Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Решение о назначении опроса граждан  принимает представительный орган  муниципального образования. В решении должны быть указаны дата, сроки проведения, формулировка вопроса, форма опросного листа, состав комиссии по проведению опроса граждан, а также минимальная численность населения, принимающего участия в опросе. Граждане должны быть уведомлены о назначении опроса граждан не позднее чем за 10 дней до дня проведения опроса.

Организацией и подготовкой проведения опроса граждан занимается соответствующая комиссия. В функции комиссии входят: оборудование помещений для проведения опроса, составление списка лиц, участвующих в опросе, обеспечение изготовления опросных листов, организация проведения голосования граждан при опросе, подведение итогов опроса. Деятельность комиссии осуществляется на принципе коллегиальности, комиссия правомочна если на заседании присутствует не менее половины её участников. Комиссией принимается решение о признании опроса состоявшимся, несостоявшимся или признании опроса недействительным. Опрос граждан считается не состоявшимся если в нем приняли участие менее 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе, равно как и в случае если количество действительных опросных листов менее 25%. Полномочия комиссии прекращаются с момента передачи итогов проведения опроса граждан в представительный орган муниципального образования. Материальное и финансовое обеспечение опроса граждан обеспечивается за счет инициатора, то есть если инициатором выступает муниципальные органы, то за счет средств местного бюджета, если государственные органы, то за счет федерального бюджета.

2.5. Голосование по отзыву депутата или члена выборного органа местного самоуправления

В гл.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст.24 закреплено право отозвать депутата представительного органа муниципального образования. Данная форма непосредственного самоуправления граждан предусматривает возможность в установленном порядке досрочно прекратить полномочия депутата, выборного органа. С другой стороны досрочное лишение депутата полномочий выступает как форма ответственности депутата перед населением. Голосование по отзыву депутата может проводиться только по инициативе населения. Следует отметить, что инициирование отзыва депутата может происходить только в случае когда он совершает конкретные противоправные действия, подтвержденные судебным решением. Таким образом законодатель исключает возможность отозвать депутата по следующим основаниям: утеря доверия избирателей, совершения действий порочащих звание депутата. Что на наш взгляд «развязывает руки» выборным лицам, то есть на избирательной компании депутат обещает выполнить конкретные действия, а после избрания может забыть про свои обещания, так как он не несет ответственность перед населением.

 Порядок отзыва депутата  выглядит следующим образом и включает в себя несколько этапов. Первый этап это образование инициативной группы. Инициативная группа образуется на собрании граждан конкретного избирательного округа. Собрание является правомочным если в нем принимает участие не менее половины граждан, обладающих избирательным правом. Перед собранием проводится регистрация участников. Численность инициативной группы должна быть не менее 10 человек. Решение об образовании инициативной группы по отзыву депутата принимается прямым открытым или тайным голосованием, если за него проголосовало более половины участников собрания.51 При этом о проведении собрания должно быть сообщено депутату, а также ему должна быть предоставлена возможность выступить на данном собрании. Далее инициативная группа должна быть зарегистрирована в избирательной комиссии муниципального образования, для этого необходимо в срок не позднее 3 дней предоставить в избирательную комиссию протокол собрания граждан с приложенным к нему списком инициативной группы. Комиссия в течении 7 дней принимает решение о регистрации инициативной группы, либо отказе в регистрации в случае нарушения порядка образования данной группы. О принятом решении комиссия информирует главу муниципального образования, представительный орган и депутата в отношении которого инициируется отзыв.

Второй этап предусматривает сбор подписей в поддержку инициативы отзыва депутата. Члены инициативной группы, либо лица привлекаемые ей осуществляют сбор подписей в поддержку инициативы на подписных листах. В подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дата и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, подпись и дата внесения записи. Все данные указываются гражданином собственноручно. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи граждан, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также один из членов инициативной группы.52 При этом запрещается собирать подписи в местах выдачи заработной платы, пенсий или других социальных выплат, в противном случае данные подписи могут быть признаны недействительными. Для назначения голосования по отзыву депутата инициативная группа должна собрать не менее 15 процентов подписей от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Все расходы, связанные со сбором подписей несет инициативная группа. Не позднее 60 дней со дня регистрации, инициативная группа предоставляет в избирательную комиссию итоговый протокол заседания инициативной группы о сборе подписей, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей, а также пронумерованные и сброшюрованные подписные листы. В случае если инициативная группа не набрала необходимое количество подписей, избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации группы, после чего её деятельность прекращается. Если же собрано необходимое количество подписей, избирательная комиссия направляет решение в представительный органа и главе муниципального образования о соответствии закону порядка выдвижения инициативы.

Третий этап включает в себя назначение голосования по отзыву депутата и подготовку к голосованию. Решение о назначении голосования по отзыву депутата принимает представительный орган муниципального образования в срок не более 30 дней. Дата голосования назначается не ранее чем за 80 и не позднее чем за 100 дней со дня принятия решения о назначении голосования. В пятидневный срок решение подлежит обнародованию. Подготовка к проведению голосования по отзыву депутата аналогична подготовке к муниципальным выборам: создаются участки для голосования, ведется учет избирателей, составляются списки избирателей. Участвовать в голосовании имеют право граждане РФ, обладающие избирательным правом. Списки участников голосования предоставляются участковой комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.53

Четвертый этап, агитация, проводится с момента принятия решения о  назначении голосования по отзыву депутата до нуля часов за сутки до голосования. В целом данный этап похож на агитацию при выборах. В соответствии с федеральным законом граждане Российской Федерации, общественные объединения, зарегистрированные инициативные группы, депутат, в отношении которого проводится инициирование голосования, вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против отзыва.

Пятый этап это непосредственно  голосование. Голосование проводится в зимний период с 1 ноября по 31 марта  с 8 до 20 часов по местному времени, в  летний период - с 8 до 22 часов по местному времени, в календарный выходной день. Участковая комиссия на участках, образованных в отдаленных и труднодоступных районах, может объявить голосование завершенным до окончания указанного в настоящем пункте времени, но не ранее 18 часов по местному времени, если проголосовали все граждане, внесенные в список на участке.54 Голосование проводится по бюллетеням, в котором избиратель в отдает свой голос «за» или «против» отзыва депутата. После окончания голосования ведется подсчет голосов. Окружная избирательная комиссия принимает решение о признании голосования несостоявшимся если в нем приняли участие менее 60% от числа избирателей внесенных в списки, либо о недействительности результатов голосования в случае если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан - участников голосования; в случае если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков по отзыву и по решению суда.

Депутат признается отозванным если за данное решение проголосовало более половины граждан, внесенных в списки, о чем избирательная комиссия выносит соответствующее решение. Итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

Шестой этап – прекращение полномочий депутата. Если в результате голосования депутат представительного органа местного самоуправления был отозван, представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней после официального опубликования итогов голосования принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с его отзывом. Копия решения в течение суток направляется главе муниципального образования, отозванному депутату, в окружную избирательную комиссию.

Примером действенности данной процедуры отзыва может послужить Решение Кизеловского Городского суда Пермского края по делу №2-123, согласно которому были отозваны депутаты Кизеловской городской думы. Основанием для отзыва депутатов послужил факт систематического невыполнения депутатских обязанностей по приему граждан, а также непредставление ежегодного отчета о своей деятельности.(приложение №1)

Подводя итог данной главе хотелось бы отметить, что ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает  ряд форм непосредственного управления граждан на муниципальном уровне, помимо закрепленных в Конституции РФ. Что дает широкие возможности для реализации их на практике населением. Но в связи с низким уровнем регламентации на региональном уровне, достаточно высокими барьерами и манипулирование данными формами органами местного самоуправления, реализация прав граждан на управление затрудняется. На наш взгляд необходимо более детально регламентировать на региональном и муниципальном уровне вышеуказанные формы непосредственного управления граждан, то есть принять такие нормативные акты, которые позволили бы четко отграничивать законность процедуры организации и проведения данных форм, а также обеспечивали бы реальную возможность их использовать в управлении на муниципальном уровне. Более подробная регламентации позволит исключить нарушения порядка организации и проведения данных форм, тем самым обеспечит реализацию прав населения.

 

Глава 3. Публичные мероприятия как формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

3.1. Собрания и митинги: принципы, порядок организации и проведения

В главе 5 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» упоминается об иных формах непосредственного управления граждан  на муниципальном уровне. На наш взгляд к иным можно отнести формы, упомянутые в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном параграфе речь пойдет о собраниях и митингах.

В статье 31 Конституции РФ закреплено, что граждане имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Собрание - совместное присутствие  граждан в специально отведенном или приспособленном для этого  месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.55 Собрания как публичное мероприятие отлично от собраний граждан, упомянутых в предыдущей главе. Во- первых в данном контексте собрания рассматриваются как публичное мероприятие направленное на обсуждение общественно значимых вопросов, данные вопросы могут быть не связаны с вопросами местного значения.56 Во-вторых собрания как публичные мероприятия не нуждаются в сложном порядке организации и проведения. Такая двоякая регламентация данного института может ввести в заблуждение население. Так как характер данных явлений разный, значит и характер принимаемых на них решений будет разный.

 

Порядок организации собраний как  формы публичного мероприятия состоит  из нескольких этапов. Данный порядок  является общим для всех видов  публичных мероприятий, за некоторыми исключениями, и строится на принципах законности и добровольности. Первый этап включает в себя оповещение возможных участников, а также подачу уведомления в соответствующий орган, в нашем случае орган местного самоуправления. Организатором собрания может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.57 Также закон устанавливает субъектов, которые не могут выступать в роли организатора – это лица, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы, и различные объединения, деятельность которых приостановлена. На организатора публичного мероприятия возлагается множество обязанностей, так в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор обязан подать уведомление в орган местного самоуправления о проведении мероприятия, обеспечить условия проведения данного мероприятия, требовать от участников соблюдение общественного порядка и регламента проведения, прекратить публичное мероприятие в случае если участники нарушают общественный порядок.

Порядок подачи уведомления регламентирован  в ст.7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ему организатор в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения мероприятия в письменной форме  уведомляет орган местного самоуправления. Правовое регулирование подачи уведомления содержится в Законе Пермского Края «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», согласно которому в уведомлении должны содержаться следующие сведения: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия (митинг, демонстрация, шествие, пикетирование); 3) место проведения публичного мероприятия, маршруты (места) движения участников; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия (не ранее 07.00 и не позднее 23.00 по местному времени); 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона. В случае если организатором являются политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, то фамилия, имя, отчество лица, которое исполняет функции организатора; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, ответственных за звукоусиливающие технические средства, оказание медицинской помощи, материально-техническое обеспечение; 9) дата подачи уведомления. Для контроля за соблюдением правильности подачи уведомления, а также взаимодействия с организатором орган местного самоуправления может назначить соответствующее лицо. Если уведомление подано в рамках закона, то оно подлежит немедленной регистрации в специальном реестре. Орган местного самоуправления в свою очередь посылает подтверждение о получении уведомления, а также установленные нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, сообщается о назначении уполномоченного (уполномоченных) представителя органов местного самоуправления.58 Также в случае необходимости орган местного самоуправления может назначить уполномоченного представителя, а также направить мотивированное предложение о переносе места или времени проведения публичного мероприятия. Организатор обязан не позднее чем за 3 дня отправить ответ о принятии, либо непринятии предложений по изменению времени и места проведения публичного мероприятия. В противном случае проведение мероприятия запрещено. Также организатор не вправе проводить публичное мероприятие если время и место не были согласованы с органом местного самоуправления. При этом Закон устанавливает список мест в которых проведение публичных мероприятий запрещается: 1.территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2.путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;3.территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;4.пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.59

Информация о работе Способы местного самоуправления