Шахматная композиция как искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:11, реферат

Описание

Шахматная композиция, то есть составление шахматных задач и этюдов, базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой своеобразную область творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую все новых любителей.

Работа состоит из  1 файл

поэзия в шахматах.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)
 

Основоположник  современного художественного  этюда Алексей  Троицкий 

     Троицкий  Алексей Алексеевич (1866-1942) – выдающийся советский композитор. Основоположник современного художественного этюда. Составил свыше 1000 этюдов. Многие из них  получили высокие отличия на конкурсах. В 1928 г ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств

     Главная заслуга Троицкого состоит в  том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил  эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.

     Биография. Родился 14 марта 1866 года в Санкт-Петербурге. В 1894 окончил Петербургский лесной институт со званием учёного лесовода 2-го разряда. Свою первую шахматную задачу опубликовал, ещё будучи студентом, в 1893 году, первый этюд — в 1895 году.

     В период с 1896 по 1917 годы работал лесничим в Смоленской и Ковенской губерниях; позже в Долгоруковском, Головинщинском и Чернозерском лесничествах Пензенской губернии.

     Работая лесничим, Троицкий составил шахматные  этюды, которые прославили его и  определили весь его дальнейший творческий путь. Кроме того, в период с 1895 по 1901 годы Троицкий выдвинул и представил в художественной форме наиболее актуальные этюдные идеи, а в период с 1905 по 1917 годы разработал основы теории этюда, которые актуальны и для современной шахматной композиции. Троицкий расширил тематику этюдов, более подробно разработал уже открытые им темы (систематические движения фигур, превращения пешек в слабые фигуры, борьба фигур в различных сочетаниях, синтез идей и т. д.), опубликовал ряд теоретических работ, а также фундаментальное исследование по отдельным темам теории эндшпиля.

     В период с 1917 по 1923 годы временно отошёл от шахмат. В 1918 году переехал в Пензу, где начал работать инструктором в Пензенском губисполкоме.

     С 1923 года Троицкий возвращается к шахматам и начинает совершенствовать открытые им ранее идеи. Он возглавляет губернскую шахматную секцию и шахматный отдел в местной газете «Трудовая правда», где начинает публиковать свои этюды и организовывать шахматные турниры.

     В 1928 году за заслуги в области шахматного этюда Троицкому было присвоено  звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1934 году он стал первым в стране мастером спорта СССР по шахматной композиции. В этом же 1934 году переехал в Ленинград, где жил до самой смерти. Алексей Алексеевич Троицкий скончался во время блокады 14 августа 1942 года.

     Наследие Троицкого составляет около 800 опубликованных (в том числе и за рубежом) шахматных композиций (около 750 этюдов, 50 задач-шуток и аналитических задач на ретроанализ).

Избранные этюды

     Троицкий  укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.

     Троицкий  не только дал законченное теоретическое  и творческое определение принципов  этюдной композиции, но и виртуозно  продемонстрировал их на примере  собственного творчества. Главная заслуга  Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, экономичной и зрелищной форме.

А. А. Троицкий 
«Новое время»,
1895
 
 
Этюд 1. Выигрыш 
(3 + 2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. А. Троицкий 
«Новое время»,
1897
 
 
Этюд 2. Выигрыш 
(4 + 6)
 
  А. А. Троицкий 
«Задачи и этюды»,
1928, III приз
 
 
Этюд 3. Ничья 
(5 + 4)
 

 
Решение этюда 1:

1.

С

h

6+

К

р

g8 2.g7

К

р

f7 (2…e6+ 3.Kpd6!! Kpf7 4.Kpe5 Kpg8 5.Kpf6; 2…e5 3.Kpe6)

3.g8

Ф

+

!!

К

р

:g8 4.

К

рe6

К

рh8 5.

К

рf7 e5 6.

С

g7

× Мат одиноким слоном.

Решение этюда 2:

1.

С

c

6!

Л

b

1+ 2.

К

р

e2

Л

:

h1 3.

С

g

2+!!

К

р

:g2 4.

К

f

4+

К

р

g1 5.

К

р

e1 g2 6.

К

e

2

× Мат одиноким конём.

Решение этюда 3:

1.

С

b

4+!

К

р

b3! (1…Кр:b4 2.Кd3+ Крc3 3.К:f2 fe 4.Кe4+ Крd3 5.Кf2+ Крe3 6.Кg4+ с вечным шахом)

2.

К

:

f3!! f1

Ф

+

3.

С

e

1

Ф

g

2 (другого выхода у ферзя нет)

4.

С

g

3

К

р

c3 5.

К

р

d1 — ферзю из клетки не вырваться. Позиционная ничья при материальном преимуществе чёрных.

Информация о работе Шахматная композиция как искусство