Административно-правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Государственное управление осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих двух способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы публичной власти используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако, в условиях, когда совершаются правонарушения, а также возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица вынуждены применять государственно-правовое принуждение и, если говорить о государственном управлении, административно-правовое принуждение.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Понятие административного принуждения ………………….……4
Глава 2. Виды мер административного принуждения………………….…...8
2.1 Меры административного предупреждения…………………………….13
2.2 Меры административного пресечения…………………………………..17
2.3 Меры административной ответственности……………………………...20
2.4 Административно-восстановительные меры……………………………23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

адм. прав. прин..doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

      8) принятие решения о проведении  профилактических прививок населению  или отдельным группам граждан  по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении  лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

      9) проведение освидетельствования  управляющих транспортными средствами  водителей (судоводителей) на  состояние опьянения;

      10) выселение жильцов по санкции  прокурора из домов, грозящих обвалом;

      11) изъятие сотрудниками милиции  огнестрельного оружия у лиц,  злоупотребляющих спиртными налитками  либо психически больных, с  последующим вынесением постановления  административной комиссией об их возмездном изъятии.

      Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, досмотр). 23

      Ряд предупредительных мер применяется  лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное поведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок; установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по постановлению административных комиссий).

      Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной  особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.24 

      2.2 Меры административного  пресечения

      Меры  административного пресечения используются как средство принудительного прекращения  правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. 25

      Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, меры пресечения используются и для прекращения общественно опасных действий, а с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы в связи с преступлениями. Таким образом, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности. Еще одна особенность административного пресечения - более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисциплинарную ответственность.26

      Пресечение  осуществляется как в интересах  общества, государства, так и в  интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершающему противоправные действия.27

      Меры  административного пресечения применяются:

      1) органами милиции; 

      2) государственными инспекциями; 

      3) различными государственными службами, контрольно-надзорными органами и их должностными лицами.

      Виды  мер административного пресечения:

      1) требование к нарушителю прекратить противоправное поведение, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников милиции, народных дружинников);

      2) предписание (осуществляется различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должностными лицами);

      3) привод лиц (например, хронических  алкоголиков и наркоманов, систематически  нарушающих общественный порядок  и права других лиц и уклоняющихся от обследования в наркологических учреждениях; лиц, уклоняющихся от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);

      4) запрещение эксплуатации транспортных  средств, техническое состояние  которых не отвечает установленным  требованиям;

      5) доставление нарушителя;

      6) административное задержание— принудительное  кратковременное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок; задержание транспортного средства;

      7) личный досмотр, досмотр вещей,  ручной клади, изъятие вещей  и документов у лиц, подозреваемых  в совершении административного  правонарушения или производимых  при задержании этих лиц в  момент совершения правонарушения28 
 
 
 
 

      2.3 Меры административной  ответственности

      С одной стороны административная ответственность является особым видом  юридической ответственности, которой  присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность - это составная часть административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.). 29

      Меры  административное взыскания занимают особое место в системе мер административного принуждения.

      Их  особенность состоит в следующем:

      - они носят ярко выраженный санкционный характер;

      - воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

      - взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

      - все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

      - наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

      - являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).30 

      Особенности административной ответственности:

      1. Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправомерное деяние).

      2. Она состоит в применении к  субъектам административных наказаний.  Административное наказание является мерой административной ответственности. Административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания, поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления.

      3. К административной ответственности  привлекают органы, которым такое  право предоставлено законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются межмуниципальные (районные) суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

      4. Законодательством установлен особый  порядок привлечения к административной  ответственности. Он отличается  сравнительной простотой, что  создает условия для его оперативности  и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

      5. Она урегулирована нормами административного  права, которые содержат исчерпывающие  перечни административных нарушений,  административных взысканий и  органов, уполномоченных их применять,  детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.31

      Анализ  признаков административной ответственности  позволяет выделить три ее основания:

      1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;

      2) фактическое, т. е. деяние конкретного  субъекта, нарушающее правовые предписания,  охраняемые административными санкциями  (административное нарушение);

      3) процессуальное, т. е. акт компетентного  субъекта о наложении конкретного  взыскания за конкретное административное нарушение.32

      Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность  и санкцию за ее неисполнение. Затем  может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за административное нарушение.33

      За  совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

      1) предупреждение;

      2) административный штраф;

      3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

      4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

      5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

      6) административный арест;

      7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

      8) дисквалификация;

      9) административное приостановление  деятельности.

      За  одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

      Административная  ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. 

      2.4 Административно-восстановительные  меры 

      Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные  в частности применяются в  целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. К ним относятся меры материальной ответственности (взыскание ущерба, предусмотренное ст. 40 КоАП)34, снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени. 35

Информация о работе Административно-правовое принуждение