Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:16, доклад

Описание

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную  самостоятельность, автономность местных  органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

В России

Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации.

Правовую  основу местного самоуправления составляют:

-Европейская  хартия местного самоуправления,

-Конституция  Российской Федерации,

-общепризнанные  принципы и нормы международного  права, международные договоры  Российской Федерации,

-федеральные  конституционные законы,

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

конституции (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации,

-уставы  муниципальных образований,

-решения,  принятые на местных референдумах  и сходах граждан,

-иные  муниципальные правовые акты. 

Украина

Согласно  Конституции Украины 1996 года впервые  на конституционном уровне закреплено понятие местного самоуправления, которое  определяется как право территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Органы  местного самоуправления — это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит  особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако  органы местного самоуправления —  это не только способ децентрализации  управления, но и способ организации  и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное  решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. 

Великобритания

В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non-Metropolitan  
Counties). 
Большой Лондон состоит из тридцати двух муниципальных единиц и еще  
одной - the City of London, при этом каждый из муниципалитетов отвечает за свою территорию. Органы местного управления организовывают практически все, связанное с благоустройством территорий и поддержания порядка, но им не подчиняется полиция Лондона и общественный транспорт. 
На данный момент система Большого Лондона претерпевает изменения - предполагается выбрать единое муниципальное правительство Лондона, которое будет решать вопросы, касающиеся всего города и координировать работу  
муниципалитетов. Таким образом решится проблема деления власти между комитетами различных районов, интересы которых часто пересекаются. Выборы в правительство Лондона пройдут в мае 2000 года и затем будут проходить каждые четыре года.

Муниципальных графских округов всего шесть: Tyne and Wear, West Midlands, Merseyside, Greater Manchester, West Yorkshire и

South Yorkshire, которые разбиты на 36 муниципальных округов.

Муниципалитеты этих округов управляют всеми местными делами, за исключением пожарной службы, общественного транспорта и уборки мусора - этим занимаются специальные объединенные управления из представителей рядовых муниципалитетов. 

Германия

Первое принципиальное различие: в Германии местное самоуправление - это вопрос субъекта федерации, и федерация никаким образом не вмешивается в то, как регионы решают этот вопрос и каким образом они считают нужным организовать у себя местное самоуправление. Единственный законодательный акт федерального уровня, в котором что-то говорится о местном самоуправлении, - это конституция, или основной закон Германии, в котором в ст. 28 написано, что община имеет право на самоуправление, а государство обязано это право предоставить. Отличие России в том, что по Конституции Российской Федерации этот вопрос был отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Результат, в частности, - принятие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который (это мое мнение, хотя я не конституционалист) в значительной мере нарушает конституционную норму о предметах совместного ведения. Фактически мы имеем федеральный закон, который очень детально регламентирует все отношения в сфере местного самоуправления, в известной мере сковывая возможности, инициативу субъектов Федерации и отдельных муниципалитетов. Таково первое, на мой взгляд, принципиально важное различие. 

Федеративная Республика Германия включает 16 субъектов федерации, из которых три - это города и 13, скажем так, территориальные субъекты федерации. Если посмотреть на территориальные субъекты, то можно сказать, что почти везде местное самоуправление там организовано одинаково. Везде существует, если пользоваться российской терминологией, трехтипная, а в немецкой терминологии - двухуровневая модель местного самоуправления, то есть там местное самоуправление осуществляется на уровне отдельных общин, поселений, на уровне муниципальных районов, и наряду с ними существуют определенные более крупные города, в которых самоуправление самостоятельное.

Информация о работе Местное самоуправление