Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

    В 1770-х годах,  когда вошли в моду пейзажные  парки, новые веяния отчасти  отразились и на облике Нижнего  парка - регулярные цветники были  заменены "естественными лужками", новые дорожки и аллеи были  лишены геометрической правильности. И тем не менее, несмотря  на то, что Нижний парк сильно  пострадал во время войны, первоначальная, осуществленная еще в петровские  времена планировка сохранилась  до наших дней.

    Центральная часть  Нижнего парка - самая парадная  и блистательная - насыщена цветниками, скульптурами и фонтанами. Кроме  Большого каскада, здесь установлено  еще пятьдесят пять отдельных  фонтанов.

    На уступах террас, которые протянулись на 100 метров  по обе стороны от Большого  каскада, расположены десять мраморных  каскадов и столько же чаш  с одноструйными водометами. Это  - Террасные фонтаны. Идея их  устройства высказывалась еще  в 1720-х годах, но только в  1799-1800 годах архитектор Воронихин  осуществил ее, соорудив из пудостского  камня десять семиступенных каскадов  и двадцать фонтанов-чаш, которые  были размещены над каскадами.  В 1852-1854 годах пудостский камень  заменили каррарским мрамором, но при этом убрали десять чаш. В таком виде Террасные фонтаны сохранились до наших дней, после реставрации 1946-1948 годов.

    На обширных  партерах с двух сторон Большого  каскада расположены зеркальные  чаши Больших фонтанов. Бассейны  диаметром 25,5 метров облицованы  белым мрамором. В центре каждого  бассейна установлена мраморная  чаша, из которой вертикально  бьет струя воды высотой 10 метров. Большие фонтаны были созданы  в 1720-1722 годах по проекту Н.  Микетти. Над западным фонтаном  работали итальянцы братья Бараттини,  над восточным - французский мастер  П. Суалем. Первый фонтан стали  называть Итальянским, второй - Французским.

     Партер перед  Большим каскадом замыкают мраморные  Воронихинские колоннады. Вода  бьет из трех золоченых ваз,  установленных на крыше колоннады,  и из вершины золоченого купола. Водяная завеса стекает в полукруглые  мраморные бассейны. Первоначально  колоннады были деревянными. Их  построили в 1722-1724 годах по  проекту Н. Микетти и М. Земцова.  В 1800-1803 годах колоннады были  перестроены архитектором А. Воронихиным  в камне, с тех пор они  и получили свое название.

    Позади западной  Воронихинской колоннады установлен  фонтан "Фаворитка": в небольшом,  облицованном камнем бассейне  плывут четыре утки, а их пытается  догнать маленькая собачка-"фаворитка". Подобные механические игрушки  были модны в парках и садах  18 века.

    Фонтан "Фаворитка"  был построен по проекту архитектора  М. Земцова в 1725 году. Автором  декоративной группы "Собачка  Фаворитка, гоняющая четырех уток" стал Н. Пино, по моделям которого  были сделаны фигуры уток и  собачки - вначале из дерева, затем  из меди. Интересна запись на  чертеже 18 века, раскрывающая смысл  композиции: "Собака гоняется  за утками на воде. Тогда ей  утки сказали тако: напрасно ты  мучися, ты де силу имеешь нас  гнать, только не имеешь силы  поймать".

    На оси двухкилометровой  Марлинской аллеи - самой длинной  аллеи Нижнего парка - расположены  фонтаны "Адам" и "Ева". Глубокие восьмигранные бассейны  фонтанов облицованы гранитом, а  посередине, за прихотливой водяной  завесой, установлены скульптуры  Адама и Евы. От каждого фонтана  расходятся лучами восемь аллей,  благодаря чему "Адам" и "Ева"  хорошо видны из разных мест  парка.

    Фонтаны "Адам" и "Ева" были задуманы  одновременно, но "Адам" был построен  первым - в 1722 году. Руководил работами  архитектор И. Браунштейн. "Ева", как и положено по библейской  легенде, появилась позже - в  1725-1726 годах.

    Композиция Восточной  части Нижнего парка сосредоточена  вокруг Монплезирской аллеи. Основные  архитектурные сооружения здесь  - дворец "Монплезир" и каскад "Шахматная гора". Перед каскадом "Шахматная гора", на большой  площади с цветниками установлены  два Римских фонтана. Свое название  они получили потому, что выстроены  по подобию двухъярусных фонтанов, которые стоят на площади Святого Петра в Риме. Каждый фонтан состоит из двух восьмигранников, большого и малого, увенчанных плоскими дисками. Римские фонтаны, первоначально деревянные, были построены в 1738-1739 годах архитектором И. Бланком. В 1799-1800 годах фонтаны заново сложили из гранитных блоков, облицевали различными сортами мрамора, украсили свинцовыми венками и гирляндами.

    Аллея, которая  тянется от каскада "Шахматная  гора" в восточную часть парка,  ведет к фонтану "Пирамида" - своеобразному памятнику победам  русских войск, освободивших эти  места от шведов. На мраморном  постаменте с тремя водопадными  уступами бьют в семь ярусов  водяные струи, образуя четырехгранную  пирамиду. Фонтан был построен  в 1721-1724 годах архитекторами И.  Браунштейном, Н. Микетти, М. Земцовым, а оригинальное гидротехническое  устройство создано П. Суалемом.

     В 1784 году  в окрестностях Монплезирской  аллеи появились первые фонтаны-шутихи - "Елочки": три фонтанирующих  деревца, искусно окрашенные в  зеленый цвет. Через двенадцать  лет к "Елочкам" прибавился "Зонтик". Посетители, стоявшие  у ствола огромного зонтика,  оказывались вдруг в плену  водяной завесы из 164 струй, которые  били вертикально по кругу  зонтичного навеса. В 1802 году сюда  же переселился фонтан-шутиха "Дубок", который в 1735 году был построен  Б.-К. Растрелли для фонтана  "Дубовый" в Верхнем саду. "Дубок" имел около 500 трубчатых  веток, раскрашенных под цвет  коры и с зелеными "листьями". Под ним установили пять металлических  тюльпанов, из которых тоже  били струйки воды, а по сторонам - две скамьи, за которыми укрыли  трубки с форсунками. Если посетитель  усаживался на скамью, чтобы полюбоваться  деревом-фонтаном, за его спиной  взлетали тонкие водяные струи. 

 

Фонтан «Самсон»

   Фонтан "Самсон" (полное название - "Самсон, раздирающий  пасть льва") расположен в центральной  части бассейна Большого каскада.  На трехметровом гранитном постаменте  возвышается статуя библейского  богатыря Самсона, который борется  со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий  фонтан воды. У ног статуи расположены  восемь позолоченных фонтанов-дельфинов,  а в четырех нишах у основания  постамента изливаются потоки  воды из четырех львиных голов,  которые олицетворяют четыре  стороны света.

   "Самсон" - самый  крупный и мощный фонтан Большого  каскада. Столб воды из его  водомета достигает почти 21 метр  в высоту.

    Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе  в 1735 году - в честь 25-летия победы  русских войск в Полтавской  битве. Выбор сюжета для памятника  не случаен. В период Северной  войны лев, изображенный на  шведском гербе, был символом  врага, а Полтавская битва произошла  27 июня 1709 года, в день святого  Сампсония. Именно поэтому библейский  Самсон, побеждающий льва, мог наиболее полно и художественно олицетворить собой победу России над Швецией.

    Скульптура, первоначально  свинцовая, была выполнена по  модели скульптора Б. Растрелли.  Проект постамента, по некоторым  данным, сделан архитектором М.  Земцовым.

    В 1802 году скульптуру  из свинца, изрядно оплывшую, заменили  бронзовой. Она была отлита  по модели М. Козловского. Архитектор  А. Воронихин создал новый постамент  с полукруглыми нишами, в которых  разместились позолоченные львиные  головы работы скульптора М.  Думнина.

    В годы Великой  Отечественной войны статуя Самсона  была похищена немцами. Существует  предположение, что бронзу использовали  для военных нужд. Возродить легендарный  фонтан стало делом чести. Летом  1947 года скульптор В. Симонов  и его помощник Н. Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии  фонтана, создали модель, по которой  скульптура была отлита в бронзе  на ленинградском заводе "Монументскульптура".

    14 сентября 1947 года  фонтан "Самсон" был открыт  после реставрации. В 1956 году  были восстановлены по сохранившемуся  образцу восемь бронзовых фонтанов-дельфинов. 

Эрмитаж

    В западной части  Нижнего парка, на самом берегу  Финского залива находится первый  в России Эрмитаж (в переводе  с французского - "место уединения") - стройное двухэтажное здание  с двумя балконами на дубовых  резных кронштейнах с металлической  узорной решеткой. В первой половине 18 века в Европе были модны  подобные постройки. В них,  как правило, устраивались приемы  для узкого круга лиц. 

    Здание Эрмитажа  установлено на массивном кирпичном  стилобате. Полукруглые фронтоны, пилястры, сложный карниз придают  силуэту Эрмитажа легкость и  утонченность. В большие окна-двери  свободно льется свет. Здание  окружает ров, облицованный кирпичом. Когда-то он наполнялся водой,  и пройти в Эрмитаж можно  было только по подъемному  мосту - так подчеркивалась уединенность  здания.

    Внутренняя планировка  Эрмитажа проста. На первом этаже  здания располагаются шесть небольших  комнат, в самой большой из  которых когда-то находилось механическое  устройство для подъема на  второй этаж сервированной части  стола на 14 персон. (Интересно, что  до 1797 года и гостей Эрмитажа  поднимали наверх в специальном  подъемном кресле.) Весь второй  этаж здания занимает просторный  зал. Из двустворчатых окон, которые  начинаются от пола, и балконных  дверей открывается вид на  аллеи Нижнего парка и Финский  залив. 

    Идея сооружения  Эрмитажа в Петергофе появилась  у Петра I после путешествия  по Европе. Строительством, которое  началось в 1721 году, руководил  архитектор И. Браунштейн. Достроен  Эрмитаж был летом 1725 года, уже  после смерти Петра. 

    В 1759 году, при  Елизавете I, архитектор Б. Растрелли  придал залу Эрмитажа дворцовую  пышность, разместив на стенах  живописные полотна, разделенные  золочеными рейками. Тогда же  были обновлены подъемные устройства  дворца.

    Петергофский Эрмитаж  посещался и Екатериной II. Именно  здесь в 1766 году знаменитый  писатель Д. Фонвизин читал  приближенным императрицы свою  комедию "Бригадир".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В своей работе я постарался раскрыть тему русской садово-парковой архитектуры  началы XVIII века. Я проникся этой темой, поскольку этот период в русской ландшафтной архитектуре необычайно красочен и интересен, на мой взгляд, это своеобразное «возрождение» в русском искусстве. Безусловно, полученные знания помогут мне в дальнейшем воспринимать русскую ландшафтную архитектуру и её явления более углубленно и вдумчиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Залесская Д.М., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. – М., 1979.
  2. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. – М., 1980.
  3. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство. – М., 1977.
  4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. – М., 2003.
  5. http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века