Индивидуальные трудовые споры и их подведомственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 06:04, курсовая работа

Описание

Право на трудовые споры закреплено за трудящимися в ч.4 ст. 37 Конституции Российской Федерации: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку»[1].
Закрепление права на индивидуальные споры в анализируемой статье выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
1.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальному трудовому спору в комиссии по трудовым спорам
1.2 Порядок исполнения и обжалования решений комиссии по трудовым спорам
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ
2.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальным трудовым спорам в суде
2.2 Обжалование и исполнение судебных решений по индивидуальным трудовым спорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальные трудовые споры и их подведомственность.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

– в случае, если доюрисдикционная стадия имеет место, каким должен быть порядок урегулирования разногласий на этой стадии; следует ли закрепить в законодательстве какую-либо процедуру урегулирования разногласий на доюрисдикционной стадии.

В этой связи следует отметить, что, с одной стороны, положение ч. 2 ст. 385 Трудового кодекса РФ свидетельствует о выделении вышеупомянутой доюрисдикционной стадии, поскольку индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своих представителей не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

С другой стороны, в юридической литературе справедливо отмечается, что в настоящее время «проведение переговоров между сторонами по вопросу урегулирования разногласий не может быть признано в качестве обязанности сторон трудовых отношений. Это их право, но не обязанность»[15]. Ни трудовое, ни гражданское процессуальное законодательство не устанавливают возможность отказа в приеме и рассмотрении заявления как в комиссии по трудовым спорам, так и в суде по тем мотивам, что стороны не предприняли попытку проведения переговоров по урегулированию возникших разногласий. В связи с этим считаем ч.2 ст. 385 ГК РФ излишней, не имеющей правового смысла и подлежащей изъятию из кодекса.

Законом не устанавливается специальная форма заявления для обращения в комиссию по трудовым спорам. Но можно предположить, что заявление должно быть письменным, т.к. оно должно быть зарегистрированным. Структура, содержание могут быть произвольными, но должно быть указано: кто подал заявление, конкретное место работы в организации, профессия и должность работника, кем работает и сущность требования (кто, когда, каким образом нарушил его права). Желательно указать какое решение работник ожидает от комиссии по трудовым спорам, какие у него есть доказательства, какие доказательства работник просит собрать при подготовке дела к рассмотрению (например, каких именно свидетелей вызвать, какие документы потребовать с администрации). Срок обращения в комиссию по трудовым спорам - три месяца со дня, когда работник должен был узнать о нарушении своего права. Трудовой кодекс РФ запрета на отправку заявления по почте не предусматривает, значит можно[16].

Все заявления, которые поступают в комиссию по трудовым спорам, должны быть зарегистрированы. Порядок регистрации определяет комиссия по трудовым спорам, но лучше завести журнал, в котором фиксируется дата поступления, фамилия, должность работника, сущность дела (например, о премировании), дата рассмотрения, какой результат, дата вручения решения комиссии по трудовым спорам работодателю.[17]

После избрания представителей работников, после назначения работодателем своих представителей и выборов из состава членов комиссии по трудовым спорам председателя и секретаря комиссии, вновь созданная комиссия по трудовым спорам может функционировать. Ст.384 ч.5 Трудового кодекса РФ говорит только о двух субъектах обязательных в комиссии по трудовым спорам, однако в 387 ч.6 Трудового кодекса РФ говорится, что на заседании комиссии ведется протокол, который подписывается либо председателем, либо заместителем председателя. То есть получается, что минимальный состав членов комиссии по трудовым спорам должен равняться трем (секретарь, председатель, заместитель председателя). Комиссия по трудовым спорам состоит из равного числа представителей работодателя и работников, но председательствующий один - как показывает практика, это представитель работодателя. Трудовой кодекс РФ о возникающих противоречиях такого рода ничего не говорит, в то время как трудовое законодательство некоторых стран СНГ предполагает паритетные начала деятельности представителей работодателя и работников: если на первом заседании председательствовал представитель работодателя, то на втором - работников и снова по кругу.

Порядок рассмотрения дел в комиссии по трудовым спорам подробно Трудовым кодексом РФ не регламентируется, установлен только общий порядок. И на практике будут использоваться те правила, которые были выработаны на протяжении многих лет.

Что касается определения такого порядка в каком-либо локальном акте, то надо предполагать, что комиссия по трудовым спорам является независимым органом и ни работодатель, ни работники не могут вмешиваться в деятельность комиссии по трудовым спорам. Только на общем собрании работников можно установить правила работы комиссии по трудовым спорам, они не должны, разумеется, противоречить Трудовому кодексу РФ. Сейчас законодательно не ограничен срок полномочий комиссии по трудовым спорам. Ранее он ограничивался либо сроком полномочий комитета профсоюза, либо в КЗоТе указывалось, что срок существования комиссии по трудовым спорам определяется общим собранием или конференцией работников организации, которые избирают эту комиссию. Представляется, что и сегодня это правило можно использовать. Один из вариантов ограничения - срок действия коллективного договора.

Комиссия правомочна рассматривать трудовые споры, если присутствует хотя бы половина членов комиссии от каждой стороны. На практике нередки ситуации, когда кто-то из членов комиссии по трудовым спорам не может участвовать в заседании комиссии по трудовым спорам. И приходится решать вопрос о минимальном количестве членов комиссии по трудовым спорам, по нашему мнению, оптимальная цифра - по два представителя с каждой стороны и тогда правило предусмотренное ст.387 Трудового кодекса РФ будет соблюдено, и риск срыва работы комиссии по трудовым спорам будет минимальным. В принципе если дел не много, то комиссия по трудовым спорам может существовать и в таком небольшом составе (два представителя со стороны работников и два со стороны работодателя)[18].

О дате, времени собрания комиссии по трудовым спорам сообразно оповещать заинтересованных лиц объявлением. Заседания, как правило, открытые для иных работников предприятия, если работник, чей спор рассматривается, не просит о закрытом заседании. Обязательный порядок: должен называться работник, свидетели которые приглашены на заседание. Есть ещё одно правило (ст.383 Трудового кодекса РФ): спор, как правило, рассматривается в присутствии лиц, чей спор рассматривается. Рассмотрение спора без работника производится только по письменной просьбе. Если же просто так не является работник первый раз, то заседание откладывается. Если же повторно не является без уважительных причин, то комиссия по трудовым спорам с рассмотрения его заявление снимает. Если причина повторной неявки уважительная, то комиссия по трудовым спорам вправе снова отложить рассмотрение спора. Если заявление сняли по причине неявки, то работник не лишается права снова подать свое заявление в комиссию по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам имеет право как по собственной инициативе, так и по инициативе работника вызывать специалистов, требовать предоставления документов, платежных ведомостей от работодателя.

Решение комиссии по трудовым спорам подписывается председателем комиссии по трудовым спорам и заверяется.

Если при голосовании равное количество голосов за и против, то решение считается не принятым. В решении должна быть указана мотивировочная часть (будь то решение об отказе или удовлетворении требований).[19]

Трудовым кодексом РФ вводится процедура тайного голосования, т.к. в принципе эта процедура не составляет больших сложностей для ее применения. Но, если количество членов комиссии по трудовым спорам мало, то даже по тайному голосованию можно выявить, кто как голосовал и юридическое значение факта тайного голосования нивелируется.

Если работнику отказывается комиссией по трудовым спорам в удовлетворении его требований, то при обращении в суд возможны такие последствия:

- суд может отказать в приеме заявления, особенно если для этого спора установлен досудебный порядок разбирательства;

- суд рассматривает заявление, но для него важен сам факт рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам.

В принципе отказ суда можно обойти - пока не истекли сроки подать жалобу в комиссию по трудовым спорам, и если комиссия по трудовым спорам в течение 10 дней не даст ответа, то можно снова идти в суд.

              Копии решения должны быть представлены в течение трех дней (видимо рабочих, законодатель не уточняет это) работодателю и работнику. Но не всегда эти сроки соблюдались. Однако в ст.388 Трудового кодекса РФ законодатель обязывает вручить копию, а не ждать кого-то. Копия решения подписывается председателем комиссии или его замом, и заверяется печатью комиссии. Однако копию может подписать и секретарь комиссии.[20]

Не обжалованные решения имеют обязательную силу и не требуют подтверждения своей силы. Хотя на предприятиях решения комиссии по трудовым спорам опосредуются различными правоприменительными актами руководителя предприятия, например, приказ оплатить вынужденный прогул. Решения комиссии по трудовым спорам подлежат исполнению в трехдневный срок, по истечении 10 дней, предназначенных для обжалования решения. Обычно решения комиссии по трудовым спорам исполняются работодателем добровольно. Но предусматривается и принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам, средством является удостоверение, являющееся исполнительным документом. На исполнение решений комиссии по трудовым спорам всех уровней его выдает комиссия предприятия. Такое удостоверение не выдается, если работник или работодатель в течение 10 дней обратились в суд (ч.2 ст.389 Трудового кодекса РФ). Но возникает вопрос о юридической силе решений комиссии по трудовым спорам. С момента принятия заявления судом решение комиссии по трудовым спорам утрачивает силу. Но такой вывод можно сделать только в отношении случаев подачи заявления в суд в течение установленного для обжалования срока. Если же заявление подается по истечении 10 дней, то законная сила решения комиссии по трудовым спорам не утрачивается, поэтому есть возможность выдачи удостоверения. Если же суд восстановит пропущенный срок, то решение комиссии по трудовым спорам утрачивает силу и соответственно выданное комиссией по трудовым спорам удостоверение. Удостоверение комиссии по трудовым спорам должно быть предъявлено не позднее трех месяцев судебным исполнителям. При пропуске срока по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам может восстановить срок.

При сопоставлении механизма формирования комиссии по трудовым спорам и порядка принятия решений данным органом возникает целый ряд вопросов и сложностей. Так, поскольку комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах (т. е. число лиц, представляющих работников и работодателя, в данном органе равное), то в случае стопроцентной явки всех членов комиссии по трудовым спорам при рассмотрении конкретного спора вполне возможна такая ситуация, что голоса разделятся поровну, и решение не будет принято. Возможна и иная ситуация: решение будет принято в интересах работника, если большинство присутствующих на заседании комиссии по трудовым спорам являются представителями работников, и наоборот — решение будет принято в интересах работодателя, если большинство из присутствующих представляют интересы работодателя. Очевидно, поэтому И. Я. Киселев и А. С. Леонов отмечают, что «желательно, чтобы на каждом заседании состав комиссии по трудовым спорам соответствовал принципу паритетности»[21]. Однако в этом случае решение не может быть принято, если голоса разделятся поровну.

Паритетный принцип формирования комиссии по трудовым спорам таит в себе сложности и иного рода. Так, в частности, если половина членов комиссии по трудовым спорам представляет работодателя, то у него появляется прекрасная возможность для саботажа работы комиссии.
А отсутствие половины членов комиссии будет приводить к тому, что ее заседания будут постоянно переноситься из-за отсутствия кворума, поскольку согласно ч. 5 ст. 387 Трудового кодекса РФ заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Особенно часто эту уловку могут использовать работодатели, зная, что они нарушили трудовое законодательство в отношении работника, обратившегося в комиссию по трудовым спорам, а, следовательно, решение по спору может быть принято в пользу последнего. Для недопущения подобных ситуаций представляется целесообразным предусмотреть ответственность членов комиссии по трудовым спорам за неявку без уважительных причин на заседание комиссии (либо возможность рассмотрения спора без членов комиссии, не явившихся без уважительной причины).

Что же касается ситуации с разделением голосов поровну, то здесь при совершенствовании законодательства о комиссии по трудовым спорам, возможно, был бы полезным опыт французской системы судов по трудовым спорам — системы, уникальной в своем роде, т. к. это единственная в Европе система трудовых судов, построенных, как и комиссия по трудовым спорам, по двустороннему принципу. Одна сторона — это представители работников, а другая — работодателей. В состав судов по трудовым спорам входит равное число членов, периодически избираемых обеими сторонами из списков, подаваемых «представительным» профсоюзом и организациями работодателей для каждого района. Отметим, что двусторонний суд во Франции — судебный орган, несмотря на то, что его члены необязательно должны быть юристами.

Как и в описанной выше ситуации с комиссией по трудовым спорам, двусторонний характер французских судов нередко приводит к тупиковым ситуациям, когда решение не может быть принято ввиду того, что голоса разделились поровну. При этом в случае возникновения подобной ситуации проводятся дополнительные заседания, в которых уже участвует профессиональный судья из соответствующего суда[22].

Одним из вариантов решения данной проблемы в наших условиях является предоставление председателю комиссии по трудовым спорам в случае равенства голосов «за» и «против» дополнительного голоса. Фактически в условиях тайного голосования это будет означать, что при равенстве голосов решение будет приниматься председателем комиссии. Законодательное выражение этого предложения заключается в добавлении в ч.1 ст.388 Трудового кодекса РФ следующего текста: «При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии».

Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и их подведомственность