Стили в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Описание

Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.
Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.

Содержание

Введение
3
1.Определение понятия "стиль"
4
2. Стили в искусстве Средневековья
7
2.1. Романский стиль
7
2.2. Готический стиль
10
3. Стиль эпохи Возрождения 13
4. Стили в искусстве Нового Времени 17
5. Стилевые направления ХХ века 22
Выводы
24
Литература

Работа состоит из  1 файл

стили.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

     Введение
3
     1.Определение  понятия "стиль"
4

        2. Стили в искусстве Средневековья

7

        2.1. Романский стиль

7

        2.2. Готический стиль

10
        3. Стиль эпохи Возрождения 13
        4. Стили в искусстве Нового Времени 17
        5. Стилевые направления ХХ века 22
     Выводы
24
    Литература
25
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.

     Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в  произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.

     Актуальность  работы состоит в том, что понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Изучение стелей в искусстве на разных этапах развития человечества является важной составляющей эволюции общества. Ученые начали заниматься историей стилей еще много веков назад, но до сих пор остаются загадками тысячи деталей того времени.

          Изучением стилей в искусстве занимались такие авторы: А.Ф. Лосева, В.Г. Власова и т.д. Но прблема изучена недостаточно.

      Целью работы является систематизация и обобщение знаний о стилях в искусстве на разных этапах развития общества.

     Стиль как единая порождающая программа живет в каждой клеточке художественного организма и определяет структуру каждой клеточки и закон их сопряжения в целое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Определение понятия "стиль" 

      Значимой  в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.

      Само  слово имеет древнегреческое  происхождение, в древности оно  означало название палочки для письма. Постепенно значение слова изменялось, хотя в основе осталось представление  о тех чертах, которые могут быть обнаруженными внешне.

      В XIX—ХХ вв. эта категория энергично разрабатывалась многими историками и теоретиками искусства, эстетиками, философами. Школа искусствоведов Г. Вёльфлина, А. Ригля и других понимала под стилем достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей.

      А.Ф. Лосев определял стиль как  «принцип конструирования всего  потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей  и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» [2].

      О. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль — это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры  «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве. При этом Шпенглер понимает стиль в значительно более широком, чем художественно-эстетическое, значении.

      «Стили  следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника». Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни.

      Современный русский искусствовед В.Г. Власов определяет стиль как «художественный смысл формы», как ощущение «художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль — художественное переживание времени». Он понимает стиль как «категорию художественного восприятия». И этот ряд достаточно разных определений и пониманий стиля может быть продолжен[1].

      В каждом из них есть что-то общее и  нечто, противоречащее другим определениям, но в целом ощущается, что все исследователи достаточно адекватно чувствуют (внутренне понимают) глубинную сущность этого феномена, но не могут достаточно точно выразить ее словами. Это лишний раз свидетельствует о том, что стиль, как и многие другие явления и феномены художественно-эстетической реальности, — относительно тонкая материя для того, чтобы ее можно было более или менее адекватно и однозначно дефинировать.

      На  уровне культурных эпох и направлений  искусства исследователи говорят о стилях искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или крупного направления говорят о стилях отдельных школ (например, для Возрождения: стили сиенской, венецианской, флорентийской и других школ) или стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).

      В истории искусства крупные стили  возникали, как правило, в синтетические  эпохи, когда основные искусства  формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов работы с формой и художественным образом (принципами организации пространства, в частности), складывающуюся в архитектуре. Понятно, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства (так же, как стиль жизни или стиль мышления — говорят и о таких стилях) формировался исторически и интуитивно, внесознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупного художественного направления) неких сущностных духовных, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей.

      Некоторое влияние на стиль могут оказывать  и конкретные материалы искусства, техника и технология их обработки в процессе творчества.

      Стиль — это в какой-то мере « материально  зафиксированная относительно определенная система изобразительно-выразительных принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно воспринимаемая всеми реципиентами, обладающими определенным уровнем художественного чутья, эстетической чувствительности, «чувством стиля» ; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации художественных средств и приемов выражения), внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

      Понятие «стиль» используется для характерного этапа в развитии искусства различных  художественных направлений, так же индивидуальной манеры художника. В этом случае понятие «направление», «течение» можно считать синонимами стиля. Предпосылками возникновения стиля выступают особенности исторического момента, которое  переживает общество. В определенной мере стиль в искусстве можно считать своеобразным отражением эпохи, ее «визитной карточкой».

        Стиль, при всей ощутимости высокоразвитым эстетическим чувством его наличия в тех или иных произведениях искусства, даже для «больших» стилевых феноменов не является чем-то абсолютно определенным и «чистым».

      При наличии и преобладании в нем  целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля.

      В данном разделе, были рассмотрены разные подходы к определению понятия "стиль". Были затронуты такие современные авторы как Лосев А.Ф. и Власов В.Г..Авторы сводятся к мнению, что предпосылками возникновения стилей является исторические моменты, которые переживало общество в разные времена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стили в искусстве  Средневековья

2.1. Романский стиль

      Стилистического своеобразия культура западной Европы получила только во втором тысячелетии христианской эры, творчески передавший богатейшее античное наследство. 

      Средние века - великая эпоха человеческой истории, которая охватывает примерно V XV в. (хронологические рамки, конечно, приблизительные). Культура европейского средневековья возникла на развалинах Римской империи.

      Время расцвета средневекового искусства  делиться на два периода: романский  и готический.

      Романский стиль (X - конец XII-XIII вв.) Приобрел распроние преимущественно в церковной архитектуре, ведь другие виды искусства того времени оставались практически неразвитыми. Основным идейным содержанием стиля было утверждение незыблемости земных порядков как отражение вселенской гармоничности мира, созданного Богом. Он отличался такими стилистическими особенностями:

      - Арочная конструкция церковных  зданий;

      - Использование правильных геометрических форм (куб, паралелепипед, призмы, цилиндры);

      - Согласованность зданий и окружающего  ландшафта.

      В каждой стране этот стиль складывался  под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость  и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

      Средоточием жизни в раннем средневековье  были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.

Информация о работе Стили в искусстве