Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника…………………………………………………………………………6
1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура………………………………………………………………………….6
1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраст....................................................................................................................14
1.3.Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности…………………………………………….………………….........19
Глава II. Самостоятельная работа как средство формирования учебно – познавательной мотивации при обучении иностранному языку…………………………………..…….……………………………………23
2.1. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения …………………………………...23
2.2. Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку……………………………………………..................................................28
2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего  профессионального образования 

«Поволжская государственная социально  – гуманитарная академия»

 

 

Специальность «Культурология»

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку  в средней школе, как средства формирования учебно – познавательных мотивов

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса

Иванова В.П.

                                                                         Проверил: к.п.н. доцент

Бондарева В.В.

 

 

 

Самара

2011

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника…………………………………………………………………………6

1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура………………………………………………………………………….6

1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного  возраст....................................................................................................................14

1.3.Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности…………………………………………….………………….........19

Глава II. Самостоятельная работа как средство формирования учебно – познавательной мотивации при обучении иностранному языку…………………………………..…….……………………………………23

2.1. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения …………………………………...23

2.2. Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку……………………………………………..................................................28

2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения………………33

Заключение……………………………………………………………………….37

Приложение………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная  работа посвящена изучению самостоятельной  работы с учащимися средней школы, а так же изучению роли учебно-познавательных мотивов, которые направляют и  мотивируют учеников.

Актуальность  проблемы формирования учебно-познавательных мотивов учащихся основывается на признании  приоритета учебно-познавательной мотивации  как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как  средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится  к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе  обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям  и потребности в самообразовании  является воспитание самостоятельности  и творческого подхода в овладении  знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.

Формирование  у учащихся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Если  у ученика нет своего взгляда  на вещи, не развита самостоятельность  суждений, отсутствует широкий и  творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области  знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний  характер, любознательность превратится  в слепое подражание образцам, порой  весьма сомнительной ценности. Подобный интерес нельзя назвать проявлением  индивидуальных способностей и творческих возможностей личности.

Стремление  самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие  проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные  условия возникновения глубокого  интереса к учебным предметам.

Возникшее противоречие между необходимостью формирования учебно-познавательных мотивов  учащихся и малым количеством  разработок по технологии педагогической организации этого процесса обусловило актуальность проблемы целенаправленной педагогической организации становления познавательных мотивов.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе (средний этап обучения).

Предмет исследования - самостоятельная работа учащихся по иностранному языку как средство повышения уровня учебно-познавательной мотивации учащихся и, как следствие, повышения эффективности обучения иностранному языку.

Целью исследования является определение места и роли самостоятельной работы по иностранному языку в формировании и развитии учебно-познавательных мотивов учащихся.

Анализ  методической литературы по проблеме позволил выдвинуть следующую гипотезу: если будет разработана и внедрена в практику методика формирования навыков самостоятельной работы учащихся, то это приведёт к повышению уровня сформированности учебно-познавательных мотивов и, как следствие, к повышению эффективности обучения иностранному языку.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, исследовать степень изученности данного вопроса.
  2. Рассмотреть психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста.
  3. Определить роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения.
  4. Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения.

Для реализации целей и задач исследования использовался  комплекс методов: критический анализ литературных источников, изучение нормативной документации по организации самостоятельной работы по иностранному языку.

Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются объект, предмет и цель исследования, формулируются задачи исследования; определяются методы и этапы исследования.

В первой главе «Самостоятельная работа как вид учебной деятельности» рассматривается психологическое содержание и структура учебной деятельности в целом и самостоятельной работы как вида учебной деятельности; анализируется педагогический аспект содержания самостоятельной деятельности учащихся, определяется необходимость учёта возрастных психологических особенностей учащихся, которые являются психологической основой разработки методики самостоятельной работы учащихся.

Во второй главе «Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации при обучении иностранному языку» рассматривается методический аспект данной проблемы, анализируются общие особенности организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку и даются методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся среднего этапа обучения.

В заключении излагаются основные выводы по теме исследования, определяются дальнейшие пути разработки проблемы.

Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника

Самостоятельная работа рассматривается как специфическая  форма учебной деятельности школьника, характеризующаяся всеми её особенностями. Она, по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью  школьника в классе. Поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть, что представляет собой учебная  деятельность как таковая.

1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Как отмечают психологи, понятие «учебная деятельность»  достаточно неоднозначно. Учебная деятельность, в широком смысле слова, иногда рассматривается  как синоним понятия «научение», «обучение», «учение». Она трактуется как ведущий тип деятельности. В работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой понятие «учебная деятельность»  наполняется собственно деятельностным содержанием. Это понятие в то же время может быть соотнесено с  особым типом отношения - «ответственным отношением», по С.Л.Рубинштейну, субъекта обучения - школьника к предмету обучения на протяжении всего этого процесса [23].

Учебная деятельность - это деятельность субъекта (школьника) по овладению обобщёнными  способами учебных действий и  саморазвитию в процессе решения  им посредством учебных действий специально поставленных учителем учебных  задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика.

По мнению И.А. Зимней, учебная деятельность школьника  может рассматриваться как специфический  вид деятельности. Она направлена на самого школьника как её субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественного опыта в ходе осуществления различных видов  и форм теоретической, практической, коммуникативной, познавательной деятельности. Деятельность школьника направлена на освоение глубоких системных знаний, выступающих в качестве средств  этой деятельности, и отработку обобщённых способов действий по адекватному и  творческому применению этих средств  в разнообразных ситуациях [12].

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение, а его механизмом является перенос, внутренний механизм которого – обобщение [23].

В целом  усвоение можно рассматривать как  сложный процесс переходов от внешних действий к внутренним, от действий с предметами к внутренним операциям и обратно. Согласно В.В.Давыдову, усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности [10].

Основываясь на изложенном выше, можно сделать  вывод, что в самом общем виде усвоение может быть определено как процесс приёма, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, требующих решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. Например, усвоение грамматического правила иностранного языка означает умение в любых ситуациях иноязычного общения выразить посредством этого правила требуемую мысль.

В целом  при анализе процесса усвоения психологами  отмечается, во-первых, его неоднородность, многокомпонентность при взаимосвязи  входящих в него компонентов. Первое звено усвоения - восприятие - неразрывно связано с осмыслением, т.е. выражением определённого отношения к предмету восприятия.

В качестве второго компонента выделяется личностная обусловленность усвоения и в  то же время влияние самого процесса усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется  в силу эффекта действия обучения на психическое развитие личности, формирование психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий  усвоения и т.д.

В-третьих, исследователи (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов  и др.) отмечают психологические  особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников как по использованию средств, так  и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий [6, 7, 23, 17, 10].

Исходя  из определения учения как деятельности по овладению обобщёнными способами  действия, по саморазвитию учащегося  на основе решения им специально поставленных учителем учебных задач и посредством  учебных действий, И.А.Зимняя рассматривает  основные её характеристики [13]. При определении учебной деятельности как специфического вида человеческой деятельности прежде всего подчеркивается её общественный характер. Она является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. Учебная деятельность является общественной по своему смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема. Она является общественной и по форме своего осуществления, т.к. осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами общения.

Как любая  другая, учебная деятельность характеризуется  субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определённую структуру  и содержание. Внешняя структура  учебной деятельности, выделенная И.А.Зимней, включает такие основные компоненты, как: мотивация, учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку [12].

Информация о работе Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате