Сущность и виды  мер административного 
принуждения.
Введение 
1 Понятие административного принуждения 
2. Классификация мер административного 
принуждения 
2.1 Административно-предупредительные 
меры
2.2 Меры административного пресечения
2.3 Меры ответственности
2.4 Меры обеспечения производства 
по делам об административных правонарушениях
Заключение 
Список использованных источников  
Введение
 Поскольку существует общество, 
неизменно будет существовать 
и принуждение к чему-либо одних 
людей другими. Это принуждение 
может выражаться в различных формах. 
Оно может быть правомерным, противоправным 
и не урегулированным нормами права вообще 
(призыв одного из членов общества другими 
к соблюдению им нравственных устоев).
 Административное принуждение 
правомерно, применяется на основе 
нормативных актов, т.е. применяется исключительно 
в случаях и в порядке, предусмотренных 
нормами административного права.
 Административное принуждение 
является воздействием государства 
на субъекты права, заключающееся 
в причинении им каких-либо 
правоограничений в форме применения 
прямо предусмотренных нормами административного 
права мер в связи с правонарушением (или 
объективно-противоправным деянием, содержащим 
в себе признаки состава правонарушения) 
или в связи с государственной необходимостью 
путем возложения на субъекта права индивидуальным 
правовым актом управления дополнительной 
юридической обязанности либо лишения 
(ограничения) уже имеющихся у них прав.
К задачам данной работы относится:
 - выявление сущности административного 
принуждения;
- классификация мер административного 
принуждения.
 
 
 
1. Понятие административного принуждения
Решающая роль в борьбе с правонарушениями 
принадлежит государству. Оно имеет 
специальный аппарат принуждения. 
Правовые нормы определяют, за, что 
государственные органы могут применять 
метод принуждения "(основания принуждения), 
виды и размеры принудительных средств 
(санкций) и порядок их применения". 
Государственное принуждение, "в праве, 
выступает в форме правового принуждения 
и, как правило, выражается в конкретных 
мерах принудительного характера, применяемых 
уполномоченными на то органами государства 
(должностными лицами) в связи с неисполнением 
правовых норм".
Административное принуждение 
является особой, самостоятельной разновидностью 
правового принуждения. "Административное 
принуждение играет важную роль в охране 
правопорядка, включает в себя большое 
число средств пресечения (задержание 
граждан, запрещение эксплуатации механизмов 
и т.д.), использование прекращает антиобщественные 
действия, предотвращает наступление 
общественно вредных последствий". 
Применение административного принуждения 
обусловлено: во-первых, необходимостью 
в установленных законом случаях наказать 
правонарушителей, во-вторых, необходимостью 
пресекать и, в-третьих, предупреждать 
правонарушения. "Административное 
правонарушение (проступок) - негативное 
социально-правовое явление, поскольку 
наносит вред охраняемым нормам административного 
права, общественным и личным интересам 
(благам). В силу этого общество (государство) 
вынуждено вести борьбу с ними посредством 
установления соответствующих правовых 
запретов".
Меры административного принуждения 
могут применяться как при 
наличии, так и при отсутствии 
правонарушений (например, при чрезвычайных 
обстоятельствах, при необходимости 
предупредить совершение правонарушения).
"Административное принуждение 
применяется только к правонарушителям 
в случаях и в порядке, указанном 
в законе" и применяются в 
связи с наличием особого основания 
- административного проступка. Поскольку 
проступки менее вредны чем 
преступления то меры административного 
принуждения, в общем, менее суровы, чем 
уголовное наказание".
Выделяют следующие характерные 
черты административного принуждения:
1. Основанием применения мер 
административного принуждения 
является административный проступок, 
а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, 
- преступление, не представляющее большой 
общественной опасности.
2. Меры административного принуждения 
применяются к лицам и органам, 
в отношении которых субъект 
административной власти, не является 
вышестоящим в порядке подчиненности 
и не обладает по отношению к ним административной 
властью.
3. Субъект административной власти 
и нарушитель не являются членами 
одного коллектива и последний 
непосредственно не подчинен 
по службе тем, кто применяет 
к нему меры административного принуждения.
4. Административное принуждение 
осуществляется органами государственного 
управления и только в некоторых 
специальных случаях народными 
судами (судьями), органами общественных 
организаций (товарищеские суды, 
технические и правовые инспекторы 
профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном 
номами административного права.
5. Являются результатом реализации 
государственно-властных полномочий, 
и состоит в понуждении к 
исполнению гражданами и должностными 
лицами установленных правовыми 
нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения 
противоправных действий, наказания 
нарушителей в административном 
порядке, обеспечения общественной 
безопасности и установленного 
правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно 
процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой 
основе”.
Как уже отмечалось, правом применения 
административно-принудительных мер 
пользуются не все, а только специально 
уполномоченные органы государственного 
управления. Это облегчает контроль, и 
надзор за применением мер принуждения. 
Произвольное присвоение правомочий по 
применению административного принуждения 
является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения 
имеют профилактическую направленность, 
являются средством предупреждения преступности, 
так как применяются к лицам не имеющим 
устоявшихся антиобщественных установок, 
совершающим малозначительные отклонения 
от правовых предписаний. Именно это и 
обуславливает множественность и многочисленность 
применяющихся различными субъектами 
право применения административно-правовых 
средств воздействия.
 
2. Классификация мер административного 
принуждения
 Проблема классификации мер 
административного принуждения 
на виды давно обсуждается 
в юридической литературе. До сегодняшнего 
дня она остается дискуссионной. Предлагаются 
различные варианты ее решения. Так, И.И. 
Веремеенко классифицирует меры административного 
принуждения на три вида: 
 1) административно-процессуальные; 
 2) административно-правовые санкции; 
 3) административно-предупредительные. 
 Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А. 
Галаган – на 1) административно-предупредительные; 
2) меры административного пресечения; 
3) взыскания.
Право на существование имеют все 
из вышеперечисленных групп административного 
принуждения. Принудительная сущность 
административно-предупредительных мер 
очевидна: она заключается в возложении 
обязанностей и дополнительных ограничений 
на лиц, в отношении которых они применяются 
(обязанность водителя остановить транспортное 
средство по требованию сотрудника милиции). 
Меры процессуального обеспечения производства 
по делу о правонарушении также имеют 
право на существование, поскольку не 
всегда «растворены» в других группах 
мер. Так, административное задержание 
на срок до рассмотрения дела (но не свыше 
указанного в Кодексе) осуществляется 
только в целях обеспечения рассмотрения 
дела и никакой другой цели не имеет. 
 Но в данной контрольной 
работе мы будем придерживаться 
мнения профессора Л.П. Попова, 
который классифицирует меры административного 
принуждения в зависимости от целей и 
способа обеспечения правопорядка, определяемых 
объективным характером общественных 
отношений и противоправных посягательств 
на эти отношения, на четыре группы:
 1) административно-предупредительные 
меры;
 2) меры административного пресечения;
 3) меры административной ответственности;
 4) меры обеспечения производства 
по делам об административных 
правонарушениях
 
2.1 Административно-предупредительные 
меры
 Административно-предупредительные 
меры. Применение принудительных средств 
законодательство связывает, как правило, 
с фактом нарушения лицом возложенных 
на него правовых обязанностей. Однако 
угроза общественным и личным интересам 
и причинение им ущерба могут возникнуть 
вследствие не только правонарушения, 
но и стихийных бедствий, действий психически 
больных лиц и т.п. Поэтому государство 
вынуждено прибегать к применению принудительных 
мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении 
норм права, компетентные органы в предусмотренных 
законом случаях ограничивают их права. 
Таковы действия пожарных, уничтожающих 
постройки в целях локализации пожара, 
и т.д. Основной целью названных защитных 
мер государства являются предупреждение 
правонарушений и уклонения от выполнения 
юридических и иных обязанностей, а также 
обеспечение общественной безопасности.
 Следовательно, основанием для 
применения административно-предупредительных 
мер является не правонарушение, 
а наступление особых, установленных 
законодательством обстоятельств 
как связанных, так и не 
связанных с действиями человека. Для 
их применения не требуется факта нарушения 
правовой нормы, а необходимо наступление, 
как правило, особых условий, предусмотренных 
гипотезой нормы. Это могут быть пожары, 
наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, 
розыск преступника, несчастные случаи 
и т.п.
 Законодатель не только закрепляет 
юридически властные полномочия 
на применение исполнительными 
органами таких принудительных 
мер, как реквизиция, карантин, принудительный 
осмотр грузов, освидетельствование 
и других аналогичных мер, но 
и определяет порядок реализации этих 
мер.
 Административно-предупредительным 
мерам присуща ярко выраженная 
профилактическая направленность.
 Отмечая общность всех административно-предупредительных 
мер, нельзя не заметить различий 
между отдельными превентивными мерами 
по их непосредственному назначению и 
характеру правоограничений.
 По этому критерию среди 
административно-предупредительных 
мер можно выделить четыре 
группы:
 1) меры, применяемые в целях 
предотвращения угрозы наступления 
возможных вредных, опасных, а нередко 
и тяжких последствий, например, введение 
карантина в местностях, пораженных эпидемией 
или эпизоотией, закрытие участков Государственной 
границы при вспышке опасных инфекционных 
заболеваний на сопредельной территории 
и др.;
 2) меры, направленные на предупреждение 
правонарушений, причем не только 
административных правонарушений, 
но и преступлений (таможенный 
досмотр, проверка документов, удостоверяющих 
личность);
 3) меры, препятствующие уклонению 
соответствующих субъектов от исполнения 
ими обязанностей (реквизиция, принудительное 
медицинское освидетельствование и проч.);
 4) особую группу составляют 
так называемые лечебно-предупредительные 
меры принуждения, назначение 
которых не только обеспечение 
общественной безопасности, но и лечение 
опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных 
больных и т.д.
 
2.2 Меры административного пресечения
 Реальные правонарушения представляют 
непосредственную угрозу охраняемым 
общественным отношениям, причиняют 
им вред. Интересы их защиты 
требуют немедленного принятия мер органами 
исполнительной власти и их должностными 
лицами в целях пресечения действий, нарушающих 
правовые предписания. Такими мерами являются, 
например, административное задержание 
нарушителя, запрещение эксплуатации 
неисправных машин и механизмов, приостановление 
работы магазинов или предприятий общественного 
питания при нарушении санитарных правил 
и т.п.
 Суть подобных мер, несмотря 
на их многообразие, состоит в 
принудительном прекращении противоправных 
действий (деятельности) граждан, должностных 
лиц, организаций, нарушающих установленный 
порядок.
 Значение этих мер в системе 
правоохранительных средств особенно 
велико, поскольку в ходе их 
применения пресекаются наиболее 
распространенные правонарушения - 
административные правонарушения, 
обеспечивается возможность привлечения 
нарушителей к ответственности. Однако 
назначение мер административного пресечения 
не исчерпывается борьбой с административными 
правонарушениями. Они могут применяться 
также и для прекращения преступных действий. 
Так, соответствующие надзорные органы 
приостанавливают работы, эксплуатацию 
машин и механизмов, которые ведутся с 
нарушением правил и норм безопасности 
и охраны недр, независимо от того, явилось 
ли это следствием административного 
правонарушения или преступления. Таким 
образом, меры административного пресечения 
являются одним из эффективных средств 
борьбы с правонарушениями.
Таким образом, основаниями применения 
мер административного пресечения 
являются: во-первых, совершение правонарушения 
и, во-вторых, совершение объективно противоправных 
деяний или наступление представляющих 
опасность противоправных состояний или 
событий. При таких обстоятельствах применение 
мер пресечения обусловливается необходимостью 
быстрого и эффективного прекращения 
различного рода посягательств на личную 
безопасность, права и свободы граждан, 
интересы государственных, общественных 
организаций.
 Многообразные меры административного 
пресечения можно сгруппировать 
в несколько видов.
 В частности, к ним относятся 
меры:
 1) применяемые непосредственно 
к личности правонарушителя (требование 
прекратить неправомерное поведение, 
непосредственное физическое воздействие, 
административное задержание и 
доставление в милицию и др.);
 2) имущественного характера (изъятие 
огнестрельного охотничьего оружия, 
снос самовольно возведенных строений 
и др.);
 3) технического характера (запрещение 
эксплуатации неисправного транспорта, 
приостановление работы предприятий 
ввиду нарушения правил техники 
безопасности, правил пожарной безопасности, 
запрещение или ограничение ремонтно-строительных 
работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются 
требования по обеспечению общественной 
безопасности, и др.);
 4) финансового характера (прекращение 
кредитования, сокращение бюджетного 
финансирования, отзыв лицензии, 
дающей право осуществлять финансовые 
операции, изъятие (взимание) в доход бюджета 
сумм, полученных предприятиями, учреждениями 
и организациями в результате нарушения 
финансовой дисциплины, законодательства 
о ценах, о реализации нестандартной продукции 
и др.);