Административно-правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:20, реферат

Описание

Административное принуждение правомерно, применяется на основе нормативных актов, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права.
Цель данной работы- дать подробную характеристику понятию и видам административно- правового принуждения.

Содержание

Понятие и виды административно- правового принуждения как средства борьбы с совершением административных правонарушений………….......................................................................3
Административно-предупредительные меры…………………………7
Меры административного пресечения………………………………..10
Заключение……………………………………………………………..12
Список используемых источников……………………………………13

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

                                               СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Понятие и  виды административно- правового принуждения  как средства борьбы с совершением  административных правонарушений………….......................................................................3
  2. Административно-предупредительные меры…………………………7
  3. Меры административного пресечения………………………………..10
  4. Заключение……………………………………………………………..12
  5.     Список используемых источников……………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и виды административно- правового принуждения как   средства борьбы с совершением административных правонарушений.

      Поскольку существует общество, неизменно будет существовать  и принуждение к чему-либо одних  людей другими. Это принуждение  может выражаться в различных  формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще ( призыв одного из членов общества другими к соблюдению ими нравственных устоев).

       Административное принуждение правомерно, применяется на основе нормативных актов, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права.

       Цель данной работы- дать подробную характеристику понятию и видам административно- правового принуждения.

          Административно-правовое принуждение – это правоприменительная деятельность, которая осуществляется государством и заключается в применении уполномоченными государственными органами и лицами, предусмотренных законом мер и средств для поддержания правопорядка и обеспечение безопасности. Административно-правовое принуждение  выполняет карательную функцию. Кроме того, оно применяется для предупреждения и пресечения правонарушений [4 с.89 ].

     Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт:

      1. Оно применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.

    2. Применение административного принуждения – результат  реализации государственно-властныхполномочий.Лицо,применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер  невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего управления, в отношениях с     “ внешней средой ”. Закон строго определяет круг лиц, имеющих подобные полномочия.

     3.  Административное принуждение состоит в принуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

    4. Административное принуждение применяется с целью:

       а)  прекращение противоправных  действий;

       б)  привлечения  к ответственности  противоправных действий;

       в)  обеспечения общественной  безопасности, когда наступление экстраординарных  условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

   5. Основанием применения административного принуждения являются:

       1) совершение административного правонарушения;

       2) наступление особых условий,  предусмотренных правовой нормой

(например, стихийных бедствий, катастроф техногенного  характера, эпидемий и других  чрезвычайных обстоятельств).  В   данных случаях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека.

    6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.

     Таким образом, административное  принуждение представляет собой  средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка  и общественной безопасности.

    Принуждение может быть психическим,  физическим, материальным. Психическое  принуждение воздействует на  психику личности путем применения  насилия или других мер воздействия,  влекущих для его последствия  ( например, требование прекратить противоправные действия). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя).

Материальное  принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении некоторых материальных благ

( например, взыскание с правонарушителя  штрафа).

  Объектом административного принуждения является поведение личности.

    Целью административного принуждения является соблюдение административных норм и охрана административно-правовых отношений в сфере государственного управления.

      В отличие от дисциплинарного принуждения административное принуждение не связано с отношениями служебной подчиненности.

      В отличие от уголовного и дисциплинарного принуждения административное принуждение применяется как в отношении физических, так и юридических лиц.

      Административное принуждение в отличие от уголовного не влечет юридическое состояние судимости, а в отличие от дисциплинарного не связано с увольнением с работы.

      Административное принуждение, как и любое иное государственное принуждение, не должно быть связано с ущемлением чести и достоинства, а также с причинением физических страданий.

    Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их квалификации.

    Все меры административного принуждения можно разделить на следующие виды:

   -административно-предупредительные меры.

   -общие и специальные меры административного пресечения.

   -меры административного взыскания (меры административной ответственности).

    Можно выделить меры обеспечения  административного процесса и административно-восстановительные меры, применяемые с целью нарушенного права [ 1 с.142  ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Административно-предупредительные меры

     Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупреждения  возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья населения и требующих проведения аварийно-спасательных  и восстановительных работ.

    Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений.  Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

    Административно-предупредительные  меры  многофункциональны, но главная  их цель- предупредить вредные,  опасные для жизнедеятельности общества явления , в том числе и правонарушения. Эти меры отличаются чрезвычайным многообразием  и применяются в различных сферах общественной жизни, осуществляются различными субъектами с компетенцией контрольного и надзорного характера( специальные государственные инспекции и т.д.).  В основном они имеют отраслевой (ведомственный) профиль, но могут проводиться и органами с общей управленческой компетенцией. Административно-предупредительные меры выступают либо в виде административных ограничений, либо как определенные административные действия в отношении той или иной категории лиц и организаций.

      Таким образом, под мерами административного  предупреждения понимают способы  и средства, направленные на предупреждение  правонарушений и  недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, и организаций.

       Административно-предупредительные  меры могут быть классифицированы  по сходным признакам, по разным  основаниям и целям применения  и т.д.

       На основании  квалификации мер по целям применения  выделяют две группы мер административного принуждения.

     К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращение наступления  возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

     - введение  карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, эпидемией.

     -  таможенный досмотр, т.е. проверка  при въезде через государственную  границу с целью предупреждения  контрабанды;

     -  закрытие участков государственной  границы, участков дороги или  улиц в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

     -  досмотр транспортных средств;

     - принудительное медицинское освидетельствование  физического  состояния лиц,  санитарного состояния предприятий  торговли и общественного питания;

     -  принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие

( например, личного транспорта) в силу государственной  необходимости при наступлении стихийных бедствий;

    -  досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

   -   пожарный надзор;

   -   административный надзор;

   -   регистрация оружия, транспортных средств и др.

     Ко второй группе мер предупреждения  относятся меры, которые имеют  цель предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная  профилактическая  направленность. Такими мерами являются:

    - проверка документов, удостоверяющих личность;

    - контрольные и надзорные проверки;

    - досмотр вещей и личный досмотр  граждан, подозреваемых в совершении  преступления или административного  правонарушения  [ 2 с. 194  ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Меры административного пресечения

      Меры пресечения – это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности[ 2 с.196  ]. 

       В силу предупредительной направленности  административное пресечение играет  важную роль в охране режима, законности, в защите прав граждан,  общества, государства.

    Среди средств  административного  принуждения меры административного пресечения  наиболее многочисленны и разнообразны.

    В зависимости от цели и способа воздействия  меры пресечения подразделяются на обычные и специальные.

    К обычным мерам пресечения относятся:

   - требование прекратить противоправное деяние;

   -  превентивное задержание: помещение  в медицинский вытрезвитель,

приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом  лечении; задержание нарушителей комендантского часа;

Информация о работе Административно-правовое принуждение