Виды административного принуждения, их правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

К задачам работы относится:

- определение положения административного принуждения в государственном управлении;

- выявление сущности административного принуждения;

- каким образом регулируется административное принуждение;

- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

§1.Общая характеристика административного принуждения……………….

§2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика…

§2.1. Административно-предупредительные меры……………………..

§2.2. Меры административного пресечения…………………………….

§2.3. Меры административного взыскания……....................................

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат админ. право!.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     В административно-правовой литературе высказываются различные точки  зрения о классификации мер административного  принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает  среди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные  меры и наказания.”* Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”*, “восстановительные меры – применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.”*

     И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).”*

     Он  также утверждает, что критерием  классификации мер административного  принуждения, применяемых в связи  с правонарушением, может служить  “непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.”* Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений 
1. административно-процессуальные меры;

2.административно-предупредительные меры;

3. административно-правовые  санкции.”*

     При этом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Под административно-правовой санкцией Миронов А.Н предлагает понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.”

     В целом по вопросу о классификации  мер административного принуждения  в науке административного права  выделяют две основные точки зрения (другие – это модификация этих двух точек зрения).

     “Первая сводится к двухчленной классификации  административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного  принуждения. Выдвинута в конце 40-х  годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

     Вторая  предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится  о существовании трех видов мер  административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения”.

            §2.1. Административно-предупредительные меры. 

     “Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых  – предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности.”

     Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций” Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.”

     К административно-предупредительным  мерам относят:

     -административный  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы;

     – таможенный досмотр;

     – спецконтроль пассажиров и судов  гражданской авиации;

     – привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

     – изъятие огнестрельного оружия у  лиц, страдающих психическими заболеваниями;

     – проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

     – предрейсовое освидетельствование  водителей автомототранспорта;

     – закрытие границы на участке, сопряженном  с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);

     – прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

     – ограничение движения транспорта при  авариях, овалах, обрывах линий электропередач;

     – убой животных в случаях заболевания  их заразными болезнями;

     – уничтожение недоброкачественных  продуктов питания;

     – ограничение права водопользования  и т.п.”*

     Администратино-предупредительные  меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина  при эпидемиях и эпизоотиях и  т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

     Особую  группу составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых  состоит не только в обеспечении  общественной безопасности, но и в  лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.

     Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной  особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений. 

     § 2.2. Меры административного пресечения. 

     Меры  административного пресечения используются как средство принудительного прекращения  правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

       В отличие от административно-предупредительных  мер меры пресечения применяются  в связи с совершенными правонарушениями  и к субъектам, их совершившим.  Эту точку зрения разделяет  Севрюгин В.Е. который утверждает, что меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, – неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство), в-третьих – систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.). Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения общественные отношения охраняется охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних” Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

     Меры  административного пресечения могут  применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и, как правило, им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

     Меры  административного пресечения многообразны. Это, по мнению Серегина А.В., обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

     В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

     Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

     – Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления  нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

     – Арест и изъятие имущества  применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном  владении (например, незаконных средств  охоты, рыбной ловли).

     – Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

     – Временное отстранение от работы используется как средство административного  пресечения в отношении лиц, состояние  здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

     – Требования прекратить неправомерное  поведение может применяться  управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

     – Ликвидация результатов неправомерных  действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

     – Принудительное лечение может применяться  в отношении лиц, больных венерическими  болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно – опасные деяния.

     Остановимся более подробно на административном задержании граждан (N3-ФЗ «О полиции»).

     Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совершения проступка – для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): “наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Информация о работе Виды административного принуждения, их правовая характеристика