Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

Сотрудники обещают изредка  открывать сад и во время работ, но тем, кто собирается в поездку  в Питер, рассчитывать можно только на случайность и классический русский «авось».

Будем надеяться, что хотя бы в 2012 году туристы, приехавшие на белые  ночи в Санкт-Петербург смогут совершить  по саду самостоятельную экскурсию.

Левее Летнего сада (если смотреть от Невского проспект), сразу  за Лебяжьей канавкой находится Марсово  поле. Южная ограда выходит на набережную реки Мойка, сразу за которой стоит  Михайловский дворец.

 

2) Русская дворянская усадьба

В сельской же местности усадьба  была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках. И уже в  начале XIX века этот комплекс предстает  перед нами в своей законченности  как дворянская или помещичья  усадьба.

Архитектурно тип русской  усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию  во вновь строящемся Петербурге. Их авторы - А. Леблон, Д. Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед  домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке.

Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают  загородные дворцы знати. Строились  они в разное время, отразились в  их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил  обширное пространство сада на две  части, террасами спускавшийся к  морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с  самого начала в русской усадьбе  соединялись черты различные  типов парков. Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был  Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское  Село. Потому Петергоф, все же, более  регулярен, чем Царское Село.

Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял  в плане букву <П>. Внутри находился  парадный двор (курдонер) оформленный  на <французский> манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад  выходил в обширный парк, распланированный <по-английски>. Таковы московские усадьбы  графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом  стремились расположить церковь.

Русские усадьбы отличает еще большая свобода и естественность чем <английские> парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Кроме того, русские усадебные  парки и сады отличает особенная  лиричность. Это достигается их небольшими размерами и строго выдержанной соразмерностью всех парковых построек человеку. Гроты, беседки, скамьи только подчеркивают эту соразмерность. Придает своеобразную <домашность> и совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними. Ничего не пропадало даром у домовитого русского помещика. Так из земли, полученной после рытья прудов, насыпались целые горы, называемые по тогдашней моде Сионом или Парнасом

 

3) Царское село

 

    Государственный  музей-заповедник "Царское Село" (ГМЗ "Царское Село") — блестящий  памятник мировой архитектуры  и садово-паркового искусства  XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие  выдающихся зодчих, скульпторов,  живописцев воплощало здесь замыслы  венценосных заказчиков. В Царском  Селе во всей полноте представлено  разнообразие художественных стилей  барокко (в постройках Ф. -Б.  Растрелли) и классицизма (в  постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других). Целый  ряд царствований, начиная с Екатерины  I и кончая Николаем II, оставил  в Царском Селе свой отпечаток,  следы своего бытования. 

    Композиционным  центром памятника является Екатерининский  дворец — великолепное сооружение  в стиле русского барокко. Восхищают  роскошью убранства Большой зал  дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых  — всемирно известная возрожденная  Янтарная комната. Попав в его  залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской  и Екатерининской эпох, отчасти  — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного  искусства.

    Один из лучших  образцов мировой архитектуры  классицизма — Александровский  дворец. Пройдя по комнатам императора  Николая II и его супруги Александры  Федоровны в этом дворце, можно  познакомиться с художественным  вкусом последних Романовых, увидеть  Парадный кабинет императора, оформленный  в стиле модерн.

Екатерининский парк

    Наряду с дворцовым  комплексом неотъемлемой частью  Царскосельской императорской резиденции  являются парки, прежде всего  главные из них — Екатерининский  и Александровский, получившие  эти названия по находящимся  в них дворцам. (Приложение 11)

    Екатерининский  парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и  пейзажного Английского парка.  Старый (Голландский) сад основал,  по преданию, сам Петр I. Эту легенду  приводит в своем сочинении  «Достопамятности Санкт-Петербурга  и его окрестностей» (1817) П.  П. Свиньин: «Петр I, заезжая  иногда сюда прохлаждаться молоком  к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.

    Так или иначе,  но именно голландские мастера  садово-паркового дела Я. Роозен  и И. Фохт распланировали в  1720-х годах Старый сад на  трех уступах перед императорским  дворцом. В это же время на  третьем уступе были устроены  Зеркальные пруды, а на речке  Вангазе, стекавшей с холма,  — еще два пруда: Верхний  (Большой) и Мельничный (позже  вошедший в систему Каскадных,  или Нижних, прудов).

    В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован  и украшен скульптурой. Ф.-Б.  Растрелли спроектировал павильоны  «Эрмитаж» и «Грот», а также  Катальную гору; большой пруд  с расположенным на острове  Люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника  и был обведен аллеями. Наконец,  в 1770-х годах архитекторы В.  И. и И. В. Нееловы построили  в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и  Нижнюю ванны. Вдоль границы  сада до самых Нижних прудов  протянулся Продольный (Каскадный)  канал с двенадцатью плотинами.

    Тогда же на  территории к югу от дворца, вокруг Большого пруда, был  разбит пейзажный Английский  парк, начатый под руководством  В. И. Неелова и завершенный  садовым мастером И. Бушем.  Оказавшийся частью нового парка,  Большой пруд подвергся перепланировке  и был превращен в озеро,  прямоугольные очертания Нижних  прудов также были смягчены. На  третьей террасе появились Полулунные  пруды, сохранявшиеся вплоть до  реконструкции этой части парка  в 1960-х годах. Именно в это  время водные поверхности, занимающие  пятую часть территории Екатерининского  парка, стали важной составляющей  его образа. Естественный склон  местности к северо-востоку позволил  связать все водоемы в единую  самотечную систему и устроить  на ней небольшие, но бурные  водопады. И. Яковкин, автор «Истории  Села Царского», сообщает: «Для  гулянья по большому пруду  содержались всегда разные двувесельные  мелкие суда; а в августе 1777 года привезены и спущены на  большой пруд сделанные по  высочайшему повелению на партикулярной  верфи два четыревесельных трешкоута,  обошедшиеся построением в 507 рублей 71 коп. с позолотою резьбы  в приличных местах и окрашением, один зеленого, а другой красного  цвета, краскою, на коих ея  величество, по благорассуждению, изволяла  иногда по большому пруду забавляться  плаванием. Суда сии в торжественные  праздники и доныне украшаемы  бывают множеством разноцветных  флагов, всегда для сего сохраняющихся  в шлюбочном сарае, а при  происходивших в садах Села  Сарского иллюминациях самым  прелестным образом освещаемы  бывали множеством разноцветных  фонарей, по всем снастям и  бортам, отсветом своим к поверхности  водной производивших вид бесподобный.  Летом, по 1825 год, посреди Большого  пруда стояли на якоре двенадцатипушечная  яхта и большой бот, а у  пристани большого каскада всегда  стоит готовых, в значительном  числе двувесельных малых яликов, для желающих кататься…»

    Екатерина II спешила  явить просвещенной Европе сад,  не только разбитый в новейшем  вкусе, но и украшенный памятниками,  прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед  в русско-турецких войнах были  воздвигнуты в 1770–1780-х годах  Башня-руина, Чесменская, Морейская,  Крымская колонны, Кагульский  обелиск, Турецкий киоск и Турецкий  каскад.

    О тонком вкусе  императрицы — просветительницы  и законодательницы — свидетельствовали  павильон «Холодная баня» с  Агатовыми комнатами и Камеронова  галерея, Концертный зал и другие  классицистические постройки.         

    Сооружение литых  чугунных Готических ворот и  множества металлических мостиков  демонстрировало высокий уровень  развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные  по художественному решению парковые  павильоны и беседки напоминали  о том, что сад создан для  удовольствий и отдыха.

    В начале XIX века  к числу памятников русской  славы прибавились ворота «Любезным  моим сослуживцам», посвященные  победе над Наполеоном, а в  середине столетия ансамбль Екатерининского  парка был завершен павильоном  «Турецкая баня». Наконец, в  1865 году на лугу перед южным  фасадом Зубовского флигеля был  устроен Собственный императорский  садик с большим мраморным  фонтаном и перголой — верандой  в итальянском стиле.

Термы Камерона

    К флигелю Большого  Царскосельского дворца, в первом  этаже которого в 1790-х годах  жил последний фаворит императрицы  Екатерины II П. А. Зубов, примыкает  комплекс зданий, созданный в  1780–1794 годах архитектором Ч. Камероном.  Эти здания обозначили границу  регулярной и пейзажной частей  Екатерининского парка. (Приложение 12)

    Ансамбль составляют  постройки различного назначения, объединенные общим художественным  решением: Камеронова галерея, павильон  «Холодная баня» с Агатовыми  комнатами, Висячий и Цветной  сады, Пандус.

     Еще в начале 1770-х годов у Екатерины II возник  замысел выстроить архитектурное  сооружение в «греко-римском стиле». Императрица писала скульптору  Э.-М. Фальконе: «Я желала бы  иметь проект античного дома, распланированного, как в древности  <…> Я в состоянии выстроить  такую греко-римскую рапсодию  в моем Царскосельском саду».

    Возможность воплотить  эту идею в летней парадной  резиденции российской императрицы  привлекала многих знаменитых  мастеров. Француз Ш. де Вайи  предложил возвести здание, посвященное  наукам и искусствам и их  покровительнице — Минерве. Тонкий  знаток античности Ш. Клериссо  создал проект «античного дома»,  основанный на композиции римских  терм Диоклетиана. Этот проект  не был принят императрицей, однако  именно Клериссо выдвинул идею  создания в Царском Селе терм  — типичного сооружения Древнего  Рима, ради своеобразной «игры»  в античную жизнь.

    Екатерина II не  удовлетворила непомерные финансовые  требования французского художника,  но и не отказалась от своего  замысла. Ее желание исполнил  приглашенный в Россию из Шотландии  Ч. Камерон, о котором императрица  писала М. Ф. Гримму: «Теперь  я завладела мистером Камероном,  шотландцем по рождению, <…>  великим рисовальщиком, который  напитан изучением древних и  известен своей книгой “О древних  банях”. Мы с ним мастерим здесь  в Царском Селе сад с террасами,  с банями внизу и галереей  наверху. Это будет прелесть».  Так совпадение желания заказчицы  «иметь <…> античный дом» с  интересами и творческим опытом  архитектора привело к созданию  уникального сооружения, которое  называют Термами Камерона.

Холодная баня

    Центральное место  в ансамбле, возведенном Ч. Камероном,  принадлежит павильону «Холодная  баня». (Приложение 13)

    Модель Холодной  бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось  строительство павильона — небольшого  двухэтажного здания. В его нижнем  этаже были расположены купальный  зал, теплая ванная комната  и русская парная. В верхнем  — шесть богато отделанных  помещений для отдыха и развлечений,  получившие название «Агатовых  комнат».

   Архитектурное оформление  фасадов Холодной бани, как и  всего комплекса, построено на  контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от  второго карнизом и облицован  массивными блоками грубо обработанного,  пористого, словно изъеденного  ветрами и дождями пудостского  камня, создающего иллюзию «древности»,  подлинности «античного» памятника.  Второй этаж, напротив, легок и  светел; на фоне нежножелтого  тона стен выделяются ниши, окрашенные  в терракотовый цвет. По верху  стен размещены круглые лепные  медальоны-барельефы с мифологическими  композициями. В продольной северо-восточной  стене прорезаны полуциркульные  окна, в торцевых — прямоугольные  окна-двери, помещенные в арках.  В простенках расположены ниши  со скульптурными фигурами мифологических  персонажей.

    Главный, юго-западный  фасад Холодной бани выходит  на террасу на сводах, опирающихся  на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для  Висячего сада и является связующим  звеном между сооружениями ансамбля  Камерона и Большим Царскосельским  дворцом. Со стороны Висячего  сада и Камероновой галереи  верхний этаж Холодной бани  воспринимается как совершенно  самостоятельный одноэтажный парковый  павильон.

Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века