Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Второй этап – предварительная  агитация. Организатор публичного мероприятия  и иные граждане с момента подачи уведомления имеют право проводить агитацию. Под агитацией в данном контексте понимается распространение сведений о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия, а также иной информации, имеющей отношение к данному мероприятию. Для проведения агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, различные листовки, плакаты, любые средства информирования, непротиворечащие Закону. Не допускается при агитации унижение чести и достоинства, оскорбления. Также не допускается агитация, проводимая в форме публичного мероприятия, если порядок проведения данного мероприятия противоречит Закону.

Последний третий этап – проведение публичного мероприятия. При проведения публичного мероприятия запрещаются  действия нарушающие общественный порядок, а также противоречащие регламенту проведения данного мероприятия. Руководит проведением мероприятия организатор в помощь ему может назначаться уполномоченный представитель органа местного самоуправления. Представитель может потребовать от организатора приостановления проведения публичного мероприятия в случае, если требуется устранение нарушений общественного порядка. В случае, когда устранение нарушений невозможно или не последовало представитель вправе требовать прекращения проведения мероприятия. Также к таким случаям относятся создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, умышленное нарушение организатором требований Закона. Если организатор не выполняет требования о прекращении публичного мероприятия, сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению данного мероприятия. Порядок прекращения в общих случаях выглядит следующим образом: представитель органа местного самоуправления дает указание организатору о прекращении публичного мероприятия, и в течении 24 часов оформляет данное указание письменно, устанавливает срок выполнения. В случае, если организатор не выполнил требование, представитель обращается к участникам мероприятия и устанавливает дополнительное время. Данный порядок прекращения не относится к случаем если мероприятие перешло в массовые беспорядки.

Таким образом мы видим отличия  в порядке организации собраний, как формы публичного мероприятия.

В таком же порядке организуются и проводятся митинги. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения  общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.60 По своей сути митинг это обращение граждан к властям или иным лицам. Данное обращение носит рекомендательный характер, то есть органы власти, муниципальные органы вправе как прислушаться к мнению граждан, так и наоборот. В последнее время митинги широко распространены. Так на последних выборах прошел ряд митингов по агитации за тех или иных претендентов. На наш взгляд в наше время митинги выступают как средство политической борьбы, но в то же время на митингах высказывается недовольство нынешними условиями жизни.

3.2. Демонстрации, шествия и пикетирования: принципы, порядок организации и проведения

Кроме собраний и митингов к иным формам непосредственного управления граждан на муниципальном уровне можно отнести демонстрации, шествия и пикетирования. Данные мероприятия являются публичными мероприятиями и поэтому имеют такой же порядок организации и проведения как и собрания и митинги. За некоторым исключением: организатором проведения таких мероприятий может выступать граждане достигшие восемнадцатилетнего возраста. Также как и собрания и митинги демонстрации, шествия и пикетирования проводятся на тех же принципах: законности и добровольности участия. Данные мероприятия различны лишь по своей внешнему выражению.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.61 Данное мероприятие, как видно из определения, проводится в движении. Зачастую демонстрации предшествует или заканчивает ее митинг.

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.62 Отличается от предыдущего отсутствием средств наглядной агитации.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время.63

Данные формы носят лишь рекомендательный характер, то есть граждане посредством таких публичных мероприятий выражают свое мнение и настроение по поводу каких-либо вопросов или проблем. В нашем случае это вопросы местного значения и соответственно проблемы на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления или конкретные должностные лица могут как прислушаться к данным рекомендациям так и нет.

В настоящее время, на наш взгляд, время наибольшей политической активности населения, в связи с недовольством органами государственной власти, количество нарушений при проведении публичных мероприятий возросло. В первую очередь это связано с несоблюдением норм, регламентирующих подачу уведомления о проведении публичного мероприятия. Наиболее активные граждане в местах массового скопления публично призывают к тому или иному проведению того или иного мероприятия. Что в последующем выливается в общественные беспорядки. Наиболее актуальна данная проблема была в период выборов. Чтобы провести публичное мероприятие в целях агитации также необходимо соблюсти всю процедуру организации.

Также проблемой является количественный состав участников, ведь для любой территории есть свои пределы заполняемости, но в наш век цифровых технологий и интернета оповещение населения происходит очень стремительно и не каждый организатор рассчитывает на такую численность единомышленников, что может привести к потере контроля над ними.

Как и других форм непосредственного  управления граждан на муниципальном  уровне, проводимых по инициативе населения, существуют проблемы в реализации данной инициативы. По закону проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер, но органы местного самоуправления вправе предложить другое место и время проведения данного мероприятия. На практике органы местного самоуправления зачастую таковой вариант не предлагают, тем самым ограничивают права организаторов. Получается, что таким образом власти запрещают проведение мероприятия, но действуют при этом в рамках закона. По сути получается, что орган местного самоуправления может предложить безлюдное место, тогда выражение мнения населения вообще потеряет смысл. Но если организатор не согласится с данным предложением, тогда проведение мероприятия запрещено.

Как видно, законодатель изначально оставил «лазейки» для ограничения прав граждан на мирное собрание. Это связано с возможностью властей контролировать выражение тех или иных мнений и настроений. Таким образом органы способны выбирать какие мероприятия им выгодны, а какие нет, и соответственно соглашаться с их проведением или отправлять на «пустыри». 
Заключение

Таким образом мы рассмотрели основные вопросы, касающиеся форм непосредственного управления граждан на муниципальном уровне. Законодательство Российской Федерации предоставляет регламентирует широкий круг форм непосредственной демократии, однако реализация их на практике затруднительна, ввиду отсылочного характера норм. Федеральное законодательство в большинстве своих статей, являющихся правовой основой организации и проведения данных форм, предоставляет возможность более детально регламентировать эти формы региональным властям. Это создает некоторые трудности для реализации форм непосредственного управления граждан, так как региональное законодательство зачастую недолжным образом подходит к изданию такого рода правовых актов, а иногда поступает так же как и федеральный законодатель – дает отсылку к муниципальным нормативным актам. Таким образом получается длинная и сложная процедура ознакомления с порядком организации и проведения форм непосредственной демократии. Было бы намного проще если бы существовал единый нормативно-правовой акт регламентирующий все формы непосредственного управления граждан, например, избирательный кодекс Российской Федерации. В настоящее же время существует множество нормативных актов, регламентирующих данные институты, начиная от положений на муниципальном уровне и заканчивая федеральными законами. Нам кажется, нашему законодательству в области политических прав требуется систематизация, а именно кодификация.

Также необходимо отметить существование  высоких количественных цензов для  выдвижения инициативы населением проведения тех или иных форм непосредственного управления граждан. Во-первых это значительно усложняет сам порядок выдвижения инициативы. Во-вторых ограничивает права граждан на осуществление муниципального управления, то есть в некоторых случаях гражданам не представляется возможным выдвинуть данную инициативу, а тем самым реализовать свое право на управление. С одной стороны это ограничивает права граждан, а с другой, на наш взгляд, делает власть более устойчивой, ведь со стороны населения могут исходить и негативные управленческие решения. Это зависит от правовой культуры населения.

В связи с все растущим правовым нигилизмом, а также разочарованием в нынешней власти, падает политическая активность населения. Такое явление  также усложняет порядок организации форм непосредственной демократии. Ведь, как видно, из законодательства для выдвижения инициативы требуется активное участие граждан, для принятия решений на собраниях, конференциях, а также в других формах требуется кворум, а это опять предполагает активное участие граждан.

Таким образом в нашем государстве  существует достаточное количество форм реализации прав граждан на управление на муниципальном уровне таких как: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, сход граждан, собрание граждан, конференция граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, опрос граждан, обращения граждан в органы муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, а также ряд публичных мероприятий реализующих данные права. Но все это носит формальный характер, так как власть в той или иной степени оказывает воздействие на данные формы непосредственной демократии, зачастую даже используя их в своих целях, а не на благо общества. Как нам кажется данные формы требуют особого внимания со стороны государства, так как это институты прямой демократии, а мы, как сказано в Конституции РФ, живем в демократическом государстве.

1 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // СПС «Консультант плюс»

2 Закон Пермского Края  «О местном референдуме в Пермском крае» от 19.07.2007 №86-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1456

3 Закон Пермского Края «О местном референдуме в Пермском крае» от 19.07.2007 №86-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1457

4 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // СПС «Консультант плюс»

5 Закон Пермского Края  «О местном референдуме в Пермском крае» от 19.07.2007 №86-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1463

6 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право - учебник для ВУЗов,, - М,2007. С.84

7 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право - учебник для ВУЗов,, - М,2007. С.91

8 Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"  - Москва : Юристъ, 2007. – С.232.

9 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // СПС «Консультант плюс»

10 Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"  - Москва : Юристъ, 2007. – С.234.

11 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право - учебник для ВУЗов,, - М,2007. С.84

12 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право - учебник для ВУЗов,, - М,2007. С.84

13 Закон Пермского Края  «О местном референдуме в Пермском крае» от 19.07.2007 №86-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1456

14 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»

15 Закон Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 №525-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1323

16 Закон Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» от 13.03.2008 № 208-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1499

17 Закон Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 №525-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1323

18 Закон Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 №525-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1323

19 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // СПС «Консультант плюс»

20 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право - учебник для ВУЗов,, - М,2007. С.94

21 Закон Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 №525-ПК // Собрание законодательства Пермского края №62 от 12.03.2012 г. – С.1323

Информация о работе Способы местного самоуправления