Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Инициатива  проведения референдума, исходящая  от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Первое, необходимо образовать инициативную группу местного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может образовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива проведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.7

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную  комиссию муниципального образования  с заявлением о ее регистрации. В  заявлении должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Заявление подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления заявления рассматривает его. В случае соответствия заявления требованиям закона она передает его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления должен в течение не более 20 дней проверить соответствие выдвигаемого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает законность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня решения представительного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отрицательное решение представительного органа влечет отказ в регистрации инициативной группы со стороны избирательной комиссии муниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообразности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, выносимого на референдум, или выдвигать иные вопросы.

В-третьих, в  поддержку инициативы проведения референдума  проводится сбор подписей участников референдума, в количестве не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума. Он проводится со дня, следующего за днем получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Срок сбора подписей устанавливается законом субъекта РФ и не может быть менее 20 дней.  Сбор подписей проводится на подписных листах, содержащих формулировку вопроса, который предлагается вынести на референдум. Гражданин, поддержавший инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.8 После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей, а также число подписей по каждому населенному пункту и составляет итоговый протокол. Подписные листы и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 15 дней проверяет представленные материалы. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы требованиям закона комиссия направляет подписные листы, итоговый протокол инициативной группы, копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе.

Инициатива  проведения референдума, выдвинутая совместно  представительным органом местного самоуправления и главой местной  администрации, оформляется их правовыми  актами.9

Второй этап назначение местного референдума. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации.

Принятие органом  местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Местный референдум назначается представительным органом  муниципального образования. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в данный орган документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом  в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, региональных органов государственной власти, избирательной комиссии субъекта Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума. Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.10

В соответствии с уставом  муниципального образования голосование  на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня  голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах  массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Третий этап - подготовка к голосованию. Регистрации подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в местном референдуме. Основанием для регистрации участников референдума является постоянное проживания гражданина Российской Федерации в границах территории муниципального образования. Регистрация избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования. Списки участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации участников референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются участки референдума  из расчета не более чем 3000 участников референдума на каждом участке. При проведении местного референдума избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий.11

В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в комиссии муниципального образования. Если референдум проводится по инициативе инициативной группы, то обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на данную группу.

Четвертый этап - агитация. При проведении референдума обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с действующим законодательством. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. Федеральными законами гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Пятый этап - определение итогов референдума. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50 процентов граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию, то есть обнародованию. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.12

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение  могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.13

Принятое на местном референдуме решение  подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования  и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Еще одной высшей формой непосредственной демократии являются выборы. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа14, способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления. В ст. 2 Закона «об основных гарантиях избирательных прав выборы названы формой прямого волеизъявления граждан», осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Также муниципальным выборам посвящена ст.23 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии  избирательных прав граждан при  проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения  результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами. Так в Пермском крае существует ряд законов, регламентирующих муниципальные выборы: Закон «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009, Закон Пермского края от 13.03.2008 № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае». В данных нормативных актах утверждается, что муниципальные выборы проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Пермского края, настоящим Законом, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Также как  и местный референдум организация  и проведение муниципальных выборов  состоит из нескольких этапов. Все  эти этапы можно назвать избирательным  процессом.

Первый этап - назначение выборов. В соответствии с федеральным законодательством муниципальные выборы назначаются уполномоченным на то органом, а именно уточняется в региональном законодательстве представительным органом муниципального образования. В г. Перми решение о назначении муниципальных выборов принимается Думой не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня принятия. Если Дума не назначит выборы в указанные сроки, выборы назначаются в соответствии с действующим законодательством. То есть в соответствии с региональным законодательством выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов, установленного настоящим Законом.15

 Если избирательная  комиссия муниципального образования  не назначит в установленный  срок выборы либо если такая  избирательная комиссия отсутствует,  соответствующий суд общей юрисдикции  по заявлениям избирателей, избирательных  объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Избирательную комиссию Пермского края обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии. В случаях, установленных Федеральным законом, суд может установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Избирательной комиссией Пермского края.16

Информация о работе Способы местного самоуправления