Искусство Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, контрольная работа

Описание

Эпоха барокко и классицизма - из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересны она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко и классицизма необычайно близки по духу. И как стилевое направление стиль барокко охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Искусство в эпоху классицизма……………………….…..4

Эстетическое направление в европейской культуре…..4

Классицизм, как система международной
художественной культуры………………………...............6
1.2. Предпосылки появления и развития классицизма……….9
1.3. Эволюция стиля…………………………………………10
Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве.................................13
Исторические предпосылки стили барокко……13

Характеристика стиля русского барокко………14
Заключение………………………………………………………….18
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по культ-ии.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………....3

Глава 1. Искусство в эпоху классицизма……………………….…..4

 

    1. Эстетическое направление в европейской культуре…..4

 

    1. Классицизм, как система международной    

художественной культуры………………………...............6

               1.2. Предпосылки появления и развития классицизма……….9

               1.3.    Эволюция стиля…………………………………………10

Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве.................................13

    1. Исторические предпосылки стили барокко……13

 

    1. Характеристика стиля русского барокко………14

             Заключение………………………………………………………….18

             Список использованных источников…………………………...…19

 

 

 

 

Введение

 

 Эпоха барокко и классицизма -  из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.  Интересны она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко и классицизма необычайно близки по духу. И как стилевое направление стиль барокко охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.

Мной была выбрана эта  тема, т.к. произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

   Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

    Целью моей работы является: в дальнейшем рассмотреть предпосылки появления и истории развития двух этих эпох, выявить основные черты и характеристики.

 

          

Глава 1.   Искусство в эпоху классицизма

 

    1. Эстетическое направление в европейской литературе

 

Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в классицизм скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики классицизма. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Эстетической ценностью для классицизма обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам классицизма, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства, устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, а в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи — т. н. «малый жанр» — пейзаж, портрет, натюрморт). Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система классицизма сформировался лишь во Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма. Ведущим жанром классицизма была трагедия, решающая важнейшие общественные и нравственные проблемы века. Общественные конфликты изображаются в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.

Классицизм – это подражание античному наследию. В классицизме используются:

-сдержанная ровная поверхность  стен обтянутых тканью или  окрашенных в пастельные тона;

-в оформлении фасадов  и интерьеров – элементы античной  архитектуры, разработка «ордерной»  организации декора. Колонны, камины, отделанные мрамором. Драпировки – шёлк, атлас, парча, хлопок. Сложные портьеры и драпировки на окнах, богатые люстры;

-мебель антикварная,  индивидуального изготовления, белая  с позолотой или натуральное  дерево с бронзовой отделкой. Ампир («имперский стиль»)– потомок классицизма. Строгие массивные монументальные формы и богатый декор военной тематики (флаги, эмблемы, оружие) Классицизм это стиль и направление в искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи — Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Жан Огюст Доминик Энгр.

 

 1.2. Классицизм, как система международной художественной культуры.

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.    

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение  классицизма в России, кроме увлечения  образованного слоя российского  дворянства рассудочными просветительскими  утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга  задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и  в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и  множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской  жизни. Но для торговых рядов или  присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти  не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие  от барокко, универсален. Его можно  было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для “обывательских” жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков  на окраинах.

Перемены в круге архитектурных  форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным  функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым  стилем окончательно утверждались новые  методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли  по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным  чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”. Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях  предопределенной проектом, образцами  служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги  проектного чертежа. Нормы классицизма  были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно  и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических  трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать  все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных  решений поддерживался благодаря  использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние  на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими  и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим  кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и  идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож  и ограниченных в средствах небогатых  дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной “государственной”  культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора  и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной “вне стилевой”  культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант  стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его  типичными мастерами. Их постройки  отличала ясность композиционного  приема, лаконичность объемов, совершенная  гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны  мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув  анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил  помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации  целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным  объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением  парадных зал выделена глубинная  ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно  фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого  рельефа, членящего стену на филенки  и лопатки, - зодчий уже не следует  примерам французской архитектуры  середины века, как-то делали петербургские  мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как  делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре  действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных  проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) - один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”.

Информация о работе Искусство Руси