Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

    В 1735 году, когда  был установлен фонтан "Самсон", М. Земцов передвинул Нишельные  фонтаны через аллею к берегу  канала. Вместо деревянных чаш были изготовлены известняковые бассейны в виде корзин, а трубы фонтанов были переделаны так, что струи воды образовывали различные геометрические фигуры. Среди этих фигур были пирамиды, благодаря которым фонтаны стали называться Пирамидными.

    В 1853 году архитектор  А. Штакеншнейдер задумал переделать  Нишельные фонтаны. К 1860 году  мастера Петергофской гранильной  фабрики по его чертежам изготовили  и установили вдоль Морского  канала, начиная от Большого каскада, 14 круглых мраморных бассейнов.  Ими заменили известняковые бассейны, установленные еще М. Земцовым, хотя 8 старых бассейнов так и  остались на своих местах, только  были окрашены под цвет мрамора.  Их заменили намного позже,  в 60-е годы 20 века.

    В круглых бассейнах  были установлены одноструйные  водометы, и, вероятно, именно с  тех пор появилось название "Аллея  фонтанов". Связано оно было  с тем, что четырехметровые  струи, бившие из плоских мраморных  чаш-бассейнов, поразительно напоминали  сказочные, сотворенные из воды  деревья.

     В годы Великой  Отечественной войны немцами  были повреждены напорные трубопроводы, колодцы с регулирующими устройствами  и мраморные поребрики бассейнов.  Аллея фонтанов снова заработала 25 августа 1946 года. 

Большой дворец

    Большой дворец - самое крупное и значительное  архитектурное сооружение дворцово-паркового  ансамбля Петродворца. (Приложение 18)

    Дворец был построен  на границе Верхнего сада и  Нижнего парка, на естественном  уступе высотой в 16 метров. Хорошо  видный с моря, он возвышается  над всеми фонтанами, каскадами  и статуями центральной части  петергофского комплекса. Длина  дворца по фасаду составляет  почти 300 метров. Средняя, трехэтажная  часть здания выделяется фигурной  кровлей. На самой высокой точке  кровли (17 метров) установлена золоченая  ваза с цветочными гирляндами  и фигурами крылатых гениев. К  средней части с двух сторон  примыкают боковые части, тоже  трехэтажные, но с шатровой, более  низкой кровлей. Два самых больших  трехэтажных флигеля, связанные  со средней частью дворца, обращены  в сторону Верхнего сада. Одноэтажные  застекленные галереи замыкаются  двумя двухэтажными корпусами  - Гербовым и Церковным.

    По одному только  внешнему виду фасада можно  различить два основных этапа  в истории постройки дворца. Средняя  часть с балконом сохранилась  с петровских времен, а флигеля  и боковые корпуса, фигурная  кровля, изощренно украшенные купола, наличники с картушами на окнах  второго этажа - все это было  добавлено позднее, в середине 18 века.

    Первоначальный  проект Большого дворца, выполненный  по рисункам самого Петра I, относится к 1714 году. В том же  году началось строительство  дворца, которое продолжалось до 1725 года. Работами поочередно руководили  известные архитекторы того времени  - И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти. У подножья дворца, согласно замыслу Петра, был возведен Большой каскад - своеобразное фонтанное украшение парадного входа.

    С 1747 года дворец  начали перестраивать по проекту  В. Растрелли. Сохранив внешний  облик здания, архитектор увеличил  его центральную часть, пристроил  два боковых флигеля и соединил  их остекленными галереями с  боковыми корпусами - Гербовым  и Церковным. Внутри дворца  была устроена анфилада парадных  залов, украшенных в духе барокко  золоченой резьбой, живописными  плафонами, зеркалами и наборным  паркетом.

    В 70-х годах  18 века архитектор Ю. Фельтен,  работавший в Петергофе, заново  оформил интерьеры трех залов  дворца - Чесменского, Тронного и  Белой столовой. Пышность барокко  сменилась строгими лепными композициями.

    Среди парадных  залов, гостиных и салонов Большого  дворца особое место занимает  кабинет Петра I, отделанный светлым  дубом. На стенах и створах  дверей кабинета - резные дубовые  панно, исполненные по проекту  Н. Пино французскими и русскими  резчиками. Сюжеты панно - единая  аллегорическая композиция, которая  прославляет деяния Петра, военные  победы России, расцвет наук и  искусства.

    Центром Большого  дворца можно назвать парадный  Портретный, или Картинный, зал,  который был создан в 1716-1724 годах Ж. Леблоном и Н. Микетти.  Зал занимает всю среднюю часть  дворца, а из его окон можно  любоваться как Морским каналом,  так и Верхним садом. В середине 18 века Портретный зал был украшен  богатой золоченой резьбой по  рисункам Б. Растрелли. В 1768 году Ж. Вален-Деламотт практически  полностью закрыл стены зала  картинами художника-портретиста  П. Ротари, разделив 368 картин золочеными  планками.

    Самое торжественное  помещение в Большом дворце - двусветный  Тронный зал. Просторность и  строгую величественность зала  подчеркивают высокие полукруглые  окна, перемежающиеся с зеркалами.  Стены зала украшают монументальные  полотна, посвященные истории  России - от крещения Руси до  Чесменского сражения, а также  портреты Петра I и его преемников.

    С Тронным залом  непосредственно связан Чесменский, который, по замыслу Ю. Фельтена, представлял собой памятник морской  славы России. Стены зала оформлены  двенадцатью живописными полотнами  кисти Ф. Гаккерта. Все картины  посвящены одной теме - походу  русской эскадры в Средиземное  и Эгейское моря в 1770-1775 годах.

    В неповторимых  интерьерах Большого дворца отразились  все основные стили 18 века - барокко,  рококо, классицизм.

    В годы Великой  Отечественной войны Большой  дворец был взорван немцами.  Восстановление дворца по проекту  и под руководством реставраторов  В. Савкова и Е. Казанской  началось в 1951 году. В 1964 году  была восстановлена Куропаточная гостиная - замечательный образец русского жилого дворцового интерьера 18 века; в 1969 году - Тронный и Чесменский зал; в 1978 году - воссоздана отделка Аудиенц-зала работы Б. Растрелли. Реставрационные работы ведутся и в наши дни.

 

 

Большой каскад

    Большой каскад - одно из грандиознейших фонтанных  сооружений в мире. Задуманный  как своеобразное фонтанное обрамление  парадного входа в Большой  дворец, он представляет собой  выдающийся образец синтеза неподвижной  скульптуры и стремительно льющейся  воды. (Приложение 19)

    Большой каскад  по праву называется "Большим" - он включает в себя 64 фонтана, 255 скульптур и барельефов. В состав  каскада входят три водопадные  лестницы, объединенные гротом, который  прорезан по фасаду пятью высокими  арками. Композиция каскада подчинена  единому художественному замыслу  - прославлению победоносного могущества  России.

    Строительство  Большого каскада началось в  1716 году по личным эскизам Петра  I и разработанным на их основе  чертежам И. Браунштейна. Позднее  работами по устройству каскада  руководили Ж. Леблон и Н.  Микетти. По его проекту последнего  был создан Малый грот, оформленный  маскаронами - декоративными рельефами  в виде масок. В 1723 году Большой  каскад был полностью закончен, а фонтаны впервые введены  в действие.

    Скульптурное убранство  каскада частично было отлито  из свинца в Англии и Голландии  в 1720-1721 годах, частично изготовлено  в 1721-1723 годах в Петербурге  мастерскими Б. Растрелли, Г.  Оснера и П. Вассу. В 1724 году  Петр I распорядился, чтобы по рисункам  М. Земцова Растрелли изготовил  более крупные маскароны для  пристенных фонтанов Малого грота.  На этом и завершилось создание  первоначального облика Большого  каскада.

    В 1799-1806 годах  свинцовые скульптуры каскада  были заменены скульптурами из  золоченой бронзы. Среди скульптур  были как копии с античных  произведений, так и новые работы  крупнейших русских скульпторов  того времени, включая И. Мартоса  и Ф. Щедрина. Все архитектурные  работы велись под общим руководством  архитектора А. Воронихина.

    Огромное значение  для сохранения Большого каскада  имела его капитальная реставрация,  которую в 1858-1860 годах провел  Н. Бенуа. Он почти полностью  разобрал каскад, а затем возвел  его заново, усовершенствовав многие  конструкции сооружения. Кроме того, Бенуа изменил рисунок фонтана  "Корзинка", который находится  перед Большим гротом, и струй,  бьющих по сторонам водопадных  ступеней.

    В годы Великой  Отечественной войны этому редкостному  памятнику фонтанного зодчества  был нанесен тяжелейший ущерб.  Была нарушена гидротехническая система, уничтожена часть скульптурных украшений, а уцелевшие барельефы, маскароны и четыре статуи были вывезены оккупантами. В 1946-1947 годах благодаря самоотверженному труду реставраторов Большой каскад и его гидротехническая система были восстановлены.

Верхний сад

    Верхний сад,  называемый иногда Верхним парком, расположен перед южным фасадом  Большого дворца. Прямоугольный  по форме, он занимает 15 гектаров  и служит своеобразным парадным  подходом к Большому дворцу. Верхний  сад представляет собой типичный  регулярный сад первой половины 18 века, в котором использованы  характерные для регулярных садов  и парков декоративные элементы - партер, боскеты, перголы и берсо  (крытые аллеи и беседки), геометрической  формы пруды, фонтаны и статуи. Парадность Верхнего сада подчеркнута  его оградой: 150 массивных кирпичных  столбов, украшенных рельефными  львиными масками, чередуются  со звеньями из деревянных  копий.(Приложение 20)

    Планировка Верхнего  сада отличается строгой симметричностью  и органично связана со структурой  дворцового фасада. Средней, самой  высокой части дворца соответствует  широкий партер, окаймленный линиями  подстриженных деревьев. Посередине  партера один за другим расположены  три больших зеркальных бассейна  с фонтанами, как бы нанизанными  на одну ось. Каждый бассейн  окружен симметричным газоном.  По обе стороны от партера  попарно расположены шесть боскетов - замкнутых участков с насаждениями, причем каждая пара боскетов  имеет свою геометрическую форму.  Ближе всего ко входу в сад  находятся Квадратные боскеты,  за ними идут Косые, и последняя  пара - Круглые. Такой прием характерен  для регулярных садов и парков, где на сравнительно небольшом  участке нужно было добиться  разнообразия впечатлений. Перед  самым фасадом Большого дворца  размещены Квадратные пруды со  статуями и фонтанами. Строго  говоря, по форме они не вполне  квадратные: длина их составляет 54 метра, а ширина - 45 метров.

    Идея создания  Верхнего сада принадлежит Петру  I. По наброскам императора в  1716 году И. Браунштейн разработал  планировку сада, работы по устройству  которого были поручены Л. Вандерхисту.  В 1724 году было завершено устройство  прудов, а еще через год созданы  крытые аллеи - берсо.

    Первоначально  Верхний сад предназначался для  чисто утилитарных целей, так  как главный фасад Большого  дворца все-таки выходил на  Нижний парк. В петровские времена  в боскетах росли плодовые  деревья и даже были разбиты  овощные грядки. Но уже в 1732 году возникла идея сделать  Верхний сад парадным преддверием  Большого дворца. В 1733-1739 годах  были убраны грядки, в партере  поставлены трельяжные беседки  и золоченая скульптура, в бассейнах  установлены фонтаны. 

    В 1754-1760 годах,  когда по проекту Б.-Ф. Растрелли  был перестроен Большой дворец, границы Верхнего сада расширили  и обнесли существующей ныне оградой. В 19 веке широкое распространение получили пейзажные парки, и Верхний сад отчасти утратил свой регулярный облик - вдоль центральной оси велась бессистемная посадка деревьев, что сужало парадную перспективу и нарушало впечатление от симметричной структуры сада. Только в 1929 году удалось воссоздать первоначальный вид Верхнего сада, который, однако, был полностью уничтожен немцами в годы Великой Отечественной войны. Вернуть его к жизни смогли только в 1972 году, после долгих и кропотливых работ по проекту П. Ковалевского, Р. Контской и К. Агаповой.

    В композиции  Верхнего сада значительное место  занимают фонтаны. 

    Ближе всего  к парадным воротам расположен  фонтан "Межеумный". В центре  бассейна находится бронзовая  скульптура - разъяренный дракон  с распростертыми крыльями, окруженный  четырьмя дельфинами. В 1858 году  на месте дракона была установлена  ваза, с связи с чем и фонтан  до 1941 года назывался "Ваза". Во время войны фонтан "Межеумный"  был полностью разрушен, а при  его восстановлении в 1957 году  скульптор А. Гурджий воссоздал  статуи дракона и дельфинов.

    Центральный и  самый крупный фонтан Верхнего  сада - "Нептун". В 1737 году в  огромном (92 метра длиной, 33 шириной)  бассейне была установлена "Нептунова  телега" - свинцовая золоченая  скульптура Нептуна на колеснице,  отлитая по проекту скульптора  Б.-К. Растрелли и первоначально  предназначавшаяся для каскада  "Шахматная гора". В 1799 году  свинцового Нептуна заменили  бронзовым, приобретенным в Нюрнберге.  Кроме этой скульптуры, в фонтане  использовано около 40 крупных  фигур и мелких деталей, и  по своему скульптурному убранству  "Нептун" уступает только Большому  каскаду. 

    Третье звено  фонтанной цепи Верхнего сада - фонтан "Дубовый". Это название  связано с тем, что первоначально  в бассейне был установлен  дуб с ветвями и листьями  из золоченой жести, из которого  била вода. Под дубом располагались  свинцовые скульптуры тритонов  и дельфинов. В 1746 году дуб  и тритоны были убраны, и в  1768 году в центр фонтана был  помещен "Рог изобилия". "Рог"  не выдержал испытание временем, так как был сделан из дерева. В 1929 году в центр фонтана  поместили статую Д. Росси "Амур, надевающий театральную маску", которая заняла место на постаменте  в виде шестилучевой морской  звезды.

Дворец Марли

Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века