Теоретико-правовые основы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
- определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
- выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

Работа состоит из  1 файл

курсовая админ.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность темы исследования. Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения. В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.

В настоящее время в связи  с формированием Таможенного  союза остро стоит проблема унификации таможенной и административной отраслей права. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, являясь комплексным институтом, нуждается в пересмотре и изменении  в соответствии с требованиями создания единого таможенного пространства.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными  органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных право ограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении  таможенных правил, как разновидность  государственно-правового принуждения  остается недостаточно изученным и  требует дальнейшей разработки. Так, необходимо установить основания и  пределы применения данного вида принуждения, конкретизировать ведущие  направления деятельности таможенных органов и их должностных лиц  по применению мер принуждения, а  также необходимые гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Общественная  значимость административно-правового  принуждения, применяемого при нарушении  таможенных правил, необходимость всестороннего  изучения и решения указанных  проблем обусловили актуальность исследования, предопределили выбор объекта и  предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его  теоретическую и практическую значимость.

Вследствие  вышеизложенного тема выбранного курсового  исследования представляется актуальной.

В основу исследования положены результаты научных  трудов известных отечественных  специалистов в области таможенного  права, таких как     Антоненко Н. А., Бахрах Д. Н., Габричидзе  М. Е., Драганов В. Г.,  Козырин А.Н., Ноздрачёв А. Ф., Храбсков В. Г. и других.

 

Объектом  исследования выступают административные правоотношения в таможенной сфере.

Предметом исследования являлась совокупность мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание  эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- изучить теоретико-правовые основы  административного принуждения;

-     определить виды  мер административного принуждения  и порядок их применения таможенными  органами;

- выявить меры административного  принуждения, направленные на  отражение опасности нарушения  таможенных правил.

Методологическая  основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общепризнанные методы научного исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности  как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический (а именно анализ норм действующего законодательства, прежде всего ТК РФ), анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический анализ, исследование документов) и  другие методы, применяемые в юриспруденции.

Нормативную базу исследования составили нормы  Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации (далее – ТК ТС РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральные законы РФ, подзаконные акты Правительства РФ и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Первая  глава посвящена рассмотрению теоретико-правовых основ административного принуждения. В ней рассматривается понятие  и сущность административного принуждения.

Во второй главе определены виды мер административного  принуждения и порядок их применения таможенными органами.

Третья  глава посвящена рассмотрению применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административного  принуждения.

 

§1. Понятие и сущность административного  принуждения.

 

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет  специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что  государственные органы могут применять  метод принуждения «основания принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения».1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм».2 В праве выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:

- дисциплинарное;

- материальное (гражданско-правовое);

- уголовное;

- административное

Административное принуждение  является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. «Административное  принуждение играет важную роль в  охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование  прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно  вредных последствий».3 Применение административного принуждения обусловлено:

1) необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей;

2) необходимостью пресекать;

3) предупреждать правонарушения.

 Меры административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии  правонарушений.

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Ю. М. Козлов считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».4 Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата».5

Коренев А. П. отмечает, что «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний».6

Меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются  к лицам не имеющим устоявшихся  антиобщественных установок, совершающим  малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает  множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое  понятие, формы его конкретного  выражения очень разнообразны, что  обуславливается разнообразием  задач органов государственного управления и условий, в которых  они действуют.

Административное принуждение  служит целям обеспечения государственной  дисциплины, законности и правопорядка.

Административное принуждение  обладает всеми признаками, которые  имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение  имеет и свои особенности (специфические  признаки):

1) оно  применяется в отношении как  физических, так и юридических  лиц;

2) осуществляется  в сфере обеспечения правопорядка  для охраны складывающихся в  данной сфере общественных отношений,  регулируемых, как правило, нормами  административного права;

3) механизм  правового регулирования административного  принуждения, который устанавливает  основания и порядок применения  административно-принудительных мер  воздействия, определяется административным  законодательством (нормы КоАП  РФ, Таможенного кодекса РФ и  т. д.);

4) применение  мер административного принуждения  осуществляется, как правило, во  внесудебном порядке и относится  в большинстве случаев к компетенции  органов управления, специально  уполномоченных должностных лиц  (представителей административной  власти), т. е. оно является результатом  реализации их государственно - властных  полномочий. Меры административного  принуждения применяются,  как  правило, только теми органами  управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями  представителей административной  власти, т. е. они осуществляют  в отношении неподчиненных им  должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система  мер административного принуждения  отличается разносторонним характером, включая возможное применение  физического воздействия;

 6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7)  административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок  применения административного принуждения  определен административно-процессуальными  нормами (рамками административного  процесса); однако процессуальный  порядок оформления факта применения  мер административного принуждения,  по общему правилу, связан с  производством меньшего круга  процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного  уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический  (упрощенный) порядок применения  мер административного принуждения  — это порядок оперативного  воздействия (реагирования). Процессуальные  формы здесь более простые,  чем судебные. Процессуальной формой  административного принуждения  является, например, производство по  делам об административном  правонарушении  и  одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры  административного принуждения  могут применяться как к лицам,  совершившим административный проступок,  так и к лицам, не совершившим  его (в целях превенции, предупреждения  наступле­ния общественно опасных  последствий при стихийных бедствиях,  эпидемиях, эпизоотиях);

11) при  применении мер административного  принуждения должна обеспечиваться  законность, которая гарантируется  установлением систематического  контроля за реализацией мер  административного воздействия,  осуществлением прокурорского надзора,  возможностью обжалования, другими  способами, закрепленными в законодательстве.

В современных  условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую  деятельность, но и как правоохранительного  органа. Таким образом, можно отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно  связана с институтом применения административно-правового принуждения.

Информация о работе Теоретико-правовые основы административного принуждения