Композиция в рисунке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:36, лекция

Описание

Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Курс «Основы композиции» познакомит с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой.

Работа состоит из  1 файл

лекции по композиции.docx

— 21.23 Кб (Скачать документ)

 Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Курс «Основы композиции» познакомит с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой.

 Любое произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

 Художественный образ — это выражение личностного видения предмета, явления, окружающего мира, неразрывное единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, части и целого.

 Художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существую и художественные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени и среды их создания.

 Существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведения. Это форма, цвет, текстура. Грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.

 ФОРМА

 Простейшие виды форм пятна:

 Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях — тяжелая форма, которой чуждо движение, полет. В Египте квадрат служил иероглифом «поле»

 Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз — сверх неустойчива. В этой форме явно чувствуется борьба противоположностей, что необходимо для создания конкретных образов. Треугольник является символом мысли.

 Круг. В этой форме более чем в какой либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с кругом и его производными. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В Древнем Китае планировка храма строилась на основе круга, а дворец земного императора на основе квадратных форм.

  Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм — вот ее диапазон.

   Линия. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. В линии всегда заложено больше движения, чем в пятне. Движение может быть стремительным или медленным, хаотичным или целенаправленным, формирующим различные образы. Разные по характеру линии обогащают восприятие образа, усложняют, но могут довести и до абсурда.

   Точка. Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится и точка. Активность восприятия ее зависит от расположения, ее  «одиночества» или сочетания с другими точками и элементами.

    Законы композиции работают на подсознательном уровне. Если рассматривать композицию и ее законы в положительном аспекте, задачей композиции будет создание пространства, которое будет восприниматься как комфортное. Ограниченная плоскость и пятна — это элементы, составляющие композицию. Они обладают качествами не только формы, но и тона и размера.

  Первое условие комфортности — неравное количество белого и черного в композиции. Это необходимо для того, чтобы ясно читались фон и объект. Подсознательно в качестве фона воспринимается то, что занимает большую площадь. Равное количество черного и белого вызывает дискомфортные колебания из-за невозможности предпочтения.

  Второе условие комфортности — присутствие в композиции пятен трех размеров делает пространство более комфортным. Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или фрагментарная. Если отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная, монотонная. Фрагментарность и монотонность — две крайности, которые нужно избегать.

  Третье условие комфортности — композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относитель единого узла,называемого композиционным центром. Композиционный центр — это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.

  Способы выделения композиционного центра:

  1. Выделение пятна по признаку размера. Чтобы выделить пятно, достаточно будет оставить его единственным в своем разряде. (задание: нанести на плоскость пятна каждого размера — большие средние и малые. Убрать большие, кроме одного. Это сразу привлекает внимание. Проделать такую операцию со средними и малыми пятнами)
  2. Выделение пятна на нюансе (инверсия). Внести изменения в одно из подобных пятен. (задание: нанести на плоскость несколько пятен каждого размера, сделать маленькое белое пятно на одном из больших пятен. Большое пятно начинает выделяться среди подобных.  Где находится композиционный центр? К.Ц. не является пятном. В данном случае он находится  на линии, соединяющей центры большого черного и малого белого пятен)
  3. Выделение части фона. Композиционный центр может находится не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится посередине фигуры, образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру.
  4. Сложные способы выделения композиционного центра. Выделение несколькими способами. (задание:большое черное пятно с маленьким белым на нем и выделенная часть фона. Где находится К.Ц.? Он находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром маленького белого пятна и центром выделенной части фона.)

  Пятна, выделяющие часть фона связаны по периметру в силу инерции восприятия. При рассматривании пятен взгляд переходит от одного к другому по наиболее короткому пути, стараясь скорее миновать белые пятна пространства. На этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания изображения. Чередование пятен и промежутков создает ритм, подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов, пауз различной длительности.

  Четвертое условие комфортности — пятна и промежутки между ними должны быть разной величины, иначе ритм становится монотонным. Способ сочетания составляющих движение элементов называется пластикой. Движение, ритм, пластика — средства организации композиции. (задание: используя движение привести внимание к определенному месту в композиции. При этом ритм и пластика зададут конкретное настроение)

  Пятое условие комфортности — сбалансированность выхода пятен в края композиции. Если все пятна находятся на расстоянии от краев, а одно расположено вплотную к правому краю, создается ощущение, что лист обрезан справа и является частью чего- то большего. То же произойдет если одно пятно находится вплотную у левому краб. Это создает дискомфорт. Если пятна граничат с левым и правым краем, то композиция воспринимается как нечто цельное или центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края должны компенсироваться. Выходы пятен в края по вертикали а компенсации не нуждаются.  Вертикальная композиция устойчива. Геометрическим центром листа является не точка, а вертикальная линия. Композицию в горизонтальном формате собрать сложнее, так как она имеет тенденцию «разламываться»


Информация о работе Композиция в рисунке