Сущность и виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание

К задачам данной работы относится:
- выявление сущности административного принуждения;
- классификация мер административного принуждения.

Содержание

Введение
1 Понятие административного принуждения
2. Классификация мер административного принуждения
2.1 Административно-предупредительные меры
2.2 Меры административного пресечения
2.3 Меры ответственности
2.4 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

5) медико-санитарного характера  (отстранение от работы инфекционных  больных, запрещение эксплуатации  предприятий торговли или общественного  питания из-за их антисанитарного  состояния и др.);

6) связанные с осуществлением  лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

7) специального или исключительного  назначения (применение огнестрельного  оружия, химических слезоточивых  веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

 

2.3 Меры ответственности

 Административная ответственность  - вид юридической ответственности  за нарушение административного  или иного законодательства, которая  выражается в применении уполномоченным  органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

 Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  и общей юридической ответственности.  В то же время в законодательстве  можно найти не только общие  признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

 В целом основные черты  административной ответственности  сводятся к следующему:

1) административная ответственность  устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;

2) основанием административной  ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок;

3) субъектами административной  ответственности могут быть как  физические, так и юридические  лица; уголовной ответственности  - только физические лица;

4) за административные правонарушения  предусмотрены административные  наказания; за преступления - уголовные  наказания; за дисциплинарные  проступки - дисциплинарные взыскания.

5) административные наказания  применяется широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

6) административные наказания  применяются органами и должностными  лицами на не подчиненных им  правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;

7) привлечение административного  наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока - одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

8) меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях, т. е. КоАП  РФ. Уголовные дела рассматриваются  в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.

 Следовательно, административная  ответственность обладает рядом  черт, отличающих ее от других  видов ответственности. Но основная  особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

 Основными видами административных  наказаний являются:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального права,  предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности.

 

2.4 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 Меры обеспечения производства  по делам об административных  правонарушениях выделены законодателем  в отдельную РФ гл. 27 КоАП РФ и используются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Их основное назначение состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

 Рассмотрим эти меры.

1. Доставление правонарушителя  состоит в принудительном препровождении  физического лица в служебное  помещение органа внутренних  дел (милиции) или в помещение  органа местного самоуправления сельского поселения.

2. Административное задержание, т.  е. кратковременное ограничение  свободы физического лица, может  быть применено в исключительных  случаях, если это необходимо  для обеспечения своевременного  и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

3. Личный досмотр - досмотр вещей,  находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), т.е. обследование  вещей, проводимое без нарушения  их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ.

4. Осмотр принадлежащих юридическому  лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (27.8 КоАП РФ).

5. Досмотр транспортного средства  любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), т.е.  обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его  конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

6. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения  или предметами административного  правонарушения (ст.27.10 КоАП РФ).

7. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11 КоАП РФ).

8. Отстранение от управления  транспортным средством и медицинское  освидетельствование на состояние  опьянения. Отстранение от управления  транспортными средствами лиц,  в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством - данная мера закреплена в ст. 27.12 КоАП РФ.

9. Медицинское освидетельствованию  на состояние опьянения подлежат управляющие транспортными средствами лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (ч.1 ст. 27.12 КоАП РФ).

10. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ). Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».

11. Запрещение эксплуатации транспортного  средства. Сотрудники милиции вправе  запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона «О милиции») или совершивших правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ.

12. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ). Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

13. Привод (ст. 27.15 КоАП РФ). Порядок  привода определен приказом МВД  России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об  утверждении Инструкции о порядке  осуществления привода».

14. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов работ, оказания услуг.

 

 

Заключение

 Итак, правильное использование  метода принуждения органами  государственного управления, в  том числе органами внутренних  дел, обеспечивает эффективность  управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

 Принуждение в сфере управленческой  деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и защиту  такого режима, при котором бы  неукоснительно выполнялись правовые  предписания;

- существования устойчивой системы  управленческих отношений, базирующихся  на основах законности.

 Принуждение является в полной  мере правовым, подчиняется общим  принципам права, применяется  на основе строгой правовой  регламентации, нормативного установления  оснований, порядка и процедуры  реализации, конкретных мер принудительного  воздействия.

 Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.

 Вместе с тем оно содержит  карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный  характер и направлены на предупреждение  правонарушений, воспитание и исправление  лиц, их совершивших.

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации// Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (принят  ГД ФС РФ 20.12.2001) // "Собрание  законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное  право. М., 2003 г.

13. Бахрах Д.Н. Административное  право. М., 2005 г.

14. Веремеенко И.И. Административно-правовые  санкции. М., 1975 г.

16. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. Ростов н/Д., 2008 г.

21. Попов Л.П. Административное  право. М., 2005 г.

24. Четвериков B.C. Административное  право. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д., 2004 г.

25. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006 г.


Информация о работе Сущность и виды мер административного принуждения