Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника…………………………………………………………………………6
1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура………………………………………………………………………….6
1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраст....................................................................................................................14
1.3.Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности…………………………………………….………………….........19
Глава II. Самостоятельная работа как средство формирования учебно – познавательной мотивации при обучении иностранному языку…………………………………..…….……………………………………23
2.1. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения …………………………………...23
2.2. Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку……………………………………………..................................................28
2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать документ)

Известно, что процесс управления учебной деятельностью учащегося  включает такую фазу, как получение  по каналам обратной связи учебной  информации о качестве протекания процесса учения. Учитель мгновенно анализирует  полученную информацию, оценивает её как положительную или отрицательную  и принимает решение о своих  дальнейших обучающих шагах. Весь этот процесс можно назвать контролирующей деятельностью. Это процессуальный контроль, который протекает скрыто от учащихся. Иными словами, при выполнении учащимися учебных заданий учитель  получает сведения о качестве протекания процесса усвоения, о степени освоения учащимися учебной «порции».

Если учащийся сумел включить изученную  языковую единицу в высказывание, значит, у него сформировался навык, т.е. если языковая единица употреблена  корректно, в соответствии с нормами  иностранного языка, значит, у обучаемого сформирован внутренний механизм - самоконтроль. Если учащийся сумел  решить коммуникативную задачу, поставленную учителем, значит, речевой материал усвоен, и механизм самоконтроля сформирован. Таким образом, самоконтроль и формирование навыков и умений взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Если  в процессе учительского контроля при  анализе поступающей от учащихся информации обнаружена ошибочность  в действиях, выявлено неумение совершать  учебные действия, учитель вносит коррекцию в свою обучающую деятельность. Важно заметить, что контроль, при  котором обнаружены ошибки в деятельности, не является конечным звеном. Конечным звеном всей системы контроля является внесение коррекции в обучающую  деятельность и получение сведений о том, что в результате коррекции  учащиеся научились правильно совершать  то, в чём они ошибались.

Коррекция состоит не только и не столько  в попутном исправлении ошибок, сколько  в организации дополнительной тренировки в выполнении тех действий с единицей языка (речи), которые затруднительны для учащихся. Таким образом, успешность в формировании самоконтроля напрямую зависит от оптимальности в управлении учебной деятельностью учащихся и учительского контроля как звена  процесса управления.

Из сказанного выше следует, что знание действий ориентировочной основы и умение их применять - это условие оптимального развития механизма самоконтроля учащихся. Поэтому владение ориентировочной основой должно быть, в конечном итоге, доведено до уровня навыка, когда способы действия применяются автоматизированно, без развёрнутого анализа при их выборе.

Во второй главе работы я попыталась определить решающую роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательной мотивации учащихся в целом и при изучении дисциплины «иностранный язык» в частности. Мы разработали некоторые методические рекомендации в виде памяток для учащихся. Эти рекомендации будут представлены в следующем параграфе.

2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения

Во втором параграфе главы II были названы некоторые типичные недостатки в организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Анализ методической литературы по данной проблеме, а также практические наблюдения позволили предположить, что работа по устранению этих недостатков и созданию предпосылок для вовлечения учащихся в систематическую работу по иностранному языку будет эффективной при соблюдении следующих условий:

Учитель должен позаботиться о том, чтобы  учащийся понимал специфику предмета, осознавал, что главное в изучении иностранного языка - это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением. При этом нужно, чтобы учащийся не только понимал  важность и необходимость систематической  самостоятельной работы по иностранному языку, но и был убеждён, что только работая таким образом, он сможет овладеть этим предметом в тех  пределах, которые определены программой по иностранным языкам для каждого  класса. Для реализации этой предпосылки  нужна наглядная агитация: хорошо оформленный кабинет иностранного языка, наличие в нём разнообразных  пособий, книжек для чтения, магнитофонных  записей, слайдов и т.п.

Учащийся  должен понимать:

  • для того, чтобы правильно произносить, нужно научиться произносить так, или почти так, как это делают учитель или диктор;
  • чтобы правильно читать, нужно уметь соотносить написанное (напечатанное) с тем, как это звучит; устное владение словами поможет правильному озвучиванию их, но для этого нужно твёрдо знать правила чтения букв, буквосочетаний, уметь внутренне слышать слово, узнавать его, соотносить со значением и таким образом понимать;
  • чтобы правильно писать, нужно приучить себя не срисовывать букву за буквой с доски, книги, а постараться запомнить слово, сочетание слов, писать по памяти, а потом сверять написанное и, если написано с ошибками, постараться написать ещё раз по памяти правильно;
  • чтобы ответить на вопрос, нужно внимательно вслушиваться или вчитываться в него, чтобы использовать элементы его структуры в ответе, а они повторяются.

Это характерно для английского и русского языков. Вслушивание в вопрос, задаваемый учителем, или внимательное его прочтение  будут способствовать удержанию  в памяти структуры, а это необходимо также и для развития умения задавать вопросы. По сути дела, постановка вопроса  на изучаемом языке - это припоминание того, что было в иноязычном опыте  учащихся, а не построение заново возникающего замысла. Это в равной степени  относится и к высказыванию на изучаемом языке. Чтобы понимать высказывание на иностранном языке  или текст при чтении, требуется  мобилизовать память, а не переводить их мысленно на родной язык. Сама операция подстановки в уме русских  форм мешает пониманию, требует затрат дополнительного времени на перекодирование  с одного языка на другой.

  • Нужно, чтобы учащийся знал средства обучения и умел ими пользоваться (ориентировался в учебнике, знал, что, где и как расположено в книге для чтения, умел пользоваться аудиозаписью, понимал, с какой целью выполняются те или иные упражнения, задания).

Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает  умение пользоваться средствами обучения, например, книгой для чтения и её справочным аппаратом, словарём и грамматическим справочником, умение прослушать в  магнитной записи тексты для аудирования  или песню на изучаемом языке, чтобы разучить её.

  • Следует помимо самостоятельной широко использовать самые различные формы внеклассной работы.
  • Необходимо поддерживать и развивать интерес к изучению предмета, используя все имеющиеся в распоряжении учителя приёмы стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и положительного эмоционального воздействия на ученика, чтобы усиливать мотивацию учения.

Всё перечисленное выше является необходимыми предпосылками для организации  систематической ежедневной работы учащихся по иностранному языку.

Одним из средств формирования методики самостоятельной  работы по иностранному языку являются памятки для учащихся. В современной  методической теории различаются следующие  виды памяток:

  • памятки-алгоритмы, в которых все предлагаемые действия довольно жёстко фиксированы, их последовательность обязательна;
  • памятки-инструкции, в которых даются указания о необходимости определённых действий (шагов); указания вполне конкретные, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже опускание одного из них;
  • памятки - советы, в которых учащиеся получают лишь рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществится успешнее. Выбрать действия, наиболее подходящие для себя лично - дело учащихся;
  • памятки - показ, в которых доминируют (не по месту, а по значимости) примеры выполнения тех или иных учебных заданий, действий;
  • памятки - стимул, главное назначение которых - стимулирование учащихся, раскрытие перспективы их деятельности.

На основе анализа методической литературы по проблеме, рефлексии личного опыта  и практических наблюдений мы разработали  методические рекомендации, которые  могут быть отнесены к категории  памяток-инструкций (см. Приложение).

Делая выводы по второй главе работы, необходимо отметить, что формирование самоконтроля и формирование навыков и умений - это две стороны одного явления, они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы и формируются синхронно, без разрыва во времени. Каждый конкретный элемент навыка, умения соотносится с адекватным, конкретным звеном структуры самоконтроля.

Из изложенного  выше следует, что не существует специальных  упражнений для развития механизма  самоконтроля учащихся. Для этой цели используются обычные обучающие  упражнения. Особенность их использования  состоит в том, что учитель  должен держать в поле зрения качество выполняемых действий учащихся и  на их основе определять, какая коррекция  необходима в функционировании самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведённая работа позволила определить, что система формирования навыков самостоятельной работы учащихся основывается на педагогических и психологических закономерностях, определяется содержанием, методами, организацией обучения и возрастными психологическими особенностями учащихся. Она представляет собой совокупность приёмов, осуществляемых на этапах целеполагания, мотивации, определения содержания, характера, степени трудности учебных задач, способов действий, контроля и самоконтроля.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ современного состояния проблемы показывает, что на сегодняшний день ещё нет разработанной методики самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование и развитие учебно-познавательных мотивов, но необходимость её разработки не вызывает сомнений. Только целенаправленное формирование методики самостоятельной работы обеспечивает проблемное развивающее обучение, которое, в свою очередь, является главным источником формирования познавательной мотивации.
  2. Самостоятельная работа - одно из главных средств актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов психического развития ученика.
  3. Самостоятельная работа есть ни что иное, как реализация дидактического принципа сознательности в обучении. Только специально организованное целенаправленное обучение школьников речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу учащихся, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Таким образом, под формированием методики самостоятельной  деятельности понимается такая система способов и приёмов взаимообусловленных действий учителя и учащихся, которая органично присуща всем этапам обучения иностранному языку. Этот принцип делает процесс обучения глубоко личностным. Он по определению тяготеет к системности и целостности.

Существование методики формирования навыков самостоятельной  деятельности учащихся - это одно из главных условий актуализации потенциальных  возможностей каждого ученика. Он ведёт  к мобилизации резервов психического развития ребёнка.

Систематическая самостоятельная работа учащихся при  обучении иностранному языку гарантирует  истинную мотивацию, подлинную, внутреннюю активность учащегося.

Результаты  проведенной работы дают основание сделать выводы о том, что в ходе детального рассмотрения проблемы были решены все поставленные в начале исследования задачи. Разработанные методические рекомендации могут служить основанием для дальнейших изысканий в области проблем формирования навыков самостоятельной работы учащихся как средства повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Памятка 1.

Общие указания по выполнению домашнего  задания.

  1. Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; одноразовое выполнение домашнего задания неэффективно.
  2. Изучи сначала устный материал, а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения.
  3. Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности.
  4. Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику.
  5. Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.
  6. Внимательно и точно следуй всем указаниям преподавателя.
  7. При подготовке устного сообщения по прочитанному тексту учащемуся нужно показать, как следует сократить текст, чтобы передать только главное, опустив второстепенную информацию; рекомендовать записать план пересказа и ключевые слова, что поможет ему при устном сообщении.

Информация о работе Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате