Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.

Работа состоит из  1 файл

Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века.docx

— 200.61 Кб (Скачать документ)

    Дворец "Марли"  расположен в западной части  Нижнего парка, почти у самой  его границы. Восточным фасадом  дворец обращен к Большому  пруду, западным - к Секторальному. (Приложение 21)

    Небольшое двухэтажное  здание кубической формы венчает  четырехскатная медная кровля  с дымовой трубой; над входом  расположены балконы с коваными  решетками, покрытыми позолотой.  Неброский, но изящный силуэт  дворца как бы парит в воздухе,  отражаясь в зеркальной глади  прудов. От дворца "Марли" расходятся  лучами три аллеи, прорезающие весь парк, - Марлинская, Малибанская и Березовая. Название же дворца происходит от резиденции французских королей Марли, которая так понравилась Петру I, что он привез оттуда зарисовки фонтанов и каскадов.

    Прежде чем началось  строительство дворца "Марли", в западной части парка были  созданы искусственные пруды  - прямоугольный Большой, или Большой  Марлинский, и полукруглый Секторальный (это название появилось позднее,  когда пруд был разделен кирпичными  перегородками на четыре сектора).

    К работам по  возведению дворца "Марли", который  в документах того времени  именовался "Малыми приморскими  палатами", приступили в 1721 году. Руководил строительством архитектор  И. Браунштейн. Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным,  однако в следующем, 1722 году, когда  здание было уже подведено  под крышу, Петр I распорядился  надстроить второй этаж. В 1723 году  строительство дворца было завершено,  а на следующий год закончили  основные отделочные работы.

    Внутреннее убранство  дворца "Марли" отличалось относительной  скромностью. Примерно с середины 18 века дворец использовался как  хранилище личных вещей Петра  I и предметов, связанных с его  именем.

    Дворец простоял, не подвергаясь переделкам, почти  два столетия, однако в конце  19 века в его стенах появились  трещины, и тогда по предложению  и проекту архитектора А. Семенова  была проведена уникальная в  своем роде операция. Семенов  разобрал дворец до основания  и с поразительной точностью  возвел его заново на бетонном  фундаменте.

    В годы Великой  Отечественной войны дворец "Марли"  подвергся сильным разрушениям.  Полная реставрация дворца была  завершена только в 1982 году.

Дворец Монплезир

    С дворца "Монплезир", название которого по-французски  означает "мое удовольствие",началось  строительство дворцово-паркового  ансамбля Петергофа.Дворец "Монплезир"  был любимым детищем Петра  I. Император лично выбрал место  для застройки и набросал план  здания. Строительство дворца "Монплезир"  велось с 1714 по 1721 год под руководством  архитекторов И. Браунштейна,  Ж. Леблона и Н. Микетти.(Приложение 22)

    Центральный корпус  одноэтажного "Монплезира" был  выполнен в голландской манере, с чем связано другое название  дворца - "Голландский домик". От  центрального корпуса здания  влево и вправо расходятся  две длинные галереи с балюстрадами. Галереи завершаются люстгаузами  - небольшими павильонами с двускатной  крышей, которая увенчана световыми  фонариками. Галереи, находящиеся  на одной лини с центральным  корпусом, зрительно удлиняют фасад  дворца, а их высокие, насквозь  прорезанные и застекленные арки  придают ему прозрачность и  своеобразную легкость.

    Перед северным  фасадом дворца, обращенным к  заливу, устроена Морская терраса,  которая выложена разноцветным  голландским кирпичом. И террасу,  и весь Монплезирский мыс ограждает  каменная балюстрада.

    Примечательной  особенностью "Монплезира" является  то, что тонкая кладка стен (в  один кирпич - в центральном корпусе,  в два с половиной кирпича  - в галереях и люстгаузах) на  деле отличается необычайной  прочностью: она с успехом выдержала  не только испытание временем, но и потрясения военных лет. 

    Среди интерьеров  дворца особого внимания заслуживают  Парадный зал и Китайский, или  Лаковый, кабинет.

    Парадный зал  занимает среднюю часть центрального  корпуса. Одна из его застекленных  дверей ведет на Морскую террасу,  другая - в сад. В облицованные  дубом стены вмонтированы шестнадцать  живописных полотен, а шатровый  потолок зала покрыт многоцветной  росписью. В центре плафона изображен  Аполлон с лирой, восседающий  на облаках, ниже, на падугах  - мифологические персонажи, которые  олицетворяют четыре стихии. Пол  Парадного зала вымощен черными  и белыми мраморными плитами,  что в свое время подсказало  расписать таким же узором  сливные ступени каскада "Шахматная  гора".

    Китайский кабинет  представляет собой небольшой  музей китайского фарфора. Кабинет  знаменит прежде всего большими  и малыми черно-лаковыми панно  с ярко-красным обрамлением. Большая  часть панно была утрачена  в годы Великой Отечественной  войны, но по нескольким сохранившимся  образцам художники-палешане под  руководством Н. Зиновьева сумели  восстановить бесценные сокровища  Китайского кабинета.

Дворец "Монплезир" и  сегодня пленяет посетителей  изысканной простотой и легкостью  дворцовых фасадов, утонченностью  интерьеров и геометрической красочностью Монплезирского сада.

Каскад «Золотая гора»

    В западной части  Нижнего парка, напротив пруда,  у которого заканчивается Марлинская  аллея, расположен каскад "Золотая  гора". Двадцать две широкие,  облицованные мрамором ступени  с трех сторон ограждены белыми  стенами, а отвесные стенки  ступеней обиты медными золочеными  листами. Самая нижняя ступень,  расходясь полукругом, с двух  сторон охватывает фигурный бассейн.(Приложение 23)

    На верхней стене  каскада размещены три статуи: в центре - статуя бога морей  Нептуна с трезубцем в руках;  справа от Нептуна - Тритон, трубящий  в морскую раковину; слева - бог  вина и веселья Вакх. Под пьедесталами  статуй расположены три золоченых  барельефа в виде сказочных  чудовищ - Медуз. Мощные струи  воды бьют из разинутых пастей  чудовищ, сбегая вниз по бело-золотым  ступеням.

    На боковых стенах  каскада "Золотая гора" стоят  Мраморные статуи - по шесть с  каждой стороны. На западной  стороне выше всех располагается  Минерва, воинственная богиня  мудрости. У ног статуи наковальня - знак того, что богиня ведает тайнами всех наук и ремесел. Ниже Минервы последовательно расположены статуи Вулкана - бога огня, Венеры, Фавна, Флоры с дельфином и Нептуна. Другая статуя Флоры (с корзиной цветов) находится на самом верху восточной стены каскада. На той же стене помещены статуи Меркурия, Венеры, Аполлона, Андромеды и Нимфы.

    Еще одна статуя  Флоры установлена в бассейне  перед ступенями каскада. Такое  повторение этого образа не  случайно: Флора, богиня весны  и цветов, олицетворяет собой  красоту и величие обновленной  России.

Белизна мрамора, блеск золоченых  ступеней и прозрачная завеса прихотливо льющейся воды создают торжественно-праздничный  облик каскада.

    Строительство  каскада "Золотая гора" началось  в 1721 году по проекту Н. Микетти,  основанному на идеях и указаниях  Петра I. Петр желал, чтобы новое  украшение Нижнего парка походило  на каскад в резиденции французского  короля Марли, отсюда и одно  из названий каскада - "Марлинский".

    С 1724 года завершением  работ руководил М. Земцов. Он  предложил свой проект декоративного  украшения каскада, и в итоге  от первоначального сходства  с фонтанным сооружением в  Марли осталось только название "Марлинский". Именно Земцов  украсил ступени каскада полосами  золоченой меди, откуда и родилось  название "Золотая гора". Сохранив  барельефы в виде Медуз, сделанные  по проекту Микетти, Земцов  прибавил к декору каскада  статуи из мрамора и золоченого  свинца, а у подножия устроил  фигурный бассейн с изваянием  Флоры. Летом 1732 года строительство  каскада было завершено.

    В 1870 году архитектор  Н. Бенуа провел капитальную  реставрацию каскада "Золотая  гора". Он облицевал мрамором  всю поверхность ступеней, а взамен  оплывших свинцовых статуй поставил  мраморные - копии с работ античных  и итальянских скульпторов.

    В самом начале  Великой Отечественной войны  мраморные скульптуры каскада  были сняты и закопаны в  землю, а декоративные барельефы  вывезли на восток, в глубь  страны. Немцы разрушили каскад, повредили мраморную облицовку  и уничтожили деревянные лестницы  с балюстрадами, которые тянулись  вдоль боковых стен каскада.  В результате реставрационных  работ 1945-1949 годов каскад "Золотая  гора" 4 сентября 1949 года снова  заработал.

    Третья в истории  каскада капитальная реставрация  была проведена в 1978 году. Вместо  деревянных боковых лестниц были  установлены гранитные, расчищена  и восполнена первоначальная  облицовка парапетов. 

Каскад "Шахматная гора"

    Каскад "Шахматная  гора" (или "Каскад Драконов") - самое крупное фонтанное сооружение  восточной части Нижнего парка.  Высота каскада, устроенного на  склоне террасы, составляет более  21 метра. Четыре черно-белые, как  клетки шахматной доски, наклонные  сливные ступени покоятся на  глыбе ноздреватого туфа - материала,  который в первой половине 18 века  широко использовался для строительства  фонтанных сооружений Петергофа.  Искусственная гора увенчана гротом, у которого установлены три фигуры ярко-красных крылатых драконов. Вода, вырываясь из широко раскрытых пастей драконов, стекает сплошной пеленой по "шахматным" ступеням и падает в полукруглый бассейн, почти закрывая нижний грот. Сверху вниз с обеих сторон каскад обрамляют лестницы, а вдоль лестниц поставлены мраморные статуи мифологических персонажей. Примечательная особенность каскада состоит в том, что любоваться им можно только снизу.

    По первоначальному  замыслу, который принадлежал  Петру I, каскад должен был иметь  сходство с Малым каскадом  в резиденции французских королей  Марли. Сам Петр так описывал  будущее фонтанное сооружение: "Наверху  у Малой Марлинской кашкады  против Монплезира делать телегу  Нептунову с четырьмя морскими  лошадьми, у которых изо ртов  пойдет вода и будет литься  по кашкадам, и по уступам делать  тритоны, якобы играли в трубы  морские и действовали бы те  тритоны водою и образовали  бы разные игры водяные. Также  делать разоренное строение или  руины..."

    Первоначально  на месте каскада "Шахматная  гора" был Малый грот, который  в 1716-1718 годах построили по  проекту архитектора И. Браунштейна.  Строительство собственно каскада  - тогда его называли Малый  мраморный - началось в 1721 году. Автором проекта был Н. Микетти.  При жизни Петра I каскад так  и не был достроен - работы затянулись  из-за нехватки воды и материалов. А "Нептунову телегу", которую  отлил из свинца Б. К. Растрелли,  установили в одном из бассейнов  Верхнего сада.

    Новый проект  декоративного оформления каскада  в 1737-1739 годах воплотили в жизнь  архитекторы М. Земцов, И. Бланк  и скульптор К. Оснер. Сливные  ступени сделали наклонными, и  под каждой ступенью скрыли  в туфе по пять трубочек, из  которых выбрасывались струйки  воды. К. Оснер изготовил из  дерева три фигуры драконов, которых  установили на вершине горы. По  обе стороны каскада построили  лестницы, а на парапетах лестниц  поставили мраморные статуи.

    Уже через двадцать  лет после окончания постройки  деревянные сливные ступени, обитые  свинцом, начали ветшать и гнить.  В 1769 году их разломали и  временно натянули на их месте  просмоленный холст, разрисованный  в черно-белую клетку. Этот рисунок  сохранился и на новых ступенях, а "Каскад Драконов" с тех  пор стали называть "Шахматной  горой". В 1859 году были сняты  деревянные драконы, а на их  месте в 1874 году установили  свинцовых драконов, отлитых в  Берлине по рисунку Н. Бенуа.

    С тех пор  до 1941 года каскад существовал  практически без изменений. В  начале Великой Отечественной  войны мраморные статуи были  сняты с лестниц каскада и  зарыты в землю. Сам каскад  немцы разрушили, а драконов  вывезли. 

    Реставрация каскада  началась в 1945 году. Были построены  деревянные сливные ступени, которые  покрыли листовым железом. Скульптор  А. Гуржий по рисункам 18 века  отлил бронзовые фигуры драконов. И в 1953 году каскад "Шахматная  гора" был полностью восстановлен.

 

 

 

 Нижний парк

    Нижний парк  расположился по обе стороны  Морского, или Самсоновского, канала  и протянулся вдоль прибрежной  полосы Финского залива. Пять  аллей, расходясь лучами от  Большого каскада, прорезают парк  до самого залива, а от Марлинского  пруда с запада на восток  проходят своеобразным трезубцем  по всей территории парка еще  три аллеи - Монплезирская, Малибанская  и Березовая. Условно Нижний  парк разделяется на три основные  части, каждая из которых вполне  самостоятельна и неповторима, - Центральную, Монплезирскую (Восточную)  и Марлинскую (Западную).

    Планировка Нижнего  парка отличается строгой симметричностью:  на равном расстоянии от Большого  дворца построены дворцы "Монплезир"  и "Эрмитаж"; симметрично Большому  каскаду расположены каскады  "Золотая гора" и "Шахматная  гора", перед каждым из которых  установлены парные фонтаны или  группы однотипных фонтанов.

    Место для Нижнего  парка было выбрано в 1710 году, но его устройство началось  только через четыре года, после  победы русского флота над  шведами при Гангуте. С 1714 по 1728 год разбивкой парка руководил  голландский садовый мастер Л.  Ван Гарнихфельст. Основная планировка  Нижнего парка сложилась уже  ко дню открытия, которое состоялось 15 августа 1723 года. В последующие  годы Нижний парк продолжал  развиваться и пополняться новыми  сооружениями. В 1730-х годах продлили  Малибанскую аллею - раньше она  доходила только до Морского  канала, а в 1763 году по проекту  Ф. Растрелли была проведена  Березовая аллея - последний луч  "Марлинского трезубца".

Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века