Искусство и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 08:39, реферат

Описание

В процессе исторического развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В этом историческом процессе те или иные религии «выбирают» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Искусство, как эмоционально-образное утверждение религиозных идей, занимает определенное место в структуре тех или иных религий. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определена, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1 Религия её функции.…………………………………......................... 4
2 Место искусства в современном мире................................................ 7
3 Взаимоотношение религии и искусства............................. …………. 9
3.1 Литературно- религиозные памятники....................................... 9
3.2 Искусство древнерусской иконописи........................................ 10
3.3 Ислам и искусство........................................................................ 13
Заключение.......................................................................................... 17
Список использованной литературы................................................ 18

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Филиал  государственного образовательного учреждения высшего 

профессионального образования 

«Комсомольский  на Амуре государственный технический  университет» в

п. Ванино 
 

Факультет Финансы  и кредит

Кафедра экономики, финансов и управления 
 

Реферат

По дисциплине «Культурология»

 Искусство  и религия 
 
 
 
 

Студент группы  9ФК-1В                                                                  Л.Г. Асатрян

                                                                                                                             

Преподаватель                                                                               Л.Д. Чернышова 
 
 
 
 
 

2009 

Содержание 

Введение………………………………………………………………      3  
1 Религия  её функции.………………………………….........................     4       

2 Место искусства в современном мире................................................     7

3 Взаимоотношение религии и искусства............................. ………….    9

   3.1 Литературно- религиозные памятники.......................................     9

   3.2 Искусство   древнерусской иконописи........................................     10

   3.3 Ислам  и искусство........................................................................     13

Заключение..........................................................................................     17

Список использованной литературы................................................     18 

           

 
 
 
 
   
 

 

      Введение 

        Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах. Взаимоотношение религии и искусства  в определенные эпохи анализируется  в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе  этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с религией.

          Единого мнения о взаимоотношениях искусства  и религии у ученых нет. Первая культурологическая концепция - богословская, или религиозная. Практически все ее представители объявляли религию основой культуры. Эту точку зрения со всей полнотой выразил известный английский этнограф Дж. Фрезер. Он считал, что «вся культура - из храма».  Такому подходу противостоит другой - атеистический, вообще исключающий религию из понятия культуры, считающий их явлениями различными, противостоящими друг другу. Истоки таких взглядов восходят к «просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри, Фейербах и др.). Согласно ей религия противостоит духовному прогрессу. Фейербах полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себе элементы, существенно противодействующие образованию. Как видим, эти точки зрения являются крайними, противоположными и, следовательно, взаимно исключают друг друга. Кроме них, существуют и другие точки зрения.

        Обобщающие, теоретические работы по проблемам  соотношения религии и искусства  в научно-исследовательской литературе немногочисленны. К их числу относятся, прежде всего, труды профессора Е.Г. Яковлева. Доктор философских наук Угринович Д.М. в своем теоретическом очерке рассмотрел узловые теоретические проблемы соотношения искусства, религии и атеизма, показал социальные истоки искусства и религии, исследовал их взаимодействие в первобытном обществе. В их трудах можно обнаружить как точки соприкосновения, так и определенные расхождения в трактовке некоторых вопросов. Такие расхождения вполне объяснимы, по мнению многих ученых, поскольку проблема соотношения религии и искусства весьма сложна и многоаспектна и пока еще недостаточно изучена. Ее научное решение может быть лишь результатом усилий многих исследователей.

        Данная  работа посвящена некоторым аспекта  взаимодействия искусства и мировых  религий (христианства, ислама) в духовной культуре человечества.    
     
     
     
     
     
     

                      
 
 

1 Религия и ее функции 

    Определений сущности религии так же много, как  и культуры. С позиции современной  философии религию производят от латинского слова  relegio - благочестие, набожность, святыня и дают следующее определение: «Религия – мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения».

    В понимании религии, как культурного  явления, важную роль играет объяснение ее происхождения и функций. Эти  сюжеты составляют предмет особого  интереса для социологии, психологии и философии религии. Религию, как  целостный социокультурный феномен, изучает специальная философская дисциплина - религиоведение. В религии существуют две ведущие тенденции понимания ее  сущности.  Одна  восходит  к французскому  философу   Э. Дюркгейму (1858 - 1917), видевшему в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержанию его целостности. Таким образом, в качестве главной выдвигалась консолидирующая функция религии. Другое направление сложилось в рамках  « понимающей социологии » под влиянием идей  М. Вебера  (1864 – 1920) и рассматривало религию как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных  жизненных целей:  политических,  хозяйственных, идеологических и т.д.  Так оформилось понимание целеполагающей функции религии. Психологический аспект поиска сущности религии концентрируется и на  компенсаторной функции. Религия представляется способом восполнения человеческого бессилия перед природой, обществом и в отношении его самого. Она способствует внутренней гармонизации личности и достигает этого в результате  эмоциональной разгрузки,  катарсиса (от греческого katharsis - очищение), мистического очищения души  от наслоений чувственности и телесности.

    Философское обоснование религии дал  Г.Ф. Гегель в трактате «Философия религии», определив ее как эмоциональный  способ восприятия человеком абсолютной идей, как самосознание божественного  духа, абсолюта, опосредованное человеческими  представлениями, человеческим духом. Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования. На первоначальных стадиях развития человеческого общества утвердились  религиозные верования, в которых  запечатлевалось осознание людьми в зависимости от природных сил. Так как уровень развития был  еще низким, человек не отделял  себя от природы и переносил на нее отношения, складывающиеся в  первобытной общине. Не понимая сути многих природных явлений, будучи перед  ними бессильным, человек испытал  чувство страха перед этими явлениями - таинственными силами, пытаясь  найти способ воздействия на них.

    Объектом  религиозных отношений, признаваемых святыней, сначала    был какой-либо существующий предмет, животное, наделяемое сверхчувствительными свойствами. Ему  поклонялись, он становился фетишем. Поскольку  человеку хотелось, чтобы предмет  поклонения оказывал нужные ему (человеку) действия, то получила развитие магия, возникли колдовские обряды, заклинания.Так возникла вера в то, что душа существует самостоятельно, отдельно от тела. Такая вера называется анимизмом. Поэтому дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два - реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Позже возникли и сформировались более сложные религиозные системы. Религии мирового уровня, т.е.  наиболее распространенные - буддизм, христианство, ислам - сформировались вместе с феодальным обществом.

    Религия и искусство имеют общие истоки, корни. Истоки искусства в человеческой практике, в той ее стороне, где  находит свое проявление человеческая инициатива. Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся и углубляющейся трудовой деятельности, в процессе и результате которой человек создает орудия труда, осваивает окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует себя, свои возможности, эстетически    осваивает мир.

    Истоки  религии - в человеческой практике, но  в той ее стороне, которая  отражает несвободу, зависимость человека от окружающего мира. Именно тогда  у него появилось желание прибегнуть к помощи иных, более могучих, чем  он сам, сил. Отсюда возникли магия, фетишизм и другие первобытные верования. Но в первобытном обществе магия  и искусство возникли одновременно, сливаясь и переплетаясь друг с другом. Это наблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средством магического воздействия на окружающего человека мир, а с другой,  средством удовлетворения эстетических потребностей.

    Одной из самых ранних форм религии был  фетишизм. Он проявлялся как почитание  неодушевленных материальных предметов, наделенных, по мнению древних, таинственными  свойствами. В числе ранних форм религии были анимизм – вера в  существование души и тотемизм - вера в сверхъестественное родство  между человеческими родами и  животными.

    К народностно-национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и другие. Носителями таких религий являются, как правило, представители одного этноса, хотя могут быть и другого. Народностно-национальные  религии - это специфические, проявляющиеся в конкретных формах системы религиозные культуры. Им свойственны детальная ритуализация обыденного поведения (прием пищи, соблюдение гигиенических правил), специфическая обрядность,  строгая система религиозных правил и запретов, моральных норм, ценностных ориентаций в обществе.

    Таким образом, по мере усложнения общественного  организма, его материальной и духовной культуры усложняются и сами религиозные  системы,  образуя своеобразную подсистему ценностей.

    Во  всемирно-историческом процессе различные  религии играют различную роль. Наиболее заметную, как указывалось, выполняют  те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии  проявили максимальную приспособляемость  к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не сразу, а лишь в ходе исторического процесса.

    Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства, якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект (или философских школ)  Северной Индии, буддизм затем широко распространился по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры разных стран.

    Христианство, зародившись первоначально в  Восточном Средиземноморье  в  еврейской этнической среде как  одна из сект иудаизма, позже, хотя и  не сразу, но решительно порвало с  этой материнской основой, вступив  с ней в противоречие. Почти  вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов - вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного шара. Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства - искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царствия небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм, англиканство.

    Ислам  возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях.  В отличие от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии.  Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

Информация о работе Искусство и религия