Сущность и виды мер административного
принуждения.
Введение
1 Понятие административного принуждения
2. Классификация мер административного
принуждения
2.1 Административно-предупредительные
меры
2.2 Меры административного пресечения
2.3 Меры ответственности
2.4 Меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников
Введение
Поскольку существует общество,
неизменно будет существовать
и принуждение к чему-либо одних
людей другими. Это принуждение
может выражаться в различных формах.
Оно может быть правомерным, противоправным
и не урегулированным нормами права вообще
(призыв одного из членов общества другими
к соблюдению им нравственных устоев).
Административное принуждение
правомерно, применяется на основе
нормативных актов, т.е. применяется исключительно
в случаях и в порядке, предусмотренных
нормами административного права.
Административное принуждение
является воздействием государства
на субъекты права, заключающееся
в причинении им каких-либо
правоограничений в форме применения
прямо предусмотренных нормами административного
права мер в связи с правонарушением (или
объективно-противоправным деянием, содержащим
в себе признаки состава правонарушения)
или в связи с государственной необходимостью
путем возложения на субъекта права индивидуальным
правовым актом управления дополнительной
юридической обязанности либо лишения
(ограничения) уже имеющихся у них прав.
К задачам данной работы относится:
- выявление сущности административного
принуждения;
- классификация мер административного
принуждения.
1. Понятие административного принуждения
Решающая роль в борьбе с правонарушениями
принадлежит государству. Оно имеет
специальный аппарат принуждения.
Правовые нормы определяют, за, что
государственные органы могут применять
метод принуждения "(основания принуждения),
виды и размеры принудительных средств
(санкций) и порядок их применения".
Государственное принуждение, "в праве,
выступает в форме правового принуждения
и, как правило, выражается в конкретных
мерах принудительного характера, применяемых
уполномоченными на то органами государства
(должностными лицами) в связи с неисполнением
правовых норм".
Административное принуждение
является особой, самостоятельной разновидностью
правового принуждения. "Административное
принуждение играет важную роль в охране
правопорядка, включает в себя большое
число средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование прекращает антиобщественные
действия, предотвращает наступление
общественно вредных последствий".
Применение административного принуждения
обусловлено: во-первых, необходимостью
в установленных законом случаях наказать
правонарушителей, во-вторых, необходимостью
пресекать и, в-третьих, предупреждать
правонарушения. "Административное
правонарушение (проступок) - негативное
социально-правовое явление, поскольку
наносит вред охраняемым нормам административного
права, общественным и личным интересам
(благам). В силу этого общество (государство)
вынуждено вести борьбу с ними посредством
установления соответствующих правовых
запретов".
Меры административного принуждения
могут применяться как при
наличии, так и при отсутствии
правонарушений (например, при чрезвычайных
обстоятельствах, при необходимости
предупредить совершение правонарушения).
"Административное принуждение
применяется только к правонарушителям
в случаях и в порядке, указанном
в законе" и применяются в
связи с наличием особого основания
- административного проступка. Поскольку
проступки менее вредны чем
преступления то меры административного
принуждения, в общем, менее суровы, чем
уголовное наказание".
Выделяют следующие характерные
черты административного принуждения:
1. Основанием применения мер
административного принуждения
является административный проступок,
а в случаях, прямо предусмотренных законодательством,
- преступление, не представляющее большой
общественной опасности.
2. Меры административного принуждения
применяются к лицам и органам,
в отношении которых субъект
административной власти, не является
вышестоящим в порядке подчиненности
и не обладает по отношению к ним административной
властью.
3. Субъект административной власти
и нарушитель не являются членами
одного коллектива и последний
непосредственно не подчинен
по службе тем, кто применяет
к нему меры административного принуждения.
4. Административное принуждение
осуществляется органами государственного
управления и только в некоторых
специальных случаях народными
судами (судьями), органами общественных
организаций (товарищеские суды,
технические и правовые инспекторы
профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном
номами административного права.
5. Являются результатом реализации
государственно-властных полномочий,
и состоит в понуждении к
исполнению гражданами и должностными
лицами установленных правовыми
нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения
противоправных действий, наказания
нарушителей в административном
порядке, обеспечения общественной
безопасности и установленного
правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно
процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой
основе”.
Как уже отмечалось, правом применения
административно-принудительных мер
пользуются не все, а только специально
уполномоченные органы государственного
управления. Это облегчает контроль, и
надзор за применением мер принуждения.
Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения
является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения
имеют профилактическую направленность,
являются средством предупреждения преступности,
так как применяются к лицам не имеющим
устоявшихся антиобщественных установок,
совершающим малозначительные отклонения
от правовых предписаний. Именно это и
обуславливает множественность и многочисленность
применяющихся различными субъектами
право применения административно-правовых
средств воздействия.
2. Классификация мер административного
принуждения
Проблема классификации мер
административного принуждения
на виды давно обсуждается
в юридической литературе. До сегодняшнего
дня она остается дискуссионной. Предлагаются
различные варианты ее решения. Так, И.И.
Веремеенко классифицирует меры административного
принуждения на три вида:
1) административно-процессуальные;
2) административно-правовые санкции;
3) административно-предупредительные.
Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А.
Галаган – на 1) административно-предупредительные;
2) меры административного пресечения;
3) взыскания.
Право на существование имеют все
из вышеперечисленных групп административного
принуждения. Принудительная сущность
административно-предупредительных мер
очевидна: она заключается в возложении
обязанностей и дополнительных ограничений
на лиц, в отношении которых они применяются
(обязанность водителя остановить транспортное
средство по требованию сотрудника милиции).
Меры процессуального обеспечения производства
по делу о правонарушении также имеют
право на существование, поскольку не
всегда «растворены» в других группах
мер. Так, административное задержание
на срок до рассмотрения дела (но не свыше
указанного в Кодексе) осуществляется
только в целях обеспечения рассмотрения
дела и никакой другой цели не имеет.
Но в данной контрольной
работе мы будем придерживаться
мнения профессора Л.П. Попова,
который классифицирует меры административного
принуждения в зависимости от целей и
способа обеспечения правопорядка, определяемых
объективным характером общественных
отношений и противоправных посягательств
на эти отношения, на четыре группы:
1) административно-предупредительные
меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры обеспечения производства
по делам об административных
правонарушениях
2.1 Административно-предупредительные
меры
Административно-предупредительные
меры. Применение принудительных средств
законодательство связывает, как правило,
с фактом нарушения лицом возложенных
на него правовых обязанностей. Однако
угроза общественным и личным интересам
и причинение им ущерба могут возникнуть
вследствие не только правонарушения,
но и стихийных бедствий, действий психически
больных лиц и т.п. Поэтому государство
вынуждено прибегать к применению принудительных
мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении
норм права, компетентные органы в предусмотренных
законом случаях ограничивают их права.
Таковы действия пожарных, уничтожающих
постройки в целях локализации пожара,
и т.д. Основной целью названных защитных
мер государства являются предупреждение
правонарушений и уклонения от выполнения
юридических и иных обязанностей, а также
обеспечение общественной безопасности.
Следовательно, основанием для
применения административно-предупредительных
мер является не правонарушение,
а наступление особых, установленных
законодательством обстоятельств
как связанных, так и не
связанных с действиями человека. Для
их применения не требуется факта нарушения
правовой нормы, а необходимо наступление,
как правило, особых условий, предусмотренных
гипотезой нормы. Это могут быть пожары,
наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии,
розыск преступника, несчастные случаи
и т.п.
Законодатель не только закрепляет
юридически властные полномочия
на применение исполнительными
органами таких принудительных
мер, как реквизиция, карантин, принудительный
осмотр грузов, освидетельствование
и других аналогичных мер, но
и определяет порядок реализации этих
мер.
Административно-предупредительным
мерам присуща ярко выраженная
профилактическая направленность.
Отмечая общность всех административно-предупредительных
мер, нельзя не заметить различий
между отдельными превентивными мерами
по их непосредственному назначению и
характеру правоограничений.
По этому критерию среди
административно-предупредительных
мер можно выделить четыре
группы:
1) меры, применяемые в целях
предотвращения угрозы наступления
возможных вредных, опасных, а нередко
и тяжких последствий, например, введение
карантина в местностях, пораженных эпидемией
или эпизоотией, закрытие участков Государственной
границы при вспышке опасных инфекционных
заболеваний на сопредельной территории
и др.;
2) меры, направленные на предупреждение
правонарушений, причем не только
административных правонарушений,
но и преступлений (таможенный
досмотр, проверка документов, удостоверяющих
личность);
3) меры, препятствующие уклонению
соответствующих субъектов от исполнения
ими обязанностей (реквизиция, принудительное
медицинское освидетельствование и проч.);
4) особую группу составляют
так называемые лечебно-предупредительные
меры принуждения, назначение
которых не только обеспечение
общественной безопасности, но и лечение
опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных
больных и т.д.
2.2 Меры административного пресечения
Реальные правонарушения представляют
непосредственную угрозу охраняемым
общественным отношениям, причиняют
им вред. Интересы их защиты
требуют немедленного принятия мер органами
исполнительной власти и их должностными
лицами в целях пресечения действий, нарушающих
правовые предписания. Такими мерами являются,
например, административное задержание
нарушителя, запрещение эксплуатации
неисправных машин и механизмов, приостановление
работы магазинов или предприятий общественного
питания при нарушении санитарных правил
и т.п.
Суть подобных мер, несмотря
на их многообразие, состоит в
принудительном прекращении противоправных
действий (деятельности) граждан, должностных
лиц, организаций, нарушающих установленный
порядок.
Значение этих мер в системе
правоохранительных средств особенно
велико, поскольку в ходе их
применения пресекаются наиболее
распространенные правонарушения -
административные правонарушения,
обеспечивается возможность привлечения
нарушителей к ответственности. Однако
назначение мер административного пресечения
не исчерпывается борьбой с административными
правонарушениями. Они могут применяться
также и для прекращения преступных действий.
Так, соответствующие надзорные органы
приостанавливают работы, эксплуатацию
машин и механизмов, которые ведутся с
нарушением правил и норм безопасности
и охраны недр, независимо от того, явилось
ли это следствием административного
правонарушения или преступления. Таким
образом, меры административного пресечения
являются одним из эффективных средств
борьбы с правонарушениями.
Таким образом, основаниями применения
мер административного пресечения
являются: во-первых, совершение правонарушения
и, во-вторых, совершение объективно противоправных
деяний или наступление представляющих
опасность противоправных состояний или
событий. При таких обстоятельствах применение
мер пресечения обусловливается необходимостью
быстрого и эффективного прекращения
различного рода посягательств на личную
безопасность, права и свободы граждан,
интересы государственных, общественных
организаций.
Многообразные меры административного
пресечения можно сгруппировать
в несколько видов.
В частности, к ним относятся
меры:
1) применяемые непосредственно
к личности правонарушителя (требование
прекратить неправомерное поведение,
непосредственное физическое воздействие,
административное задержание и
доставление в милицию и др.);
2) имущественного характера (изъятие
огнестрельного охотничьего оружия,
снос самовольно возведенных строений
и др.);
3) технического характера (запрещение
эксплуатации неисправного транспорта,
приостановление работы предприятий
ввиду нарушения правил техники
безопасности, правил пожарной безопасности,
запрещение или ограничение ремонтно-строительных
работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются
требования по обеспечению общественной
безопасности, и др.);
4) финансового характера (прекращение
кредитования, сокращение бюджетного
финансирования, отзыв лицензии,
дающей право осуществлять финансовые
операции, изъятие (взимание) в доход бюджета
сумм, полученных предприятиями, учреждениями
и организациями в результате нарушения
финансовой дисциплины, законодательства
о ценах, о реализации нестандартной продукции
и др.);