Виды административного принуждения, их правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

К задачам работы относится:

- определение положения административного принуждения в государственном управлении;

- выявление сущности административного принуждения;

- каким образом регулируется административное принуждение;

- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

§1.Общая характеристика административного принуждения……………….

§2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика…

§2.1. Административно-предупредительные меры……………………..

§2.2. Меры административного пресечения…………………………….

§2.3. Меры административного взыскания……....................................

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат админ. право!.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

                                           Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...

§1.Общая характеристика административного принуждения……………….

§2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика…

     §2.1. Административно-предупредительные меры……………………..

     §2.2. Меры административного пресечения…………………………….

     §2.3. Меры административного взыскания……....................................

Заключение……………………………………………………………………….

Список  использованной литературы………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

     Поскольку существует общество, неизменно будет  существовать и принуждение к  чему-либо одних людей другими. Это  принуждение может выражаться в  различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).

     Административное  принуждение правомерно, применяется  на основе нормативных актов, т.е. применяется  исключительно в случаях и  в порядке, предусмотренных нормами административного права.

     Административное  принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами  административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

     В написании данной работы используются различные методы исследования: анализ мнений различных ученых; анализ учебных пособий и работ ученых-правоведов; изучение нормативных актов, связанных с темой работы.

     Целью работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

     К задачам работы относится:

     - определение положения административного  принуждения в государственном  управлении;

     - выявление сущности административного принуждения;

     - каким образом регулируется административное  принуждение;

     - классификация мер административного  принуждения на основе мнений  разных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §1.Общая характеристика административного принуждения. 

Административное  принуждение – особый метод государственного управления. Сущность административного  принуждения можно раскрыть через  ряд присущих ему признаков.

     К ним можно отнести следующие  признаки:

     Административное  принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

     Данный  признак административного принуждения  необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

     В то же время, говоря об этих мерах, имеются  в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

     Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

     Внешние формы проявления административного  принуждения весьма различны. Это  обусловливается разнообразием  обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

     Все меры административного принуждения  применяются для того, чтобы заставить  субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться  установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

     Меры  административного принуждения  могут устанавливаться только правовыми  актами. Применение этих мер допускается  лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

     Административное  принуждение применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми  актами. Как правило, к ним относятся  исполнительные органы и их должностные  лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

     Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной  и быстрой реакции соответствующих  должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими  дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

     В связи с этим очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

     Административное  принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например, за мелкое хищение.

     Административное  принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.

     Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

     Процессуальный  порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой  и экономичностью.

     Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.

     Одним из важнейших признаков административного  принуждения является специфическая  юридическая природа оснований  его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

     Основываясь на перечисленных признаках, можно  сделать вывод, что административное принуждение – это урегулированное нормами административного права психическое, физическое, организационное или материальное воздействие, применяемое в публичных интересах уполномоченными органами государственного управления и должностными лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика.

 

     “Большое  теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации  мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике”* По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима,

     “во-первых, для уяснения сущности разнообразных  мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия.

     Во-вторых, это имеет большое значение для  применения мер принуждения, обеспечения  эффективности воздействия на правонарушителей.

     В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении  вопросов о привлечении к уголовной  либо административной ответственности, а также при заменен уголовной ответственности – административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

     В-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.”*

Информация о работе Виды административного принуждения, их правовая характеристика