Русская культура I половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:30, контрольная работа

Описание

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.
Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации.
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Цель работы - проанализировать русскую культуру 19 века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Влияние науки и техники на развитие культуры……………………..4
Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру……..6
Декабризм – феномен русской культуры…………………………….….9
Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский)……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..………...16
Список литературы………………………………………………………………1

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Культурология»

на  тему: «Русская культура I половины XIX века» 

                                                                                               Выполнила: студентка

                    группы  Сбс 102

                    Плёнкина  К. Е.

                    Проверила: доц. Носикова Г. П.  

Кемерово, 2011г. 

               Содержание

    Введение…………………………………………………………………..3

  1. Влияние науки и техники на развитие культуры……………………..4
  2. Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру……..6
  3. Декабризм – феномен русской культуры…………………………….….9
  4. Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский)……………………………………………………………11

    Заключение……………………………………………………………..………...16

    Список  литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Начало XIX века - время культурного и духовного  подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию.

    Общая тенденция этого периода –  растущая демократизация культуры, охват  просвещением все более широких  слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской  культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная  государству и воспринявшая формы  западной учености, являет образцы  подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская  культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной  цивилизации.

    Рост  национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие  на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

    Цель  работы - проанализировать русскую  культуру 19 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Влияние науки и техники  на развитие культуры

    В первой половине XIX в. русская наука  достигла значительных успехов. Успешно  изучалась русская история. Впервые  образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Заметный вклад в отечественную  медиевистику внес Т.Н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

    Значительных  успехов добились русские филологи, А.X. Востоков стал основателем русской  палеографии, в тесном содружестве  работали русские и чешские славяноведы1.

    В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном  и М.П. Лазаревым экспедиция к  Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. Исследуется Сибирь (А.Ф. Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И. Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А. Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря

    Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России). Проведено множество геологических  исследований – Донецкого горного  кряжа, Подмосковного угольного  бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты  европейской части России. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество.

    В 1839г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая  обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескоом.

    Мировую известность получили работы отечественных  математиков: В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И. Лобачевским  так называемой неевклидовой геометрии.

    Успешно работали в области электричества  русские физики. Работы Э.X. Ленца  были посвящены вопросам превращения  тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного  телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С. Якоби  соединил подземным кабелем столицу  с Царским Селом. Якоби также  много и успешно работал над  созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его  открытие - гальванопластика, изготавливалась  скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

    Русские медики начали использовать наркоз при  операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых  условиях), работали в области переливания  крови (А.М. Филомафитский).

    Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному  перевороту в России. В 1834 г. на Урале, крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а  уже в 1837 г. первые составы пошли  по железной дороге Петербург - Царское  Село. Первые пароходы на Неве появились  в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали  плавать по Каме и Волге.  
 
 
 
 

    1. Формирование  российской буржуазии, ее влияние на культуру

    Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и  музыки. Самодержавно-крепостнический  строй с его сословной политикой  сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения  получали начальное образование  в приходских училищах. Для детей  дворян и чиновников создавались  гимназии, они давали право поступления  в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский  и Киевский университеты. Высших государственных  чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях2.

    Продолжало  развиваться книгоиздательское  и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

    Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта  в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная  Национальная библиотека). Правда, в  то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому  читателю.

    Первую  треть XIX называют «золотым веком» русской  культуры. Начало его совпало с  эпохой классицизма в русской  литературе и искусстве.

    Здания, построенные в стиле классицизма  отличаются чётким и спокойным ритмом. Ещё в середине XVIII века Петербург  утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский  классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и  гармоничностью. Работа началась с  возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

    В палитру разностилья Москвы классицизм внес свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены  Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора  Тона построен Большой Кремлёвский  дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища  императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

    В театральной жизни России большую  роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры. Некоторые  помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты  вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов  вырос в семье крепостного  актёра. Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего  играл Щепкин. В эти же годы в  Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В первой половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

    А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда  произошёл стремительный взлёт  в культурном развитии России. Время  Пушкина называют «Золотым веком» русской  культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов  Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков3.

    Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила  Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался  принять существовавшие деспотические  порядки. Стихотворение «Смерть  Поэта», ходившее в рукописях и  другие поэтические произведения возбудили  к автору такую ненависть со стороны  толпы, стоявшей у трона, что поэту  не дали дожить десяти лет до пушкинского  возраста.

    Развитие  русской культуры первой половины XIX века в конечном счете определялось экономическими и социально-политическими  процессами, происходившими в жизни  страны. Кроме того, в середине XIX века все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. 
 
 

    1. Декабризм – феномен русской  культуры

    Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой  в общественно-культурной жизни  страны. «Декабристы пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить  и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению  новых ориентиров в официальной  идеологии.

    Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных  властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось  в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим»  Западом стала одной из составных  частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни  страны во второй четверти XIX в. все  более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

    Многие  декабристы были поэтами и писателями, они оставили достаточно разностороннее и богатое литературное наследие, по которому мы можем судить о том, в какой мере они участвовали  формировании русской литературной традиции. Творчество декабристов пронизано  романтической устремленностью  к лучшему будущему страны, четкой ориентацией на идеальную высоту их героев, что явилось основой  формирования знаменитой русской триады: добро, истина, красота. Именно этот идеал  ознаменовал развитие русской литературы XIX века как специфическое художественное явление. В числе участников декабристского движения, профессионально занимавшихся литературой, - несколько крупных  писателей и поэтов: К.Рылеев, В. Кюхельбеккер, А.Одоевский, А.Бестужев, П. Катенин, Ф.Глинка, Н.Бестужев и др. Писатели-декабристы в значительной мере подчинили своему влиянию наиболее крупное литературное объединение своего времени.

Информация о работе Русская культура I половины XIX века