Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

      Архитектура – явление производное  от конкретной функциональной  необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.

     При восприятии произведений  русской архитектуры независимо  от времени их возведения и  размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.

     Моя курсовая работа посвящена  русской ландшафтной архитектуре  первой половины XVIII века.

       Цель данной работы – предоставить  красочный развернутый анализ  русской ландшафтной архитектуры  первой половины XVIII века.

       Задачи, которые я поставил для  себя в этой работе:

  • Собрать материал о русской ландшафтной архитектуре первой половины XVIII в.;
  • Проанализировать собранный материал, структурировать его в данной курсовой работе;
  • Дать характеристику наиболее выдающимся памятникам ландшафтной архитектуры и архитекторам рассматриваемого исторического периода в русской ландшафтной архитектуре.

Глава I.

 

Особенности развития садово-паркового  искусства в России

 

    Начало декоративного садоводства в нашей стране относится к глубокой старине. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым.

    В IX в. появились  сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей  Боголюбский заложил в 11 км  от Владимира, при слиянии рек  Нерли и Клязьмы, один из  первых садов того времени.  Этот сад служил образцом при  создании садов в Суздале, Владимире,  Муроме, Вязниках и других городах.

   До XVI в. в средневековой  России были распространены монастырские  сады, где разводили цветники. Еще  в XI в. при каждом монастыре  существовали сады, в которых  выращивали в основном плодовые  деревья.

   В Москве садоводство  стало развиваться с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма,  у Москвы-реки, был устроен сад  митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов,  Гальтяевский, Чичагов, сады на  р. Неглинной. На Годуновском  чертеже Москвы обозначен   «Государев   Красный  сад».

   Большое внимание  развитию декоративного садоводства  уделял царь Иван III. В истории  известны случаи, когда на месте  зданий и сооружений создавались  сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал  снести церковь и здания, стоящие  против города на правом берегу  Москвы-реки, и на этом месте  устроил великолепный сад, существовавший  до конца XVII в. под названием  Царицына луга.

 

   В XVI в. на южном  склоне Кремлевского холма находились  Верхний и Нижний сады. В том  же* столетии возникли получившие  широкую известность своими цветниками  и эффектными прудами «Крутицкие  вертограды», устроенные митрополитом  Павлом. К этому же времени  относится возникновение садов:  Прозоровского — на Пресне, Долгорукова  — под Новодевичьим монастырем, Лопухиной — в Хамовниках, Архарова  — в Сущеве, а также Преображенских  садов. Кроме того, были известны  подмосковный Кудринский патриарший  сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.

   Из дворцовых садов  в XVI в. в Москве были известны: сад, на правом берегу р.  Неглинной, между Троицкими и  Боровицкими воротами, другой —  за р. Москвой, напротив Кремля, третий — на Воронцовом поле  на р. Яузе. Были сады и в  Кремле.

   И. Барбаро в  описании путешествия в Россию  в середине XV в. упоминает о  рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только  дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В этот период в Москве существовал

   Аптекарский сад.  Он занимал часть территории  нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом  во времена царствования Алексея  Михайловича был сад в Измайлове.  Здесь выращивали всевозможные  плодовые и лекарственные растения, виноград. Декоративные сады парка  были как бы вкраплены в  нетронутый природный пейзаж. Позднее  этот сад служил Петру I базой  для организации  садов   в других  городах страны. В  Кремлевском дворце существовало  несколько «верховых»—комнатных  садов, получивших за свок> красоту  название «красных». Особенно  славились Верхний и Нижний  набережные сады. Верхний сад  устроил в 1628 г. садовник Назар  Иванов. В XVII в. красные сады  получили широкое распространение  в боярских усадьбах и в  усадьбах высшего духовенства.

   Из числа сохранившихся  дворцово-парковых ансамблей Москвы  следует назвать Коломенское.  О нем упоминалось еще в  1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия  III, а затем при Иване Грозном  в Коломенском велось большое  строительство. На высоком берегу  Москвы-реки создан обширный парк  регулярной планировки.

   В старинных русских  городах были и зеленые насаждения  общественного пользования, преимущественно  в виде бульваров. По описанию  Карамзина, в Новгороде, на  Славковой улице, в 1469 г. были  высажены тополя.

   Особенно большое  развитие декоративное садоводство  получило при Петре I. Именно  в это время были заложены  парки в Петербурге, получившие  мировое признание как непревзойденные  образцы садово-паркового искусства.  К ним относятся: парки Петергофа  (ныне Петродворца), Стрель-ны, Ораниенбаума, Летний сад и др. В 1706 г. был  создан первый в России Ботанический (аптекарский) сад в Москве, сохранившийся  до настоящего времени (на Проспекте  Мира).

   В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также при помещичьих усадьбах  создавались великолепные сады, получившие широкую известность  (Юсуповский парк в Архангельском,  Голицынский — в Кузьминках,    Шереметьевские   парки в Останкино  и в Кускове, парк Разумовского  в с. Петровском и многие  другие).

   К этому периоду  относится возникновение большого  количества ботанических садов,  принадлежащих отдельным вельможам  и богачам.

   Среди выдающихся  произведений садово-паркового искусства  на территории СССР прежде  всего следует назвать Летний  сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав  во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов  и парков. Первым из них был  Летний сад при летней резиденции  Петра I. Строительство его началось  в 1704 г. под непосредственным  руководством самого царя.  В  1877 г. Сад был разрушен сильной  бурей и наводнением.

   Дворцово-парковый  ансамбль Петергоф (ныне Петродворец)  создан Петром I в начале XVIII в.  В сохранившихся документах впервые  это название встречается в  1705 г., уже в 1709 г. на этой  территории развернулись большие  работы, и в 1711 —1714 гг. был построен  первый деревянный дворец. В работах  над созданием этого уникального  исторического ансамбля участвовали  архитекторы Броунштейн, Леблон, Макетти.

   Петродворец занимает  территорию 800 га, включая Дворцовый  парк и парк Александрия. Дворцовый  парк состоит из двух частей: Верхнего сада площадью   15   га   и   Нижнего   сада   площадью 102,5 га. Между ними расположен  дворец. Перепад рельефа от дворца  к морю составляет около 40 м.  Планировка Верхнего сада решена  в строгой регулярной манере. Для композиции парка характерна  система боскетов, ось которой  совпадает с осью дворца, а  центром композиции является  фонтан "Нептун. У входа в парк  разбиты цветники регулярного  типа, а перед дворцом на живописных  площадках расположены два фонтана  — Квадратный и Дубовый.

 

Глава II. Основная часть

В этой главе я хотел  бы привести ярчайшие примеры  русских  садово-парковых ансамблей, относящихся  к первой половине XVIII века.

 

1) Летний сад

Еще в далеком 1704 году, на берегу Невы, на месте бывшей усадьбы  шведского майора Конау, царь Петр велел  заложить декоративный сад, на подобии  тех, что он видел в своем путешествии  в Европу.

 

Таким образом, Летний стал самым  старым садом в городе.

 

Царь собственноручно  нарисовал план парковой зоны и приказал ежегодно засаживать его однолетними  растениями, то есть «летниками». Отсюда и название сада – Летний.

 

Уже в 1706 году здесь появился первый фонтан, а в 1710 году на стыке  Невы и речки Безымянный Ерик построили  Летний дворец Петра Первого.

 

В 1714 году в саду установили три открытых галереи, в одной  из них поместили статую Венеры, подаренную Петру Папой Римским.

 

Венеру охранял часовой, дабы вандалы не повредили первое, из появившихся в России, изображение  обнаженного женского тела (это хороший  пример того, что вандализм –  не удел современной бестолковой  молодежи, а забава всех поколений подвыпивших «героев»).

 

Как и большинство земель столицы, территория Летнего сада была местностью болотистой, поэтому в 1711 году ее было решено осушить.

 

Для этих целей, между Марсовым полем и Летним садом прорыли  Лебяжий канал и сад оказался на острове. Но и этого оказалось  мало, и в 1716 году, прорыли еще  один канал, разделивший Летний сад  надвое. Теперь садов стало два, который  так и называли: первый и второй.

 

В начале половине 18 века сад  обустроили, согласно принесенной из Европы, моде на регулярные парки.

Дорожки и аллеи в Летнем саду проложили прямые, а кусты  и деревья стригли, придавая им правильную, сферическую или кубическую, форму.

На юге садовой зоны вырыли Карпиев пруд, получивший свое название благодаря карпам, которых в нем разводили.

Во втором Летнем саду по французской моде устроили Лабиринт, стенами которому служили ровно  подстриженные кустарники. Лабиринт был посвящен древнему баснописцу Эзопу, статуя которого помещалась на входе, а внутри Лабиринта установили фонтаны, изображавшие персонажей его басен.

Здесь же поместили разнообразные  фонтаны-шутихи, неожиданно окатывавшие струями воды посетителей сада.

Всего в Летнем саду установили более полусотни фонтанов, вода для  которых поступала из реки под  названием Безымянный Ерик. С тех  пор эта река именуется Фонтанка.

 

В 1721 году на берегу Фонтанки установили павильон, названный Грот. Внутри, в трех помещениях павильона, были установлены фонтаны, их работа сопровождалась звучанием органов, которые приводила в действие вода.

Петр замыслил украсить Летний сад многочисленными скульптурами, которые и привозились со всех концов света.

 

Наследники продолжили дело, и к концу царствования Елизаветы  Петровны (дочь Петра 1) скульптурная группа Летнего сада насчитывала более  двух сотен статуй.

Во все времена вход в сад разрешался только прилично одетой благородной публике.

При Николае Первом вход в  сад сделали платным, цена была довольно высока. Это не лишено смысла. В наши дни, когда вход в сад разрешен всем желающим, немногие из оставшихся скульптур, регулярно портятся вандалами (по-простому – двуногими скотами).

 

В 1771 году, во время обустройства Дворцовой набережной, у Летнего  сада соорудили ограду из «дикого  морского камня», ставшую впоследствии одним из символов Северной столицы  и получившей собственное имя Решетка Летнего сада.

С ней связаны две легенды, говорящие об уникальности этой ограды. Согласно одной из них, очень богатый  англичанин, мечтавший увидеть красоты  города, решил однажды его посетить. Подплыв на яхте к ограде Летнего  сада, он не стал даже сходить на берег, решив, что красивее этой ограды быть ничего не может.

 

По другой легенде, американцы предложили за ограду сто новых паровозов.

Разумеется, и то, и другое – сказки, призванные потешить самолюбие доморощенные патриотов.

Вероятно англичанин просто не сумел пришвартоваться на необустроенной набережной, а американцы всего лишь сравнили цену изготовления решетки и сотни паровозов.

Как бы там ни было - решетка  Летнего сада действительно очень элегантна и красива.

Сад трижды очень сильно страдал от наводнений.

В 1777 году вода повредила  фонтанную систему, разрушила Грот и уничтожила Лабиринт.

 

В 1824 году наводнение уничтожило Грот окончательно, и на его месте  построили Кофейный домик.

 

В 1924 году сад в очередной  раз сильно пострадал от наводнения и простоял разрушенным в течение десяти лет.

 

Во время прогулки по Летнему  саду, 4 апреля 1866 года, на императора Александра Второго было совершено покушение. По счастливой случайности, царь остался  жив и, в память об этом, в саду установили часовню (которую, к сожалению, разобрали после революции)

Во время Великой Отечественной  войны сюда попало несколько вражеских  снарядов, но стауи были надежно  укрыты. потому восстановили и его  открыли для массового посещения  сад быстро. Здесь играли симфонические  оркестры, устраивались художественные выставки.

Сейчас Летний сад входит в состав Русского музея.

В 2009 году сад закрыли на капитальный ремонт. Говорят - на три  года, но сколько ремонт продлится  на самом деле – неизвестно. Долгостроев  в России много. Достаточно вспомнить  многострадальный Большой театр или Новую Голландию.

Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века