Издержки производства и себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение издержек производства и себестоимости продукции, их сущности и путей снижения, разработка рекомендаций по минимизации издержек производства и себестоимости зерна.
Для достижения целей курсового проекта необходимо выделить задачи, реализация которых осуществлена в проекте, а именно:
1. раскрыть экономическую природу издержек производства и
себестоимости продукции;
2. провести всестороннее изучение и анализ объекта исследования, то есть выявить тенденции себестоимости и производственных затрат на зерно;
3. выявить резервы снижения средней себестоимости и производственных затрат и пути их реализации.

Содержание

Введение 3
1. Анализ рядов динамики 5
1.1. Показатели себестоимости и производственных затрат, их сущность, методика расчета 5
1.2. Динамика производственных затрат на производство зерновых за 9 лет 17
1.3. Динамика себестоимости 1 ц зерна. Темпы ее роста и прироста, показатели вариации за 9 лет. Выявление тенденции изменения себестоимости 1 ц за 9 лет 20
2. Индексный метод анализа 31
2.1 Сущность индекса, их виды 31
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат 36
3. Выявление взаимосвязи методом аналитической группировки 41
3.1 Сущность группировки, их виды и значение 41
3.2 Аналитическая группировка хозяйств по одному из факторов (Х- урожайность зерновых, влияющих на себестоимость1 ц зерновых) 45
4. Корреляционно-регрессионный анализ 48
4.1 Сущность и основные условия применения корреляционного анализа 48
4.2 Построение однофакторной корреляционной модели зависимости себестоимости 1ц от фактора (Х- урожайность зерна) 50
Выводы и предложения 53

Работа состоит из  1 файл

4 вариант зерно.docx

— 279.06 Кб (Скачать документ)

Следовательно затраты на производство зерна анализируемом районе в 2005г. по сравнению с 2001г. Увеличились на 174,7% или 181654,7 тыс. руб.

Величина производственных затрат находится под влиянием трёх факторов:

Себестоимости 1ц зерна в отдельных  хозяйствах;

Количества произведённого зерна;

Структуры произведённого зерна.

Рассмотрим влияние первого  фактора:

относительное, определяется путём расчёта индекса себестоимости постоянного состава, который составил:

2,3770 или 237,7%

 

абсолютное:

Следовательно повышение себестоимости 1ц зерна в основной массе исследуемых предприятий привело к увеличению производственных затрат на 137,7% или 165463,5 тыс. руб.

Влияние второго фактора:

относительное, определяется путём расчёта общего индекса физического объёма или количества произведённого зерна:

абсолютное:

Следовательно за счёт увеличения количества произведённого зерна в изучаемом  районе величина производственных затрат увеличилась на 17,1% или 17912,8 тыс. руб.

Влияние третьего фактора:

относительное, определяется путём расчёта индекса структуры, который составил:

0,9872 или 98,7%

абсолютное:

Следовательно за счёт улучшения структуры  произведённого зерна величина производственных затрат на зерно уменьшилась, а именно на 1,3% или 1552,5 тыс. руб.

Рассчитанные показатели позволяют  построить две модели:

Мультипликативная:

2,7472=2,3770*1,1707*0,9872=2,7472

Аддитивная:

181754,7=165463,5+17912,8-1552,5=181723,7

Таким образом, индексный анализ выявил основную проблему при производстве зерна – повышение себестоимости. Рост себестоимости 1ц зерна в хозяйствах изучаемого района привёл к повышению средней себестоимости данного вида продукции и увеличению производственных затрат. Уменьшение количества произведённого зерна позволило снизить среднюю себестоимость и величину затрат на зерно.

Поэтому в каждом хозяйстве района должны быть найдены резервы снижения себестоимости 1ц зерна, что приведёт к улучшению финансового состояния не только отдельного предприятия, но в целом народного хозяйства, то есть увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности.

В этой связи представляет интерес  выявление факторов, существенным образом  влияющих на снижение себестоимости 1ц  зерна посредством группировки и дисперсионного анализа, построения корреляционно-регрессионной модели урожайности.

3. Выявление взаимосвязи  методом аналитической группировки

3.1  Сущность группировки, их виды и значение

 

Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характером основных ее частей, классов и т.д.; подсчет итогов по выделенным группам и по всей совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группировки в виде статистических таблиц. При составлении плана статистического наблюдения определяется очередность обработки материалов, разрабатываются макеты сводных таблиц, па основе которых дается характеристика размеров, структуры и взаимосвязи, изучаемых явлении. Указывается также, кто и в какие сроки осуществляет сводку, каким способом, куда поступают сводные данные и кто проводит их дальнейшую обработку.

Под группировкой в статистике понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры ц взаимосвязей.

Метод группировок является основой  применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлении. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Огромное значение и роль группировок  в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики. Явления общественной жизни, изучаемые статистикой, отличаются многообразием форм и стадий развития, они состоят из существенно различающихся частей, обладающих многими специфическими свойствами.

Изучая количественную сторону  массовых общественных явлений в  неразрывной связи с их качественными особенностями, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, в многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и соотношения между последними.

С     помощью     метода    группировок    решаются     сложные     задачи статистического анализа:

•выделение социально-экономических  типов явлений;

•изучение структуры явления и  структурных сдвигов, происходящих в нём;

•выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.

Примерами типологической группировки  могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов  по формам собственности: группы предприятий  государственной собственности, федеральной, муниципальной, частной и смешанной собственности.

Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой  совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Выделит типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко сформулировать познавательную задачу.

По характеру вариантов признаки делятся на атрибутивные и количественные. Признак называется атрибутивным в том случае, если его варианты не выражаются числам, и количественным, если его варианты выражаются в виде чисел.

Если группировочными признаками выступают признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства т.д.), то образовать группы сравнительно просто.

Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного изменения признака в новое качество, новый тип явления.

Однако во всех случаях типологических группировок выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности и закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки, существенные признаки. При этом следует иметь в виду, что анализ одного и того же материала при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического развития помогут те группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных    с    помощью    типологической    группировки    типов   явлений, однородных совокупностей  на группы, характеризующие их структуру  по какому-либо варьирующему признаку.

К структурным группировкам относится  группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка; хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения.

Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры  изучаемых явлений, то есть, структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.

Для исследования зависимости между  явлениями используют аналитические группировки. При их построении можно установить взаимосвязь между двумя признаками и более. При этом один признак будет результативным, а другой (другие) факторным. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются результативные признаки.

Для того чтобы установить взаимосвязь  между признаками, данные следует сгруппировать по признаку-фактору и затем вычислить среднее значение результативного признака в каждой группе. Сопоставляя изменения значений факторного и результативного признаков, определяют характер связи между ними. Если с увеличением значения факторного признака возрастает и значение результативного признака, то между ними существует прямая связь. Изменение их значений в противоположных направлениях свидетельствует об обратной связи между признаками.

Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой (например, распределение населения  по возрастным группам, семей— по уровню доходов и т. д.).

Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной.

Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признакам, т. е. в основании группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации, то такая группировка называется комбинационной (например, дополнив простую группировку населения по возрастным группам группировкой по полу, получим комбинационную группировку).

Комбинационная группировка позволяет  выявить и сравнить различия и  связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить на основе изолированных группировок по ряду группировочных признаков, однако при изучении влияния большого числа признаков применение комбинационных группировок становится невозможным, поскольку чрезмерное дробление информации затушевывает проявление закономерностей. Даже при наличии большого массива первичной информации приходится ограничиваться двумя -четырьмя признаками.

Использование в статистических исследованиях  ЭВМ и статистической теории   распознавания   образов   позволило   разработать   метод   группировки совокупности    единиц    одновременно    по    множеству    характеризующих признаков. Такие группировки получили название многомерных.

Многомерная группировка или многомерная  классификации основана на измерении  сходства или различия между объектами (единицами): единицы, отнесенные к одной группе (классу) отличаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные разным группам (классам). Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии. Самой распространённой мерой близости является евклидово расстояние между объектами, представленными точками в n-мерном пространстве. Чем меньше это расстояние, тем больше близость.

Задача многомерной группировки  сводится к выделению сгущений точек (объектов) в «n-мерном пространстве. Группы (кластеры) формируются на основании близости объектов одновременно ко всему комплексу признаков, описывающий объект. Нахождение этих групп осуществляется методами кластерного анализа на ЭВМ.

Многомерные группировки позволяют  решить ряд важных задач экономико-статистического исследования: формирование однородных совокупностей, выбор существенных признаков, выделение типичных групп объектов и др.

Но иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые  не удовлетворяют требованиям анализа. Например, имеющиеся группировки могут быть несопоставимы из-за различного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов. Для приведения таких группировок к сопоставимому виду в целях их дальнейшего сравнительного анализа используется метод вторичной группировки, являющейся особым видом группировки.

Вторичная группировка — образование  новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

Получение новых групп  на основе имеющихся возможно двумя  способами перегруппировки: объединением первоначальных интервалов (путем их укрупнения) и долевой перегруппировкой (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности). ./4, с.48/

При составлении структурных группировок  на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки.

Интервал — количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, то есть он очерчивает количественные границы групп.

Как правило, величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе.

Вопрос о числе групп и  величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д.

Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы и открытыми, когда указана лишь одна из границ (первый или последний интервалы, величина которых принимается равной величине смежных с ними интервалов).

.

3.2 Аналитическая группировка  хозяйств по одному из факторов (Х- урожайность зерновых, влияющих на себестоимость1 ц зерновых)

Для обоснования факторов себестоимости применяется метод  аналитической группировки по результативному признаку (урожайности). Объектами группировки являются предприятия Воронежской области. На основе сводных и обобщающих показателей рассчитываются средние показатели и представляются в виде следующей таблицы.

 

Последовательность построения аналитической  группировки

1.Определяем группировочный признак –уровень интенсификации зерновых, руб.(Х)

2. Построение ранжированного ряда  –указывается номер предприятия, группировочный признак (Х) располагается в порядке возрастания;

3. Определяем число групп n= 1+3.322lg N   (n=6);

4. Определяем величину интервала   i=(Xmax – Хmin)/n= i=(33,1-13,5)/6=3,3;

5 Находим границы групп:

6 группа нижняя граница = Хmin, верхняя граница = Xmin+i(интервал),

\2 группа нижняя граница =верхняя граница 1 группы, верхняя граница= нижняя граница 2 группы+ i

И так далее для всех групп.

Границы групп

НГ

ВГ

1

1399

2417,2

2

2417,2

3435,4

3

3435,4

4453,6

4

4453,6

5471,8

5

5471,8

6490

Информация о работе Издержки производства и себестоимость продукции