Теория и методика обучения географии в 6 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть теорию и методику обучения географии в 6 классе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе научной литературы выявить цель и образовательно-воспитательные задачи курса.

2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.

3. Рассмотреть основные формы организации процесса обучения.

При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Кузнецова.docx

— 80.87 Кб (Скачать документ)

Введение

    Учащийся, получая географическое образование, должен овладеть основами науки, включая знания и умения, которые потребуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экологии, экономики и политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.

    Начальный курс физической географии  содержит богатые возможности  формирования у школьников диалектико-материалистического  мировоззрения, поскольку он знакомит  учащихся с материальным миром,  в котором явления действительности  взаимосвязаны друг с другом  и находятся в непрерывном движении и изменении.

     

    Цель курсовой работы: Рассмотреть  теорию и методику обучения  географии в 6 классе.

    Для достижения цели были поставлены  следующие задачи:

    1. На основе научной литературы  выявить цель и образовательно-воспитательные  задачи курса.

    2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.

    3. Рассмотреть основные формы  организации процесса обучения.

    При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Цель и образовательно-воспитательные задачи курса.

    В общей системе географического образования некоторые ученые-географы и учителя рассматривают начальный курс физической географии как основы общего землеведения. Фактически они формально переносят структуру вузовского географического образования в среднюю школу и, соответственно, предъявляют к содержанию и логике построения начального курса требования как к аналогу курса общее землеведение без учета того, что дети 11 — 12 лет в VI классе впервые встречаются с географией и не подготовлены к усвоению основ этой науки.

     Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение трех лет (VI—VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из трех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.

    Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса таким образом, чтобы не было необходимости отвлекаться от его основных задач и нарушать логику изучения материков, океанов, стран отступлениями на изучение элементарных знаний (о сферах Земли, делении

Населения Земли на расы, на формирование картометрических приемов учебной работы и т.д.). [2]

     При изучении начального курса географии решаются следующие задачи:

    • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

    • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

    • формирование  представлений  о   разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

    • формирование специфических географических и общеучебных умений;

    • формирование начальных представлений о размещении  природных  и  социально-экономических объектов;

    • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

     • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

    • понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

    • развитие чувства уважения  и любви к своей малой родине, через активное познание и  сохранение родной природы, истории,  культуры. [1]

   Образовательно-воспитательные задачи начального курса и специфика организации процесса его усвоения предопределены этой целью и психологическими возможностями учащихся данного возраста, их потребностью познать мир.

     В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях. Эти объекты характеризуются тремя основными особенностями: качеством объекта, т. е. его вещественным составом и структурой; формами существования, т. е. распределением в пространстве; изменением во времени вследствие природных процессов и под воздействием деятельности человека. Задача же начального курса физической географии — дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком.

     Перед курсом стоит ответственная задача — сформировать определенную систему топографо-картографических  знаний,  которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

    Одна из основных задач школьной географии — это обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях. Однако многолетний опыт обучения географии показывает, что качество знаний и умений учащихся низкое, а по окончании школы они утрачивают географические знания и умения.

    В чем причины? Для того чтобы формировать географические умения, надо знать, что же такое «умение» и каковы закономерности его усвоения учащимися. Поэтому остановимся более подробно на этом вопросе.

    В педагогике, психологии, методике существует несколько подходов к определению понятия «умение» и организации формирования умений.

    Методические исследования по географии, проведенные на основе психологической концепции Е. Н. Кабановой-Меллер об обобщенных приемах и умственном развитии учащихся, позволили учесть специфику содержания географии и более четко определить сущность географических умений и навыков, закономерности их формирования. В этой концепции вся учебная работа школьника рассматривается как его ответная деятельность на поставленные учителем задачи (в самом широком значении этого понятия), т. е. в форме приемов (способов) учебной работы. «Приемы учебной работы — что большая или меньшая система действий, выполняемая в определенной последовательности». Они могут быть выражены объективно в учебнике или записаны в тетради в форме правила, инструкции, указания и др. Различают приемы разной степени обобщенности; чем более обобщен прием, тем для более широкого круга задач он применим; частный прием используется лишь при решении задач одного типа (например, определения географической широты только на карте полушарий).

     Исходя из этой психологической концепции, Т. П. Герасимова разработала методическую концепцию приемов учебной работы, согласно которой они являются компонентами содержания учебного предмета «география», но подчинены его другому компоненту — знаниям. В каждой единице усвоения заложены приемы (способы) ее познания, которые в учебном процессе усваиваются в тесной связи с содержательной частью знаний. В физико-географическом содержании выделены три основные группы знаний и соответствующие, связанные с ними системы обобщенных приемов учебной работы: общие физико-географические понятия и представления, знания о связях и закономерностях; знания о единичных объектах и территориях; топографо-картографические знания.

    Понятие «прием учебной работы» не тождественно более привычному понятию «умение». Хотя конечные цели формирования и приема и умения — усвоение действий учащимися, однако достигаются они существенно отличающимися путями.

    Формирование приемов учебной работы — это вооружение учащихся способами самостоятельного приобретения и применения знаний. Умения и навыки являются лишь результатом оперирования приемами учебной работы.

    Прием учебной работы считается усвоенным, если учащийся знает состав действий, выражает его в словесной форме и может его применить в сходных условиях или же в измененных условиях.

    В отличие от этого при формировании умений традиционным путем отсутствует акцент на осознание состава действий, учащиеся обычно только копируют образец действия учителя. Не зная состава действий, они затрудняются выполнять задания с несколько измененными условиями (например, при определении географической широты точки на карте России, где не изображен экватор, учащийся не знает, откуда начинать отсчет).

    О том, что «прием учебной работы» и «умение» — не одно и то же, можно заключить, проанализировав, что и как контролирует учитель в итоге их формирования. Так, проверяя усвоение приема учебной работы как такового и на его основе умения, он выявляет, как учащийся рассказывает о действиях и последовательности их выполнения, насколько рационально выполняет действия; как применяет в сходных или новых условиях задачи (вспоминает ли состав и переносит его в неизменном виде, перестраивает ли, находит ли новый на основе ранее усвоенного). Если учащийся затрудняется, учитель предлагает вспомнить или сам напоминает состав приема. При проверке же усвоения умения, сформированного традиционным путем, учитель лишь смотрит, как учащийся выполняет действия, насколько правильно и быстро.

    Термин «умение» правомерно использовать тогда, когда формулируется конкретная задача (например, сформировать умение определять географические координаты по карте полушарий), при условии, что учащиеся уже знакомы с составом более общего приема. Применяется он и при проверке, когда учащиеся выполняют конкретные задания по определенному источнику знаний. В некоторых умениях в результате упражнений действия автоматизируются и выполняются на уровне навыка, но под контролем внимания.

    При обучении начальному курсу физической географии учителю следует работать одновременно над усвоением учащимися и содержательной и операционной сторон знаний. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, обеспечивает осознанность и действенность знаний и приемов учебной работы, большую прочность, готовит к самостоятельному их применению.

    Что входит в общую образовательную задачу формирования специфических географических приемов учебной работы при изучении начального курса? В VI классе учащиеся впервые встречаются со специфическими географическими источниками знаний. Поэтому прежде всего должно осуществляться формирование приемов работы с ними, без которых невозможен процесс обучения географии. Считается, что учащийся, получив любое задание, выполняет его и одновременно познает особенности отражения в нем географической информации. Опыт свидетельствует, что большинство учащихся, не познакомившись предварительно с новым для них источником знаний, затрудняются им пользоваться. Поэтому работе с каждым новым источником знаний (даже с первой схемой учебника) должно предшествовать ознакомление с ним. При этом каждый источник знаний становится как бы объектом изучения, в ходе которого учащиеся усваивают обобщенный прием в составе действия.

    С помощью учителя учащиеся без особых затруднений осваивают приемы работы с картиной, учебным кинофильмом и диафильмом, текстом учебника. Большего внимания и времени требуют приемы чтения и создания моделей — графиков, диаграмм. Усвоение же приемов работы с такими моделями, как план местности и графическая карта, начинается при изучении раздела «План и карта», где закладываются основы картографических знаний и соответствующих приемов, и продолжается при изучении всех последующих разделов курса.

    Важнейшей составной частью образовательной задачи является формирование приемов учебной работы как части физико-географического содержания курса. Сюда входят: а) при изучении оболочек Земли прием раскрытия содержания этих понятий; б) при изучении основных общих предметных понятий, представлений прием использования единичных объектов для выявления признаков общего понятия в объектах, их обобщение; прием раскрытия содержания понятий, связей; прием применения общих понятий и связей, их конкретизация, прием систематизации объектов и явлений; и) при изучении единичных объектов и явлений прием подведения их под общее понятие, прием определения географического положения объекта, прием описания компонентов природы и природного комплекса при непосредственном их изучении на местности.       Резюмируя все изложенное выше, можно сказать, что учитель в своей работе по обучению учащихся начальному курсу географии должен постоянно иметь в виду образовательную задачу — добиваться от учащихся усвоения содержания курса, куда входят не только знания, но и приемы учебной работы, на основе которых формируются умения.

Информация о работе Теория и методика обучения географии в 6 классе