Искусство эвритмии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:04, реферат

Описание

Эвритмия (с греческого — «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела. В репертуаре эвритмии используются музыкальные и литературно-поэтические произведения. Эвристическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Эвритмия интерпретирует то или иное произведение в соответствии с собственной языковой символикой движений, отличной от общепринятой, например в хореографии. Различают педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную эвритмию.

Работа состоит из  1 файл

эвритмия (Автосохраненный).docx

— 30.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Эвритмия»

выполнила: Васильева Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство эвритмии

           Эвритмия (с греческого — «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела. В репертуаре эвритмии используются музыкальные и литературно-поэтические произведения. Эвристическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Эвритмия интерпретирует то или иное произведение в соответствии с собственной языковой символикой движений, отличной от общепринятой, например в хореографии. Различают педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную эвритмию.

Эвритмия, как искусство движения, основана на закономерностях речи и  музыки: она являет нам собой один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве. Движение и жест в эвритмии, соединенные  с музыкальным или поэтическим  содержанием, сами по себе являются творческим элементом — некоей расшифровкой творческой мысли композитора или  поэта.

            Рождение эвритмии произошло в 1912 г. в деревушке Дорнах, близ швейцарского города Базеля, где философ-мистик Рудольф Штейнер и его сподвижники построили храм-коммуну Гётеанум. Р. Штейнер заметил, что слово, как и музыка, тоже может служить импульсом для движения. В период интенсивных экспериментов с танцевальным движением, эта идея была хорошо принята. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штейнера, среди которых были и наши соотечественники. Основа музыкальной эвритмии – образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Вот как писал об эвритмии сам Штейнер: «В древности тот факт, что исходящие из гортани слова сопровождаются жестами, воспринимался совершенно естественно… Воздух, который мы вдыхаем и который проходит через органы дыхания, речи и пения, при выдохе формируется при помощи губ, зубов и неба и образует воздушные жесты. Эти воздушные жесты должны так оформиться в пространстве, чтобы их можно было услышать… То, что благодаря чувственно-сверхчувственному видению открывается нам в воздушных жестах, можно имитировать посредством движений рук, движений, в которых участвует весь человек. Тогда речь становится видимой и для внешнего зрения, ибо человек при этом выполняет те же самые движения, что и орган речи или пения. Так возникают зримая речь и зримое пение».

Основой музыкальной эвритмии служит переживание отдельных звуков и  тонов – такое, в котором большую  роль играет воображение. Штейнер и  его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое  обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штутгарте. С тех пор ее преподают во всех вальдорфских школах мира с первого по двенадцатый классы. В 1921 году, работая вместе с врачами, Штайнер предложил «лечебную эвритмию», которая и по сей день используется для терапевтических целей в школах, больницах, домах инвалидов. Но эвритмия – это не только терапевтическое средство; это искусство, помогающее раскрыться человеческому духу.

Разрабатываются два основных направления  эвритмии: эвритмия слова и музыкальная эвритмия. В их основе лежат закономерности существования гортани человека, способной как говорить, так и петь. Отсюда и два основополагающих понятия: эвритмия — «видимое пение», эвритмия — «видимая речь». Тело человека в момент исполнения превращается в звучащий инструмент. Закономерности эвритмического движения в пространстве обусловлены либо музыкальной, либо поэтической формой произведения. Истоки произведения, несущие в себе этические и моральные идеалы, — материал работы исполнителя-эвритмиста. Реализация идеи в творческом процессе исполнения является главным духовным стержнем искусства эвритмии.

Основная задача эвритмии с точки  зрения исполнителей — дать возможность  даже непосвященному зрителю наиболее полно воспринять и пережить музыкальное или поэтическое произведение.

Искусство эвритмии основано на понимании  малейших нюансов, тончайших интонаций  исполняемого произведения. Невозможно переоценить важность полного взаимопонимания  между эвритмистом и музыкантом или чтецом в процессе совместной творческой работы. На исследование некоторых произведений у эвритмистов уходит не один год. В эвритмии из долгой и кропотливой работы над произведениями складывается программа выступления, которая должна прозвучать максимально целостно для того, чтобы зрителю стало легче понять исполняемые музыку или стихи. Во время эвритмического представления важно не только телесно представленное эвритмическое движение, но и то, что возникает в пространстве между эвритмистами, вокруг них, в пространстве между сценой и залом. Дополнительными выразительными средствами являются цвет и эвритмическая форма движения. Костюмы эвритмистов создаются так, чтобы подчеркивать участие пространства в формировании эвритмического движения.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные  особенности младших школьников.

Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически  выделился недавно. Он наиболее глубоко  и содержательно представлен  в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.).

Младший школьный возраст - это возраст 6 (7) - 10-летних детей, обучающихся в I - IV классах современной начальной  школы.

С приходом ребёнка в школу, как  писал Д.Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется: система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятёрочное» поведение и хорошие отметки - это то, что конституирует отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребёнка: «Как ты учишься?» Система «ребёнок - учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: отношение родителей к учёбе ребёнка, занявшей центральное место в его жизни, тоже очень значимо, но, как справедливо заметил Леонтьев, хорошие домашние отношения уже легко могут быть омрачены двойкой учителя.

Первоклассники ещё не чувствуют  себя частью единого коллектива, они  обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны. Они стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. В этом возрасте взаимооценки учащихся и построения взаимоотношений со сверстниками в большей мере определяется степенью соответствия поведения одноклассников роли ученика, а в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность. Личностные критерии оценки одноклассников оказываются в этом возрасте как бы второстепенными, хотя и начинают играть более существенную роль к концу периода начального обучения.

Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников и второклассников безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Однако уже в третьем классе придают большее значение замечаниям, полученным в среде товарищей, таким образом, переживание эмоционального благополучия становится в зависимость (к третьему классу) не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения.

Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного  возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной, и которая является ведущей в  данном возрастном периоде. Принято  считать, что это деятельность по усвоению знаний. Но эта характеристика недостаточна. В игре ребёнок тоже усваивает знания (дидактические  игры, например). Однако, в дошкольном возрасте усвоение - косвенный продукт  какой-то другой деятельности. Учебная  деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение интеллектуальных и духовных богатств, накопленных человечеством.

Учебная деятельность не дана в готовой  форме. Когда ребёнок приходит в  школу, её ещё нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. В построении учебной деятельности и заключается  задача начальной школы - прежде всего  ребёнка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребёнок  приходит в школу, не связан с содержанием  той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и  содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому  мотив постепенно начинает терять свою силу, он «не работает» иногда уже  к началу второго класса.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием  предмета усвоения. Мотив к общественно  необходимой деятельности хотя и  остается как общий мотив, но побуждать  к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию. Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая ещё не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда в школе будет привлекать содержание

обучения.

Учебная деятельность характеризуется  её предметом. Самое главное в  учебной деятельности - это поворот  человека на самого себя, т.е. рефлексия. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка  оценивают, а отметка выступает  как определённая форма оценки. Через  оценку происходит выделение себя как  предмета изменений.

На начальных этапах учебная  деятельность осуществляется в форме  совместной деятельности учителя и  ученика. Учебная деятельность - это  такая же предметная деятельность, но предмет её теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность с  ним затруднена. Для её осуществления  нужно объекты материализовать. В младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования  в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это обуславливается  тем, что ребёнок начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Кроме того, в этот период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход  от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника  к целенаправленному произвольному  наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Дети уже могут  не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием. Для этого должно возникнуть предварительное  представление, предварительный поисковый  образ того, что нужно увидеть. В этом возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредоточиться  на мало интересных вещах. Эмоциональные  переживания приобретают более  обобщённый характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в  области мышления, которое приобретает  абстрактный и обобщённый характер.

Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. В дошкольном возрасте произвольность выступает  лишь в отдельных случаях. В школе  же вся деятельность по своему характеру  является произвольной.

Итак, произвольность и осознанность всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений, которое возникает в результате развития учебной деятельности, не ограничивается рамками учения и распространяется на самые разные сферы жизнедеятельности младшего школьника, в том числе и на сферу отношений с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Упражнения проводились на занятии хоровым классом с группой детей 6 – 8 лет в составе 13- 15 человек.

С 1-го сентября занятия хоровым классом начинались с построения в круг под пение одной из русских народных песен  (например, р.н.п. «Во поле берёза стояла»), затем шло движение по кругу, движение «змейкой», «улиткой», т.е. некоторые формы уже были детям знакомы. Также во время занятий мы слушали и прохлопывали руками (или ногами)  различные ритмические рисунки, начиная с самых простых. Наиболее активные дети и дети постарше по очереди выступали в роли солиста. Движение под музыку и остановку, когда она смолкает, дети тоже выполняют довольно успешно.

Упражнение 1.

В самом начале урока было введено  упражнение на дыхание в кругу.  В круг построились сразу, поскольку делали это уже много раз, и за каждым ребёнком было закреплено определённое место. Вначале упражнение выполняли стоя на месте. Дети сразу подключили движения рук, немного приподнимая и раскрывая их при вдохе и опуская при выдохе. Затем добавили шаг вперёд, при выдохе сужая круг. Упражнение получилось практически сразу, и на дальнейших занятиях впервые пришедшие дети быстро подключались к работе.

Информация о работе Искусство эвритмии