Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника…………………………………………………………………………6
1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура………………………………………………………………………….6
1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраст....................................................................................................................14
1.3.Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности…………………………………………….………………….........19
Глава II. Самостоятельная работа как средство формирования учебно – познавательной мотивации при обучении иностранному языку…………………………………..…….……………………………………23
2.1. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения …………………………………...23
2.2. Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку……………………………………………..................................................28
2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать документ)

Памятка 2.

При подготовке устного сообщения:

  1. Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
  2. Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения.
  3. Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
  4. Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение.
  5. Составь план сообщения, запиши его.
  6. Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.

Памятка 3.

При работе с текстом:

  1. Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
  2. Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
  3. Проработай новый лексический материал.
  4. Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
  5. Выпиши из текста новые для тебя формы.
  6. Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.
  7. При чтении текста у школьника должна быть выработана определённая система в самостоятельной работе. Он должен:
  • понять, о чём говорится в тексте на основе знакомых языковых явлений и большого контекста;
  • максимально использовать контекстуальную и языковую догадку;
  • определять исходную форму незнакомых слов с помощью различных трансформационных операций;
  • обращаться к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.

Естественно, учащийся будет неоднократно прочитывать, просматривать текст, с тем, чтобы  понять его, выделить главную мысль, основные факты.

Для совершенствования  умения чтения текстов на изучаемом  языке нужно при многократном прочтении их каждый раз давать различные  задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло  решать весь комплекс задач. Например, при чтении текстов, описывающих  действительность страны изучаемого языка, можно рекомендовать учащемуся  читать и запоминать какие-то существенные факты, составляющие специфику данной страны, и таким образом расширять  свои знания, представления о стране. Стоит выписывать предложения и  подчёркивать в них те данные, которые  являются характерными только для английской школы. Затем текст прочитывается  ещё раз, и учащийся старается  удержать в памяти и другую информацию. После такой самостоятельной  проработки текста учащийся готов к  беседе по теме.

Памятка 4.

При работе с новым лексическим  материалом:

  1. Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю.
  2. Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
  3. Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
  4. Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
  5. Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
  6. Напиши слово по памяти.
  7. Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
  8. Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
  9. Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.

Памятка 5.

При работе с грамматическим материалом:

  1. Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.
  2. Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.
  3. Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.
  4. Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.
  5. Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.
  6. Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.

Памятка 6.

При аудировании текста:

  1. Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста.
  2. Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно.
  3. Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.
  4. Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.
  5. Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.
  6. Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.
  7. Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.
  8. С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.
  2. Артемьева С.С., Дождикова Е.В. и др. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Пассова Е.И., Царьковой В.Б. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность: Сб. Теоретические проблемы в психологии личности. - М.: Наука, 1974.
  4. Афасижева Д.А., Кузнецова С.А. Организация самостоятельной работы учащихся. - М., 1988.
  5. Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.
  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1979. - Т.2.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  8. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.
  9. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., 1983.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
  11. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке //Иностр. языки в школе. - 1970. - №1.
  12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
  13. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 1984. - №3.
  14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
  15. Куликова Л.А. Обучать самостоятельной работе - значит учить трудиться //Иностр. языки в школе. - 1987. - №3.
  16. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
  17. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения // Иностр. языки в школе. - 1976. - №1.
  18. Маркова А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
  19. Пассов Е.И. Основы методики обучения языкам. - М., 1977.
  20. Разинов П.А. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе // Иностр. языки в школе. - 1989. - №4.
  21. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
  22. Рогова Г.В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся // Иностр. языки в школе. - 1980. - №5.
  23. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
  24. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986.
  25. Эльконин Д.Б. Психология обучения. - М.: Знание, 1974.

 

 

 


Информация о работе Организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в средней школе, как средства формирования учебно – познавате