Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности административного принуждения, выявление его особенностей, а так же оснований применения мер административного принуждения.
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….….3
Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения…………………………………..4
Понятие и сущность административно-принудительных мер…………8
Цели и основания применения мер административного принуждения.11
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………….………………………………14

Работа состоит из  1 файл

сем право 1.docx

— 38.16 Кб (Скачать документ)

Некоммерческое акционерное  общество

«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

 

Кафедра социальных дисциплин

 

Дисциплина:  «Основы права»

 

 

 

 

 

Семестровая работа

На тему: «Административное принуждение»

 

 

 

 

Специальность: 050719 – радиотехника, электроника и телекоммуникации

Выполнила Зверева А.  Группа МТС-09-07 № зачетной книжки 093443

Руководитель ст.преп. Абдрахматова Г. А.

______________________________«____»_________________________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013

 

 

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………….….3
  2. Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения…………………………………..4
  3. Понятие и сущность административно-принудительных мер…………8
  4. Цели и основания применения мер административного принуждения.11
  5. Заключение………………………………………………………………..13
  6. Список литературы……………………….………………………………14

 

 

 Введение

Целью данной работы является рассмотрение сущности административного  принуждения, выявление его особенностей, а так же оснований применения мер административного принуждения.

Управление обществом, обеспечение  общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.

Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации.

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.

Государственное принуждение  применяется на  базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя. законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами.

Государственное принуждение - это средство защиты интересов  общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы т.п.

Необходимо различать  принуждение как специфическую  деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

 

 

 

 

 

Понятие административного  принуждения и его отличия  от других видов государственного принуждения.

 
               Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.  
              Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение. Проблема убеждения и принуждения в современном обществе — это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.  
               Убеждение и принуждение как методы государственного управления — явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.  
               Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они:  
а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;  
б) должны находиться в неразрывном единстве;  
в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;  
г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.  
Казахстан, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  
              Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.  
               Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.  
               В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РК, законов и иных правовых актов. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.  
               При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.  
              Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.  
             Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.  
               Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».  
               Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.  
               Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных  
принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).  
                В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица.                  Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.  
                 Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.  
                Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

                  Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

 

Понятие и сущность административно-принудительных мер

 

Нормы административного права  закрепляют широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых публичной  администрацией для обеспечения  правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения  охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, peaлизацию  которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.

Следует различать меры административно-правового  принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного  права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения.

Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными  организациями, властные полномочия которых  регулируются нормами административного  права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять  к виновным административные наказания, а также меру воспитательного  характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью  регулируется нормами административного  права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать  дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному  праву.

Ответственность — разновидность  принуждения, а меры ответственности  — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного  принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В  целом ответственность по административному  праву — часть принуждения  по административному праву.

Административно-правовое принуждение  — один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная  деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в  рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых  и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры административно-правового  принуждения применяются в связи  с антиобщественными деяниями (как  правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые  административно-принудительными средствами.

2. Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках внеслужебного  подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.

3. Множественность и разнообразие  субъектов, осуществляющих административную  юрисдикцию, — еще одна важная  его особенность. Осуществлять  меры административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственных, муниципальных,  общественных).

4. Административному воздействию  подвергаются не только отдельные  физические лица, но и организации,  коллективные субъекты.

5. Административно-правовое принуждение  всесторонне регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер принуждения, основания и  порядок их применения.

Административно-правовое принуждение  — это особый вид правового  принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного  права принудительных мер в связи  с неправомерными действиями. Оно  играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его  профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего  это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции  и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих  правил и могут своевременно реагировать  на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число  средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и  т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает  наступление общественно вредных  последствий.

Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в  сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые  впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают  большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе  профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о  том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений  и др.), непринятие мер административно-правового  принуждения к виновным увеличивают  вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются  самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это  административные санкции. Но имеются  и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр  вещей и др.), которые используются в целях создания условий для  нормального хода производства по делам  об административных нарушениях.

Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается  различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания.

Административно-предупредительные  меры. Применение принудительных средств  законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных  на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам  и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено  прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом  случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки  в целях локализации пожара, и  т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных  мер является не правонарушение, а  наступление особых, установленных  законодательством обстоятельств  как связанных, так и не связанных  с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения  правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных  гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Информация о работе Административное принуждение