекса РФ, согласно которой процедура создания выглядит следующим образом: 1. На общем собрании жильцов принимается решение о создании ТСЖ, собрание обладает кворумом если в нем приняли участие более 50% собственников помещений, решение считается принятым если набирает простое большинство голосов участников собрания. 2. ТСЖ подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица, для процедуры регистрации необходим протокол общего собрания, на котором было принято решение о создании ТСЖ, а также сведения о лицах принявших данное решение. В целом деятельность ТСЖ сводится к ведению хозяйственно-экономической деятельности.

Территориальному общественному  самоуправлению присущи такие же проблемы как и в случае с собраниями и конференциями граждан, это высокие рамки правомочности. Довольно сложно организовать и провести собрание или конференцию, обладающую кворумом, особенно в настоящее время при низкой активности населения.

2.4. Публичные слушания и опрос граждан

Другие две формы непосредственного  управления населения на муниципальном  уровне представляют собой публичные слушания и опрос граждан.

Публичные слушания – проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.48

Как видно из определения цель публичных слушаний это обсуждение проектов муниципальных правовых актов. Данная цель предполагает информирование населения о важных вопросах местного значения, по которым необходимо принятие решения, а также выявление мнения населения по поводу этих вопросов и проекта муниципального правового акта.

На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься: проект устава муниципального образования, а  также проект муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования.49

С инициативой проведения публичных слушаний может выступить население, представительный орган, глава администрации муниципального образования. Если инициатива исходит от населения или представительного органа, публичные слушания назначаются представительным органом, в случае когда инициатором проведения публичных слушаний выступает глава администрации, слушания назначаются им же.

Население вправе выступить с инициативой  проведения публичных слушаний, предполагается что от имени населения действует  инициативная группа, при чем в законе не указан количественный состав данной группы, дается отсылка к местным нормативным актам. В положении о публичных слушаниях в г. Перми дается регламентация инициирования публичных слушаний населением. Так с инициативой могут выступить инициативная группа жителей города, обладающих активным избирательным правом, численностью не менее 500 человек, объединения жителей в форме некоммерческой организации или органов территориального общественного самоуправления.

Для назначения публичных слушаний данные инициативная группа направляет в представительный орган представление с указанием темы публичных слушаний, список предлагаемого состава оргкомитета, список инициативной группы, а также иные документы имеющие отношение к публичным слушаниям. Вопрос о назначении публичных слушаний рассматривается представительным органом на ближайшем заседании. По результатам рассмотрения данного вопроса представительный орган вправе либо назначить проведение публичных слушаний, либо отказать. В законе не установлены основания по которым представительный орган вправе отказать, что говорит о нечеткой регламентации данного вопроса. Получается что данный орган вправе отказать в проведении публичных слушаний по любым основаниям. В решении о назначении публичных слушаний указывается тема слушаний, дата проведения, состав оргкомитета. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей о времени проведения до дня проведения не может быть более одного месяца.

На основании решения о назначении публичных слушаний глава муниципального образования в срок не более 5 суток назначает подразделение, ответственное за организацию и проведение слушаний. Ответственное подразделение организует проведение первого заседания оргкомитета в срок не позднее чем через 5 дней после своего назначения и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности оргкомитета. На первом заседании оргкомитет выбирает председателя и секретаря. В функции оргкомитета входят: определение перечня конкретных вопросов, выносимых на обсуждение по теме публичных слушаний; обеспечение опубликования темы и перечня вопросов публичных слушаний в средствах массовой; определение списка должностных лиц, специалистов, организаций, представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, направление им официальных обращений с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение; составление списка экспертов публичных слушаний и направление им приглашений; назначение ведущего и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола; определение места и времени проведения публичных слушаний с учетом количества приглашенных участников, возможности свободного доступа для жителей города, представителей органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц; оповещение населения муниципального образования и средств массовой информации о проведении публичных слушаний; определение необходимости регистрации участников публичных слушаний и ее организация; определение очередности выступлений на публичных слушаниях и сбора предложений для включения в итоговый документ до и после проведения публичных слушаний; определение порядка и места экспозиции, выставки демонстрационных материалов застройки, ознакомление жителей с проектами правовых актов и иными информационными документами; определение вида и порядка подготовки итогового документа, способа его доведения до населения; определение регламента публичных слушаний с учетом количества докладчиков, экспертов, жителей, записавшихся на выступления.50

Оповещение жителей о проведении публичных слушаний осуществляется оргкомитетом, заблаговременно, не позднее  чем за 7 суток до дня проведения слушаний.

В публичных слушаниях имеют  право участвовать все заинтересованные физические и юридические лица. После проведения публичных слушаний оргкомитет готовит протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний – итоговый документ. Данный документ направляется в орган назначивший проведение публичных слушаний. Итоги обсуждения вынесенного на слушания вопроса в обязательном порядке прилагаются к пакету документации к проекту решения и учитываются органами местного самоуправления при принятии соответствующего решения. Также результаты публичных слушаний подлежат обнародованию, в срок не более 2 месяцев.

По закону итоги публичных слушаний должны учитываться при принятии решения, но на практике орган принимающий решение может как учитывать так и не учитывать мнение населения, при принятии соответствующего решения. В настоящее время при сложном бюрократическом аппарате, довольно сложно повлиять на решение каких либо органов. Только в случае если орган сам этого желает, то есть публичные слушания будут выступать как политический ход. На наш взгляд данная форма может выступать как средство для получения поддержки населения определенными политическими силами.

В ст.31 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» закреплена такая форма  непосредственного управления граждан как опрос граждан. Из данной статьи мы видим что опрос граждан – форма непосредственного осуществления самоуправления населением, проводимая на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан носит лишь рекомендательный характер и по своей сути может  инициироваться только органами местного самоуправления и государственной власти. Цель проведения опроса граждан это выявление мнения населения по поводу принимаемых решений. На наш взгляд данная форма предопределяет настроения граждан по поводу принимаемых решений, а также может повлиять на характер решений.

Процедура проведения граждан похожа на процедуру выборов. Только при выборах граждане голосуют за определенного кандидата, а при опросе высказывают свое мнение по поводу конкретного вопроса. При этом вопрос должен быть сформулирован так чтобы на него можно было дать однозначный ответ: «за» или «против». С инициативой проведения опроса граждан может выступить глава муниципального образования, представительный орган или государственные органы. В законе определен повод инициирования опроса государственными органами - это учет мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, иных поводов закон не предусматривает. Что же касается органов местного самоуправления то поводом могут выступать вопросы местного значения.

Информация о работе Способы местного самоуправления