Административные принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Меры административно-правового принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. В противном случае административное принуждение принимает обличие административного произвола. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

Меры административно.docx

— 24.57 Кб (Скачать документ)

Меры административно-правового  принуждения могут устанавливаться  только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных  предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами  права. В противном случае административное принуждение принимает обличие  административного произвола. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере  государственного управления.

Административно-правовое принуждение  применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми  актами. Как правило, к ним относятся  исполнительные органы и их должностные  лица, уполномоченные на осуществление  правоохранительных функций в сфере  государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные  органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных  применять меры данного принуждения.

Специфика управленческих отношений  объективно определяет необходимость  самостоятельной и быстрой реакции  соответствующих должностных лиц  на правонарушения, оперативного использования  ими дозволенных правом мер. В  этой связи очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь  противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Реализация административно-правового  принуждения возможна без предварительной  судебной оценки, устанавливающей законность того или иного управленческого  решения30. Таким образом, административно-правовое принуждение характеризуется внесудебным  порядком его применения соответствующими органами и должностными лицами в  процессе реализации своей компетенции  без обращения в суд. Однако правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые  рассматривают значительную категорию  дел об административных правонарушениях  и применяют к виновным меры административного  наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство).

Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках особых охранительных  правоотношений, складывающихся в сфере  государственного управления и направленных на защиту общественного порядка  и общественной безопасности.

Административно-правовое принуждение  характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный  орган и лица, к которым оно  применяется, не связаны отношениями  организационного соподчинения, в отличие  от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных  отношений. Таким образом находит  свое объяснение то обстоятельство, что  административно-правовое принуждение  может использоваться в отношении  широкого круга субъектов административного  права.

Применение мер административно-правового  принуждения опосредуется регламентированным процессуальным порядком их реализации, причем процессуальный порядок применения мер административно-правового принуждения  по сравнению с процессуальным регламентом  уголовного и гражданского судопроизводства элементарен, прост, экономичен и лишен  относительно громоздкой процедуры.

Административно-правовое принуждение  применяется не только к физическим лицам (гражданам РФ, иностранным  гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических  лиц. В связи с переходом к  рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных  предприятий, учреждений и организаций  расширяется сфера применения административно-правового  принуждения в виде достаточно крупных  штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных  законодательными актами в области  строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе. Посредством  применения мер административно-правового  принуждения вызывается особый юридический  правоохранительный режим, для которого характерно неравенство органа исполнительной власти или должностного лица, применяющего ту либо иную меру административно-правового  принуждения, и физического или  юридического лица, к которому данные меры применяются.

Практическое применение административно-правового  принуждения способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это обусловлено  тем, что органы внутренних дел, государственные  инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих  правил и могут своевременно реагировать  на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает в себя большое  количество средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование которых  прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно  вредных последствий. Во многих случаях  административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому  нередко они оказывают большое  воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и т.д.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивает вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Одним из важнейших признаков административно-правового  принуждения является специфическая  юридическая природа оснований  его применения. Основанием административно-правового  принуждения являются, как правило, административные проступки. В отличии  от авторов, связывающих реализацию данных мер лишь с административными  правонарушениями31, а также в  строго определенных случаях и с  преступлениями, не представляющими  большой общественной опасности32, я  поддерживаю авторов, которые в  качестве основания применения административно-правового  принуждения, помимо названных выше обстоятельств, называют:

1) экстремальные социальные условия,  предусмотренные правовой нормой, например, эпидемий, стихийных бедствий  и других чрезвычайных обстоятельств,  при которых меры административно-правового  принуждения используются при  отсутствии правонарушения и  вины человека в целях предупреждения  возникновения тех или иных  опасных последствий, их локализации33;

2) преступления любой степени  общественной опасности;

3) объективно противоправные деяния34.

Среди ученых и практиков существуют различные мнения о содержании понятия  административно-правового принуждения. С точки зрения способа упорядочения общественных отношений правовое принуждение  в целом и административно-правовое - в частности, рассматривается отдельными учеными как метод государственного воздействия, обеспечивающий выполнение определенных действий либо воздержания от их совершения35.

По мнению других авторов, "...административно-правовое принуждение - это ... применение субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного  права принудительных мер"36, "... в целях граждан и должностных  лиц к исполнению юридически закрепленных правил для предотвращения правонарушений, обеспечения общественной безопасности, прекращения правонарушений и наказания  нарушителей"37. И в этом смысле административное принуждение рассматривается  как совокупность принудительных средств, определенных законом38.

Наконец, некоторые авторы считают, что под таковым принуждением следует понимать как психическое  либо физическое воздействие на сознание и поведение субъекта с целью  понудить их путем угрозы применения предусмотренных законом санкций  к должному поведению, так и само применение мер административно-правового  воздействия39.

В моем понимании административно-правового  принуждения я опираюсь на позицию  тех авторов, которые предлагают различать административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка - с одной стороны, и меры административного  принуждения - с другой. Эти два  понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее проявление административного  принуждения и есть та или иная административно-принудительная мера. Посредством правовой регламентации  отдельных мер принуждения происходит регламентация оснований, порядка  и содержания правового воздействия40. Следует отметить большое количество терминов, означающих административно-правового  принуждения: "административно-принудительные средства", "административно-принудительные меры", "меры принудительного обеспечения  должного поведения", "принудительные правоохранительные средства воздействия" и другие. Причем эти понятия употребляются авторами как синонимы мер административного принуждения41.

Административно-правовое принуждение  включает в себя различные по своему характеру и назначению принудительные меры. Эти меры могут быть объединены в различные группы в зависимости  от конкретных целей. Классификация  мер административного принуждения  имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так  как позволяет определить место  каждой такой меры в системе административно-принудительных средств воздействия и, следовательно, установить основания и порядок  ее применения.

До 50-х годов в юридической  литературе господствовала двухчленная  классификация. Все меры административно-правового  принуждения сводились к двум группам: административные взыскания  и иные меры административного принуждения, которые будучи по своей сути принудительными, лишены характера наказания42.

В 1956 году М.И. Еропкин обосновал  трехчленную классификацию мер  административного принуждения, которой  долгое время придерживалось большинство  ученых - административистов. По этой классификации  меры административно-правового принуждения  подразделяются на три группы: административно - предупредительные меры; меры административного  пресечения; административные взыскания (административная ответственность). В  основе этой классификации лежат  цели и способ обеспечения правопорядка43.

По этому вопросу имеются  и другие точки зрения. Так Д.Н. Бахрах предлагает следующую классификацию  мер административно-правового принуждения: меры пресечения, административно - восстановительные меры и меры взыскания (наказания)44.

Интересную классификацию  мер административно-правового принуждения  предложил Л.М. Розин. Критерием классификации  по его мнению является цель, для  достижения которой соответствующая  мера применяется, а именно ею определяется основание и порядок применения каждой меры. Данная классификация  выглядит следующим образом:

а) административные взыскания, применяемые при привлечении  к административной ответственности  в качестве наказания правонарушителя;

б) меры административного  пресечения, используемые для пресечения совершающегося правонарушения;

в) меры процессуального  принуждения, которые дают возможность  установить факт правонарушения, удостоверить личность нарушителя, собрать все  необходимые данные об административном правонарушении и составить требуемые  законом документы;

г) восстановительные меры, предназначенные для восстановления нарушенного правопорядка, прав граждан;

д) меры административно-принудительные, применяемые в целях предотвращения правонарушений45.

С одних и тех же позиций  смотрят на проблему классификации  мер административно-правового принуждения  А.П. Коренев и Л.Л. Попов. Исходя из целей использования, способов обеспечения  правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых  мер административно-правового принуждения  ими выделяется четыре группы:

а) меры административного  предупреждения (административно - предупредительные  меры);

б) меры административного  пресечения (административно - пресекательные меры);

в) меры административно - процессуального  обеспечения;

г) меры административного  взыскания46.

Свою позицию по поводу классификации мер административно-правового  принуждения мне бы хотелось построить, во-первых, через понимание административной ответственности как части административно-правового  принуждения, и, во-вторых, через понятие  административно-правового принуждения, данного профессором К.С. Бельским. По его мнению, административно-правовое принуждение означает словесно-психическое  и физическое воздействие органов  исполнительной власти, осуществляемое на правовой основе в отношении определенного  физического или юридического лица с целью заставить, побудить его  к соответствующему поведению, подчинению известным ограничениям или возложить  на него одно из административных взысканий47. В данном определении заключены  две группы мер административного  принуждения. Одна давно получила в  науке административного права  родовое наименование "меры административной ответственности". К ним относятся  все административные взыскания: предупреждение, штраф, административный арест и  т.д. Вторая группа охватывает такие  принудительные меры воздействия, как  административно - предупредительные, административно - пресекательные, административно - восстановительные и также административно - обеспечительные меры, как меры административно-правового принуждения  процессуального характера, хотя отдельные  меры административно-процессуального  обеспечения поглощаются мерами административно-правового пресечения (например, доставление, задержание и др.). К сожалению, все эти меры второй группы до настоящего времени не получили родового наименования, а это с научной точки зрения мешает рассматривать их как единую компактную группу, имеющую общую генетическую основу и учитывающую общие родственные корни объединяемых принудительных воздействий. В свое время теоретики права предлагали для названных мер принуждения наименование "меры защиты", но оно не привилось в правоведении и было признано неудачным. Думается, что правильнее административно-предупредительные, административно-пресекательные, административно-восстановительные меры, а также и в какой-то степени и административно-обеспечительные меры процессуального характера называть французским понятием "action direct" (непосредственное принуждение). Конечно, понятие "меры непосредственного принуждения" не на сто процентов отражают те административно-правовые реальности, которые оно обозначает и которые имеют место в действительной жизни, но охватывает сердцевину рассматриваемых мер административно-правового принуждения: они применяются компетентным органам на месте, где происходят события, непосредственно путем прямого и личного контакта с объектом воздействия.

Информация о работе Административные принуждения