Меры административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений

Содержание

Введение 3
Понятие административного принуждения 5
Виды административного принуждения, их правовая характеристика 8
2.1 Административно-предупредительные меры 9
2.2 Меры административного пресечения 11
2.3 Административное наказание 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Институт Государственного Управления, Права и Инновационных  технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Административное право

на тему: Меры административного принуждения

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент V курса

Востриков А.С.

Преподаватель: Гуляйкин С.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                                        3

  1. Понятие административного принуждения                                                                           5
  2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика                              8

2.1 Административно-предупредительные  меры                                                                       9

2.2 Меры административного пресечения                                                                                11

2.3 Административное  наказание                                                                                               15

Заключение                                                                                                                                   18

Список использованной литературы                                                                                         19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление обществом, обеспечение  общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

«Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.»1 Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя… законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.

Необходимо различать  принуждение как специфическую  деятельность органов государственного управления и как один из методов  управления. Первый из них применяется «в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.»2

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых и экономических преобразований не может получить развития. Таким образом, данное положение оправдывает усиление правоохранительной функции государства, проводимое исполнительной властью.

Существенную роль в охране прав и свобод граждан призваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий.

В силу того, что административно-правовое принуждение на протяжении более пятидесяти лет подвергались неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок в аргументированную точку зрения.

Объектом исследования данной работы стали нормативные основы, правоприменительная  практика в сфере применения мер административного принуждения под углом зрения существующих возможностей и перспектив усиления охраны прав и свобод граждан, а также важнейших интересов государства.

 

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

 

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

Дисциплинарное 

Материальное (гражданско-правовое)

Уголовное

Административное

Административное принуждение  является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать, в-третьих, предупреждать правонарушения. «Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов».3 Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Меры административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».4 Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать, как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.

Административное принуждение  применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе. Он указывает, что как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны, чем преступления той меры административного принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.

Севрюгин В.Е. отмечает, что  «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний».5 Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административного принуждения:

- «Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, преступление, не представляющее большой общественной опасности.

- Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

- Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

- Административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.

- Являются результатом реализации государственно-властных полномочий, и состоит в принуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

- Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

- Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

- Способствует профилактике преступлений.

- Осуществляется на строго правовой основе».6

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер  пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое  понятие, формы его конкретного  выражения очень разнообразны, что  обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение  служит целям обеспечения государственной  дисциплины, законности и правопорядка.

принуждение пресечение наказание административный

 

2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации  мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и  в теории, ни на практике” По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима,

во-первых, для уяснения сущности разнообразных  мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия.

Во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей.

В-третьих, четкая и точная классификация  необходима практическим работникам при  решении вопросов о привлечении  к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

В-четвертых, правильная классификация  является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.

Информация о работе Меры административного принуждения