Обучение монологической речи в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

Работа состоит из  1 файл

диплом3.docx

— 106.04 Кб (Скачать документ)

     1. Прочитайте образец монологической  речи вслух.

     2. Отработайте технику чтения текста  вслух.

     3. Прочитайте текст для ответа  на заданные вопросы.

     4. выделите в тексте речевые  средства, выражающие обращение  к адресату.

     5. Выделите в тексте переходы  от одной мысли к другой.

     6. Определите характер монологического  высказывания (сообщение, повествование,  приглашение, рассуждение).

     7. Выделите в тексте вводные  слова, фразы и конструкции.

     8. Выделите в тексте речевые  средства, характеризующие авторское  отношение к сообщаемому.

     9. Выделите в тексте средства  модальности и оценки сообщаемого.

     10. Перескажите содержание письма  в косвенной речи.

     11. Составьте план содержания монологического  высказывания.

     12. Передайте содержание письма  от имени автора.

     13. Дополните монологическое высказывание, учитывая содержание образца  и выступая в роли его автора.

     14. В соответствии с содержанием  монологического высказывания прореагируйте  на него в той же форме,  принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные  в этом высказывании.

     15. Оформите материал ответного  монологического высказывания в  соответствии с закономерностями  обращенного монолога.

     16. Добавьте инициативные мысли-предложения  в это же монологическое высказывание.

     17. Составьте монологическое высказывание  по той же теме, адресуя его  определенному человеку в определенной  ситуации общения.

     18. Составьте инициативное высказывание  по определенной теме, адресуя  его разным лицам в разных  ситуациях и моделируя исходный  вариант в соответствии с особенностями  адресатов.

     19. Трансформируйте исходный вариант  монологического высказывания в  соответствии с предлагаемыми  обстоятельствами (сменой собеседника,  коммуникативной цели, структуры  и содержания высказывания, оформляющих  его речевых средств).

     Работа  с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью).

     1. Прослушайте фонограмму или просмотрите  видеофонограмму, определите характер  монологического высказывания.

     2. Скажите, кому принадлежит и  кому обращено данное высказывание.

     3. Определите тему, идею высказывания.

     4. В процессе прослушивания установите  авторскую цель монологического  высказывания.

     5. Определите тип монологического  высказывания.

     6. Скажите, какой ситуации соответствует  данное монологическое высказывание.

     7. Определите тактику речевого  поведения автора высказывания.

     8. Составьте план монологического  высказывания.

     9. ответьте на поставленные вопросы  по содержанию высказывания.

     10. Покажите, какими речевыми средствами  пользуется автор высказывания  для реализации (развертывание) того  или иного тезиса.

     11. Отметьте верные или неверные  утверждения преподавателя, сопоставляя  их с содержанием монологического  высказывания.

     12. Определите средства оформления  монолога, которые использует оратор.

     13. Перескажите в косвенной речи  содержание монологического высказывания.

     14. На фоне приглушенного звучания  фонозаписи воспроизведите основные мысли оратора.

     15. Представьте себе, что текст звучит  на другом языке, и передайте  его содержание, используя перевод.

     16. Перескажите данное монологическое  высказывание от имени оратора.

     17. Скажите, что бы вы добавили  или изменили в своем высказывании  по тому же поводу и в  той же ситуации.

     18. Скажите, какое монологическое  высказывание вы составили бы  в данной ситуации без опоры  на проанализированный выше образец  монолога.

     19. Составьте собственное монологическое  высказывание для определенной  ситуации с заданной коммуникативной  направленностью по предложенной  теме в соответствии со следующей  схемой-последовательностью: коммуникативная  задача, программа (или план) высказывания, опорные тезисы ключевые слова, само высказывание в письменной записи, его устное воспроизведение на основе тезисов и ключевых слов.

     20. Составьте монологическое высказывание  по теме, плану, тезисам и ключевым  словам.

     21. Составьте инициативное монологическое  высказывание без предварительной  подготовки (например, в процессе  дискуссии или обстоятельного  разговора-диалога).

     22. Внимательно слушая речевой материал  с фонограммы или видеозаписи,  подготовьтесь к участию в  воображаемой дискуссии, записывая  опорные мысли, тезисы, ключевые  слова. Составьте высказывание  и покажите его преподавателю  и товарищам.

     23. Используйте запись телемоста.  Дополните материалы речевого  общения, представленные в фоно- или видеозаписи телемоста, подготовьте  и реализуйте их на учебном  занятии, дублируя вопросы, аргументы  в записи. [62, c. 56]

2.2 Анализ учебного пособия В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы для 10-11 классов "The world of English" (базовый уровень) 

     Проведем  анализ учебника В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы для 10-11 классов "The world of English" и выделим приемы, используемые авторами для обучения устной монологической речи.

     Для начала рассмотрим обучение монологической речи на базе текста. Из приемов этой области можно выделить такие, как:

     1. Read the text and tell, why is Australia so different from other countries? What factors explain the following peculiarities of Australia?

     For example: because Australia was cut off from the rest of the world, it was the last continent to be discovered. [32, с. 9]

     2. Annie Wignal is from Newton, lowa. Annie is 16 and her dream is to help as many kids as possible.

     Read the article about her and decide where the following subtitles belong. Match the letters (A-D) and numbers (1-3). One subtitle is extra. [32, с. 176]

     3. Adriane Mole is a boy in the book "The Secret Diary of Adriane Mole" by Sue Townsend. Adrian thinks that "he has more than his fair share of problems". One day he decided to go to the doctor. This is how he describes it in his diary.

     Read Adrian's notes? guess what the underline words mean and say whether he's got any of these diseases. Is he just in a normal state of adolescence? [32, c.150]

     4. Young people around the world have expressed many different feelings and expectations about the United Nations Conventions on the rights of the child.

     What do they think about the rights proclaimed by the UN convention?

     Which of these opinions do you agree, partially agree or disagree with? Why?

     Use the words in the boxes:

     I don't think that...

     I can't agree that...

     I'm sure that...

     I'm afraid...

     It seems to me that... [32, c. 108]

     5. What is your opinion about action films?

     Use the words in the boxes:

     If you ask me, I do love action films.

     Action films are...

     More than that, they are...

     They...

     I don't think action films are...

     On the one hand...

     Besides...

     On the other hand...

     I do hate action films.

     They are...

     Besides...

     More than that... [32, с. 203]

     Как можно видеть, по обучению монологической речи на базе текста дается множество  упражнений, но все же тема в данном учебном пособии до конца не развита. Не представляется возможным найти  упражнения ни для развития умений анализировать текст, даже в начальном  виде, ни для развития умений банального пересказа.

     Рассмотрим  далее обучение монологической речи на ситуативной основе. Из приемов данной области можно обнаружить такие, как:

     1. All these lines are taken from a poem by Helena from Staffordshire. In her poem she expresses her ideas about love.

     Which of them do you agree or disagree with? And which of the statements do you doubt?

     Can you put the lines into a poem? Read you poem aloud.

     Here is the end of the poem. Can you guess the last sentence?[32, c. 122]

     2. You may have your own opinion about the welfare state and the benefits it provides for its citizens.

     What is your opinion?

     Use the words in the box:

     The welfare state is.... rather ineffective.... effective... effective but...

     First of all,...

     For example,...

     Let's take... as an example.

     Above all... [32, c. 170]

     3. Explain why we need a rating system.

     Decide how many categories there will be in your system.

     What are the main features of the categories?

     Choose some films you've watched lately. Decide which categories they match according to your rating system.

     Explain your rating system to your classmates.

     Be ready to answer their questions. [32, c. 210]

     4. These photos are taken from the exhibition "The Young Generation of Russia". Why are these young people placed here?

     Use the words in the box:

     These photos show young people who belong to... and...

     It seems to me that...

     Besides they... [32, c. 76]

     5. Which of the arguments do you agree or disagree with?

     Use the words in the boxes:

     It is said that...

     I also think so.

     I don't agree.

     On the one hand it is ..., but on the other hand...

     As far as I'm aware....

     In addition,... [32, c. 242]

     Исходя  из вышеперечисленного, можно заключить, что обучение речи на ситуативной  основе ведется глубоко и разнопланово. В целом следует заметить, что  эта область упражнений наиболее любима и применяема авторами данного  учебного пособия.

     Далее проведем анализ работ с письменным и устным образцом монологической речи. Здесь можно выделить такие упражнения, как:

     1. Adriane Mole is a boy in the book "The Secret Diary of Adriane Mole" by Sue Townsend. Adrian thinks that "he has more than his fair share of problems". One day he decided to go to the doctor. This is how he describes it in his diary.

     Read Adrian's notes? guess what the underline words mean and say whether he's got any of these diseases. Is he just in a normal state of adolescence? [32, c.150]

     2. How do elderly people live? Is it a private matter r a public matter, in which the elderly themselves should take an active part?

     What are the good and bad points about being old? What do you think? [32, с. 160]

     3. Listen to the text and answer the questions:

     Which of these teenagers thinks that being young

     - brings a lot of serious problems?

     - allows you to do exiting and wonderful things?

     - is a kind of duty and makes you feel responsible for what you do? [32, c. 124]

     4. These teenagers are speaking about their dating experience.

     What dating customs do they mean? [32, c. 120]

     По  данному типу упражнений можно сказать, что в данном учебном пособии они применяются довольно часто и эффективно. К сожалению, не все типы упражнений по работе с образцом можно встретить в учебнике, но и обнаруженных достаточно для повышения эффективности обучения.

Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах