Сущность и виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание

К задачам данной работы относится:
- выявление сущности административного принуждения;
- классификация мер административного принуждения.

Содержание

Введение
1 Понятие административного принуждения
2. Классификация мер административного принуждения
2.1 Административно-предупредительные меры
2.2 Меры административного пресечения
2.3 Меры ответственности
2.4 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Сущность и виды  мер административного  принуждения.

Введение

1 Понятие административного принуждения

2. Классификация мер административного принуждения

2.1 Административно-предупредительные меры

2.2 Меры административного пресечения

2.3 Меры ответственности

2.4 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Заключение

Список использованных источников  
Введение

 Поскольку существует общество, неизменно будет существовать  и принуждение к чему-либо одних  людей другими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).

 Административное принуждение  правомерно, применяется на основе нормативных актов, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права.

 Административное принуждение  является воздействием государства  на субъекты права, заключающееся  в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

К задачам данной работы относится:

- выявление сущности административного  принуждения;

- классификация мер административного  принуждения.

 

 

 

1. Понятие административного принуждения

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет  специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за, что  государственные органы могут применять метод принуждения "(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения". Государственное принуждение, "в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм".

Административное принуждение  является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. "Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий". Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения. "Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов".

Меры административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости  предупредить совершение правонарушения).

"Административное принуждение  применяется только к правонарушителям  в случаях и в порядке, указанном  в законе" и применяются в  связи с наличием особого основания  - административного проступка. Поскольку  проступки менее вредны чем преступления то меры административного принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание".

Выделяют следующие характерные  черты административного принуждения:

1. Основанием применения мер  административного принуждения  является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административного принуждения  применяются к лицам и органам,  в отношении которых субъект  административной власти, не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной власти  и нарушитель не являются членами  одного коллектива и последний  непосредственно не подчинен  по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное принуждение  осуществляется органами государственного  управления и только в некоторых  специальных случаях народными  судами (судьями), органами общественных  организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.

5. Являются результатом реализации  государственно-властных полномочий, и состоит в понуждении к  исполнению гражданами и должностными  лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

6. Применяется для прекращения  противоправных действий, наказания  нарушителей в административном  порядке, обеспечения общественной  безопасности и установленного  правопорядка.

7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

8. Способствует профилактике преступлений.

9. Осуществляется на строго правовой  основе”.

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер  пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

 

2. Классификация мер административного принуждения

 Проблема классификации мер  административного принуждения  на виды давно обсуждается в юридической литературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаются различные варианты ее решения. Так, И.И. Веремеенко классифицирует меры административного принуждения на три вида:

1) административно-процессуальные;

2) административно-правовые санкции;

3) административно-предупредительные. 

 Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А.  Галаган – на 1) административно-предупредительные; 2) меры административного пресечения; 3) взыскания.

Право на существование имеют все  из вышеперечисленных групп административного принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административное задержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе) осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другой цели не имеет.

 Но в данной контрольной  работе мы будем придерживаться  мнения профессора Л.П. Попова, который классифицирует меры административного принуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры обеспечения производства  по делам об административных  правонарушениях

 

2.1 Административно-предупредительные меры

 Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

 Следовательно, основанием для  применения административно-предупредительных  мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных  законодательством обстоятельств  как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

 Законодатель не только закрепляет  юридически властные полномочия  на применение исполнительными  органами таких принудительных  мер, как реквизиция, карантин, принудительный  осмотр грузов, освидетельствование  и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

 Административно-предупредительным  мерам присуща ярко выраженная  профилактическая направленность.

 Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий  между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

 По этому критерию среди  административно-предупредительных  мер можно выделить четыре  группы:

1) меры, применяемые в целях  предотвращения угрозы наступления  возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение  правонарушений, причем не только  административных правонарушений, но и преступлений (таможенный  досмотр, проверка документов, удостоверяющих  личность);

3) меры, препятствующие уклонению  соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют  так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение  которых не только обеспечение  общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

 

2.2 Меры административного пресечения

 Реальные правонарушения представляют  непосредственную угрозу охраняемым  общественным отношениям, причиняют  им вред. Интересы их защиты  требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

 Суть подобных мер, несмотря  на их многообразие, состоит в  принудительном прекращении противоправных  действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

 Значение этих мер в системе  правоохранительных средств особенно  велико, поскольку в ходе их  применения пресекаются наиболее  распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

 Многообразные меры административного  пресечения можно сгруппировать  в несколько видов.

 В частности, к ним относятся  меры:

1) применяемые непосредственно  к личности правонарушителя (требование  прекратить неправомерное поведение,  непосредственное физическое воздействие,  административное задержание и  доставление в милицию и др.);

2) имущественного характера (изъятие  огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) технического характера (запрещение  эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий  ввиду нарушения правил техники  безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) финансового характера (прекращение  кредитования, сокращение бюджетного  финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Информация о работе Сущность и виды мер административного принуждения