Административно-правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Государственное управление осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих двух способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы публичной власти используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако, в условиях, когда совершаются правонарушения, а также возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица вынуждены применять государственно-правовое принуждение и, если говорить о государственном управлении, административно-правовое принуждение.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Понятие административного принуждения ………………….……4
Глава 2. Виды мер административного принуждения………………….…...8
2.1 Меры административного предупреждения…………………………….13
2.2 Меры административного пресечения…………………………………..17
2.3 Меры административной ответственности……………………………...20
2.4 Административно-восстановительные меры……………………………23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

адм. прав. прин..doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………….…….2

Глава 1. Понятие административного принуждения ………………….……4

Глава 2. Виды мер административного принуждения………………….…...8

2.1 Меры административного предупреждения…………………………….13

2.2 Меры административного пресечения…………………………………..17

2.3 Меры административной ответственности……………………………...20

2.4 Административно-восстановительные меры……………………………23

Заключение…………………………………………………………………….25

Список  литературы……………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Государственное управление осуществляется с помощью  активных способов целенаправленного  воздействия на сознание и поведение  людей. В современных условиях в  качестве этих двух способов выступают  два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.

      В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы публичной  власти используют убеждение граждан  в необходимости сознательного  и добровольного соблюдения Конституции  РФ, законов и иных правовых актов  РФ. Однако, в условиях, когда совершаются правонарушения, а также возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица вынуждены применять государственно-правовое принуждение и, если говорить о государственном управлении, административно-правовое принуждение.

      Таким образом, административно-правовое принуждение  обусловлено объективными потребностями  развития общества и является свойством государственной власти.

      Административно-правовое принуждение является одним из центральных институтов административного права. Его содержанием является система мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. В ряду этих мер господствующая в настоящее время правовая доктрина рассматривает административно-предупредительные меры.

      Институт  административного принуждения  является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.

      Нормы административного права содержат широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых в сфере  государственного управления для обеспечения  законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и трудового, гражданского, экологического, таможенного, земельного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 

      Административно-правовое принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью государственно-правового  принуждения.

      Административное  принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением  охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.1

      Следовательно, большая часть принудительных мер  государственного воздействия применяются  именно в сфере административных правоотношений, что, собственно, и отражает одну из существенных характеристик административно-правового принуждения.

      Административно-правовое принуждение занимает важную роль в  охране правопорядка, оно включает в себя большое число средств  пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.2 Применение административно-правового принуждения обусловлено:

  1. необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей,
  2. необходимостью пресечь и предупредить правонарушения.3

      Административное  принуждение обладает рядом специфических  признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения:

      1) Множественность субъектов, осуществляющих  административную юрисдикцию. Применять  меры административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственные инспекции, органы  милиции, транспорта, судьи, административные  комиссии и др.). С другой стороны, оно применяется в отношении не только отдельных лиц, но и организаций;

      2) Меры административно-правового  принуждения применяются в сфере  обеспечения правопорядка для  охраны складывающихся в данной  сфере общественных отношений,  регулируемых, как правило, нормами административного права;

      3) Механизм правового регулирования  административного принуждения,  который устанавливает основания  и порядок применения административно-принудительных  мер воздействия, определяется  административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);

      4) Применение мер административно-правового  принуждения осуществляется, как  правило, во внесудебном порядке.  Оно является одним из методов  реализации функциональной власти. Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т.е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции.

      5) Система мер административно-правового  принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;

      6) Меры административно-правового  принуждения менее значительны  по своей суровости, чем меры  уголовного воздействия (наказания);

      7) Административное принуждение имеет  основной целью понуждение к  исполнению гражданами, должностными  лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми  нормами юридических обязанностей  в сфере правопорядка;

      8) Порядок применения административно-правового принуждения определен административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса); однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

      9) Специфический (упрощенный) порядок  применения мер административного  принуждения — это порядок  оперативного воздействия (реагирования). Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном  правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

      10) Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.

      11) Меры административно-правового принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях предупреждения наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

      12) При применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.4

      Таким образом, административное принуждение (в отличие от других отраслевых видов государственного принуждения) можно охарактеризовать как определенный административным законодательством  вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ 

      Административно-правовое принуждение включает в себя различные  по своему назначению и характеру принудительные меры. Эти меры могут быть объединены в различные группы в зависимости от конкретных целей. Большое теоретическое и практическое значение занимает вопрос о классификации мер административного принуждения, так как позволяет определить место каждой такой меры в системе административно-принудительных средств воздействия и, следовательно, установить основания и порядок ее применения.6

      В административно-правовой литературе предложено несколько подходов к  классификации административно-принудительных мер, и все они проводятся по различным основаниям.

      В конце 1940-х годов С.С. Студеникиным, Ц.А. Ямпольской и др. была предложена двухчленная классификация мер  административно-правового принуждения. В основу данной классификации положен  формальный признак - наличие административных санкций. Все меры административно-правового принуждения делились:

      1) на административные взыскания;

      2) иные меры административного  принуждения.

      При этом под иными мерами административного  принуждения С.С. Студеникин понимал "административно-правовые меры социальной защиты", Ц.А. Ямпольская, Г.И. Петров - "меры административного обеспечения", а А.Е. Лунев - "меры пресечения".7

      По  пути преодоления разнобоя в вышеприведенной  классификации и в целях уточнения  места принудительных мер в системе административного принуждения в 1956 году М.И. Еропкиным была предложена трехчленная классификация мер административного принуждения, согласно которой все меры административного принуждения в зависимости от способа охраны правопорядка (способа воздействия) подразделялись:

      1) на меры административного предупреждения;

      2) меры административного пресечения;

      3) административные взыскания.

      Данный  подход был поддержан рядом ученых-административистов - сначала И.А. Галаганом, затем Л.Л. Поповым, Б.М. Лазаревым и др. 8

      Некоторые изменения вносит, с позиции критики  последней классификации, Д.Н. Бахрах, которым предлагается в зависимости  от непосредственной цели применения административного принуждения  выделять:

Информация о работе Административно-правовое принуждение