Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

    От остальных  фасадов главный фасад отличается  наличием таких же, как на Камероновой  галерее, колонн, чем подчеркивается  единство этих сооружений.

    Холодная баня  — редкий в истории русской  архитектуры образец здания, в  самом плане которого нашла  отражение идея следования античным  образцам. Разрабатывая проект Холодной  бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио. В число помещений этих терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. То, что в царскосельской Холодной бане архитектор попытался воспроизвести планировку римских терм, подтверждают и документы. В числе комнат нижнего этажа в них упоминается помещение с оловянным бассейном в центре, «жаркая баня» и «отдыхательная комната».

    В интерьерах  второго этажа Ч. Камерон применил  цветной камень, живопись и лепку.  Лепные работы в Холодной бане  выполнил О. Мельников — крепостной  Н. А. Львова, известного архитектора  и поэта, скульптурные работы  — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт.  В отделке интерьеров участвовали  и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге  в 1780-х годах, среди которых  следует особенно отметить скульптора  и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде  и живописца И. Рудольфа.

    Для полов Холодной  бани были использованы паркеты,  выполненные мастером X. Мейером  по проектам Ю. М. Фельтена  для дома А. Д. Ланского, строившегося  в этиже годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы  они остались невостребованными).

    Несмотря на  повреждения военных лет, первоначальная  отделка интерьеров павильона  сохранилась. В настоящее время  помещения первого этажа Холодной  бани используются для временных  выставок.

Русская баня

   За входом в Термы  Камерона из-под сводов Висячего  сада начинается коридор, по  сторонам которого в XVIII веке  располагались служебные помещения:  комнаты для прислуги, кладовые  для хранения масел и различных  банных принадлежностей. Здесь  же размещались печи и котлы  для нагревания воды.

    Сегодня мы входим  в комнаты первого этажа через  хозяйственные помещения, за которыми  располагается не предусмотренная  в римских термах, но традиционная  для России горячая баня (русская  баня, русская парная) — небольшое  помещение, ранее имевшее деревянный  потолок, простой дощатый пол  и обшитые деревом стены. Назначение  парной предопределило ее скупое  функциональное решение.

   Ч. Камерон не  имел представления об устройстве  русской бани и для ее создания  обратился за помощью в Контору  строений. Работа была поручена  архитектору И. В. Неелову, который  представил заказчикам смету  в октябре 1785 года. Согласно его  проекту в южном углу комнаты  поставили печь, на решетчатом  своде которой было сложено  250 пушечных ядер; их поливали  водой для образования горячего  пара. В углу напротив находился  полок из липовых досок, скамейки  и баки для воды. Подогретая  вода поступала из комнаты,  расположенной за стеной.

    Путь следования  по Термам Камерона подчинялся  сложившемуся в древнеримской  практике закону постепенного  снижения температуры от помещения  к помещению — от русской  парной к Купальной комнате.

 

 

 

 

Регулярный парк

   Старейшая, регулярная  часть Екатерининского парка  создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе,  для отдохновения и равлечения  августейших хозяев от тягот  государственной службы. Небольшой  фруктовый сад, существовавший  на Сарской мызе в первые  годы после ее перехода в  собственность Екатерины I, в 1720-х  годах был перепланирован садовыми  мастерами Я. Роозеном и И.  Фохтом. «В каждой куртине, —  писал историк Царского Села  И. Яковкин, имея в виду 1721-й  год, — насажены были яблони  и вишни, с коих плоды, во  время присутствий Двора в  Москве, отдаваемы были на откуп,  а с некоторых и тогда сохраняемы  были впрок различным образом.  Видите ли, что в некоторых  аллеях деревья, против прямой  линии, посажены выгнутыми впадинами?  По каждой аллее были в них  беседки с лавками из брусков,  к коим деревья привязывались.  Таких беседок, в верхнем и  нижнем садах, по всем аллеям  было 48; а здесь, на углу к  каналу и набережной, были открытые, по сторонам, галереи с кровлями, на 90 сажен длины и 6 сажен ширины».

    В царствование  Елизаветы Петровны, при реконструкции  всего царскосельского ансамбля, начатой в 1743 году, территория  Старого сада значительно расширилась.  В работах по устройству нового  регулярного парка участвовали  архитекторы А. В. Квасов, С.  И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли,  по проектам и под наблюдением  которых велись работы по строительству  Большого Царскосельского дворца.

    В основе композиционного  решения регулярного парка лежит  правильная, симметричная организация  пространства вокруг дворца, строгая  система расположения аллей, площадок, павильонов и скульптур. Деревья  и кустарники использовались  в регулярном парке как своеобразный  строительный материал: придавая  им форму шаров, ниш, арок  и т. п., мастера искусно превращали  аллеи в зеленые галереи и  залы под открытым небом. Столь  же строгие правила соблюдались  при отборе и посадке деревьев, кустарников и цветов. Среди стриженой  листвы аллей возвышались увеселительные  павильоны и скульптуры, расположенные  в соответствии с продуманной  иконографической программой, которая  подчас несла дидактическую нагрузку.

   Некоторые черты  Старого сада прослеживаются  ныне в парадной части Екатерининского  парка, воссозданной в послевоенные  годы по проекту архитектора  Н. Е. Тумановой на основании  сохранившихся чертежей и документов  А. В. Квасова, С. И. Чевакинско-го, Ф.-Б. Растрелли.

    В настоящее  время регулярная часть Екатерининского  парка занимает территорию между  Екатерининским дворцом, Каскадными  прудами и Большим прудом. Центральная  аллея Старого сада — главная  композиционная ось всего дворцово-паркового  ансамбля — соединяет дворец  с павильоном «Эрмитаж». С террасы  хорошо просматривается деление  парка на две части: верхнюю  (перед Екатерининским дворцом)  с понижающимися уступами-террасами,  связанными между собой каменными  лестницами, и нижнюю.

    На террасе,  параллельной фасаду Екатерининского  дворца, привлекает внимание узорный  партер, напоминающий паркеты дворцовых  залов. Такие партеры, представляющие  собой своеобразную мозаику из  битого кирпича, угля, толченого  стекла и песка различных оттенков, были типичным украшением регулярных  парков в XVIII веке.

 

Пейзажный парк

    Пейзажная часть  Екатерининского парка начинается  сразу за архитектурным ансамблем  Ч. Камерона и простирается  между Рамповой аллеей и Подкапризовой  дорогой до Виттоловского пруда,  по южному берегу Большого  пруда и по территории к  западу от него. Площадь парка  составляет 70 гектаров. Его границы  остаются неизменными с XIX века: с северо-востока он примыкает  к Регулярному парку, с северо-запада  граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада  окружен жилой застройкой города  Пушкина.

    Начало строительства  Пейзажного парка относится к  1760-м годам, а основные работы  в нем проводились в 1770–1780-е  годы. Первоначальный план был  выполнен архитектором В. И.  Нееловым, вместе с которым работали  его сыновья И. В. и П. В.  Нееловы, а также садовый мастер  Т. Ильин. Для создания пейзажной  части Екатерининского парка  архитектор В. И. Неелов был  отправлен в Англию, где изучал  новые образцы садово-паркового  искусства, главной особенностью  которых было подражание естественным  природным ландшафтам. «Искусство  прекрасно, когда оно кажется  природой, а природа удачна, когда  искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию  английский писатель Д. Аддисон.  Анализ гравированных изображений  английских усадеб свидетельствует  о том, что многие из них  вдохновляли создателей пейзажного  парка в царскосельской резиденции.

   Однако основной  план, которому следовали паркостроители  в Царском Селе, принадлежит И.  Бушу. В целом его план повторяет  В. И. Неелова, но в нем  чувствуется рука опытного мастера  ландшафтной архитектуры. С 1771 года Бушу были поручены все  парковые работы, которые он вел  до отъезда из России в 1789 году. Его сын Д. Буш продолжал  работы в царскосельских парках  до 1810 года.

   При создании пейзажного  парка были выкопаны многочисленные  водные протоки, созданы насыпные  холмы и горки, посажены тысячи  деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные парковые пейзажи были органично включены экзотические павильоны в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружений, «китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Д. Кваренги, В. И., И. В. и П. В. Нееловыми, А. Ринальди, Ю. М. Фельтеном, а также целая сюита памятников победам русского оружия в войнах с Турцией. Впрочем, по словам Д. С. Лихачева, «"турецкие" постройки в Царскосельском парке вовсе не были связаны только с победами над Турцией. Это не столько памятники побед, сколько <…> стилистическая особенность романтизма — делать сад экзотическим и национально разнообразным».

    К концу XVIII века  Екатерининский парк приобрел  в основном завершенный вид.  В XIX столетии он обогатился  лишь несколькими павильонами  и скульптурными произведениями.

 

4) Петергоф

 

   Петродворец (он  же Петергоф или Питергоф, как  говорили в начале 18 века) изначально  возник потому, что Петр I регулярно  путешествовал из строящегося  Петербурга в строящийся Кронштадт  - сначала по берегу, потом на  корабле. Для отдыха царя на  территории нынешнего Петродворца  были построены "заезжие светлицы", с которых и началось строительство  города.

(Приложение 16)

   Впервые это место  упоминается в "Походном журнале"  Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него  возник замысел создания загородной  резиденции, которая по своей  роскоши не уступала бы французскому  Версалю. Надо сказать, что  Петергоф можно было бы в  буквальном смысле называть "Петра  твореньем". До наших дней сохранились  собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и  исправлениями, прочие документы,  подтверждающие, что Петр не только  занимался общей планировкой  петергофского ансамбля, но и  разрабатывал отдельные детали  архитектурных сооружений и фонтанов.

   Работы по созданию  новой резиденции велись с  ошеломляющей быстротой. Уже в  августе 1723 года состоялось торжественное  открытие Петергофа, причем к  этому времени был распланирован  Нижний парк, прорыт Морской канал,  действовала часть фонтанов, были  отделаны верхние палаты, а также  построены дворцы "Монплезир"  и "Марли". По замыслу Петра,  Петергоф должен был, с одной  стороны, равняться в великолепии  с самыми знаменитыми королевскими  резиденциями Европы, с другой - стать  триумфальным памятником успешного  завершения борьбы России за  выход к Балтийскому морю. И  то и другое удалось блистательно  осуществить.

   На естественном  уступе высотой 16 метров был  возведен Большой дворец, в середине 18 века перестроенный в стиле  барокко под руководством Растрелли.  По замыслу Петра, желавшего  украсить парадный вход дворца  водопадами, возвели Большой каскад - огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого является фонтан "Самсон" со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном. "Самсон" - самый высокий петергофский фонтан, высота струи которого может подниматься до 20 метров.

   Семейство фонтанов  Петергофа обширно и многообразно. Фонтан "Пирамида", похожий формой  на обелиск, - памятник победам  русских войск над шведами.  Двухъярусные "Римские фонтаны"  созданы по образцу каменных  фонтанов, установленных в Риме  перед собором Святого Петра.  Причудлив и изыскан каскад "Шахматная  гора" ("Каскад драконов"), а  вот фонтаны-шутихи "Зонтик", "Дубок"  и "Елочка" явно предназначены  для того, чтобы поднимать настроение  у посетителей, которые не боятся  промокнуть.

   Во время Великой  Отечественной войны Петродворец  был захвачен немцами. Его оккупация  длилась почти три года, и за  это время немцы взорвали и  сожгли Большой дворец, нанесли  тяжелый урон Большому каскаду,  каскадам "Золотая гора" и "Шахматная  гора", уничтожили подземные водоводы, вырубили, перекопали и заминировали  парки, вывезли множество статуй, в том числе и "Самсона". То, что сейчас мы имеем возможность  любоваться уникальной красотой  Петергофа, гармонией искусства  и природы, получившей отражение  в парках и фонтанах этого  города-музея, - плоды кропотливого  и самоотверженного труда многих  людей.

Аллея фонтанов

   По обеим сторонам  Морского канала, который соединяет  Большой каскад с Финским заливом,  расположена Аллея фонтанов. Такая  планировка была задумана самим  Петром I, желавшим достойно оформить "морские ворота" в свою резиденцию. (Приложение 17)

    22 фонтана вдоль  Морского канала были построены  в 1723-1724 годах по проекту архитектора  М. Земцова. Первоначально они  назывались "Нишельными", потому  что были размещены в трельяжных  нишах, причем гораздо дальше  от воды, чем в наши дни. В  бассейнах из туфа, ровно посередине, установили деревянные чаши, из  которых били струи воды. В  четырех бассейнах, ближайших  к Большому каскаду, в покрытых  свинцом чашах были размещены  скульптурные группы Н. Пино  по мотивам басен Эзопа. Сюжеты  скульптурных сценок были аллегорической  сатирой на главных врагов  России на тот момент - шведов. Скульптуры Пино дали фонтанам  вдоль Морского канала название "фабольные" (от "фабола" - басня), сама же идея таких скульптур  была подсказана Петру воспоминаниями  о версальском лабиринте.

Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века