Теория и методика обучения географии в 6 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть теорию и методику обучения географии в 6 классе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе научной литературы выявить цель и образовательно-воспитательные задачи курса.

2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.

3. Рассмотреть основные формы организации процесса обучения.

При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Кузнецова.docx

— 80.87 Кб (Скачать документ)

    Экскурсию по изучению ПК можно провести как до изучения темы «Взаимосвязь компонентов природы», так и после. Оптимальный вариант — первый. В этом случае на уроках по теме надо опираться на житейские представления учащихся, на их знания по биологии, на материалы осенней экскурсии и кое-что рассказать о той местности, куда запланирована экскурсия, называя то, что они там увидят.

    Перед экскурсией надо вспомнить, что такое почвы; какие есть растения и животные в своей местности, как они зависят от внешних условий.

    Оборудование: термометр для измерения температуры поверхностного слоя почвы, линейка.

Описание  природных комплексов

     Место проведения экскурсии.

1. Время и дата экскурсии.

2.Погода во время экскурсии: температура воздуха ... , ветер ... , облачность ... , осадки ... .

3.Положение места экскурсии относительно школы (в какой стороне горизонта), относительно географических объектов.

     На экскурсии по изучению ПК на новом материале, т. е. в других, по сравнению с осенней экскурсией, условиях, можно повторить понятия о формах поверхности суши, об элементах реки, съемку плана части пути.

    Если у преподавателя есть возможность увеличить число экскурсий, то весьма целесообразно проводить экскурсию в новую для учащихся местность, на которой они, применяя все основные знания по курсу, работают с большей степенью самостоятельности, расширяют и углубляют знания по физической географии, обобщают и переносят на новые объекты приемы их изучения. [2]

    Наблюдения погоды. Особой формой организации учебной работы учащихся являются наблюдения над погодой. Их специфика заключается в том, что обучение приемам наблюдения по элементам погоды осуществляется в классе по моделям приборов (термометра, барометра, флюгера), а основная часть работы осуществляется в природе как самостоятельная домашняя практическая работа, поскольку в начальной школе учащиеся уже познакомились с основными явлениями погоды, научились их наблюдать и записывать в «Календаре погоды».

     Какое оборудование требуется для наблюдений? Прежде всего обыкновенный уличный термометр, установленный за окном, обращенным на север. При желании такие термометры могут быть установлены у учащихся дома. Барометр-анероид есть в каждой школе. Сложнее с определением направления ветра. Если при школе нет географической площадки и местность в большом городе закрытая, то сведения о направлении и силе ветра можно собирать по сообщениям местного радио. Виды облаков и степень облачности определяются визуально.

    Форма дневника погоды и приема работы даны в «Приложении» к учебнику. Условные обозначения элементов и явлений погоды, типов погоды есть на форзаце учебника.

    Как организовать наблюдения, чтобы не перегружать детей и вместе с тем обеспечить тему «Атмосфера» минимумом фактических данных? Можно порекомендовать следующую систему наблюдений.

    Первый этап — обучение учащихся приемам наблюдений. Для этого в течение 7—10 дней в сентябре все учащиеся проводят наблюдения (лучше 3 раза в день, но можно ограничиться и одноразовым наблюдением). После отработки приемов учебной работы по моделям приборов (без барометра) на каждом уроке географии учитель, обходя класс, проверяет выполнение работы, делает замечания по записям. Одновременно вызывает отдельных учащихся, которые зачитывают записи и рассказывают, как они определяют температуру и т. д. Остальные учащиеся класса сверяют с ним записи, делают замечания по ответу о составе приемов. После фронтальной проверки учитель освобождает от наблюдений тех учащихся, которые выполнили эту работу хорошо, а остальным дает задания продолжить наблюдение (до получения положительной оценки).

    Возможен и такой вариант. Все учащиеся наблюдают погоду в течение сентября, накапливая таким образом материал о ее типах, характерных для уходящего теплого времени года. Обучению обработке собранных материалов посвящается отдельный урок за счет резерва времени на курс. В итоге учащиеся составляют за месяц график температуры, диаграммы облачности, дней с осадками, диаграмму «Типы погоды за месяц», описание погоды за месяц.

     Второй этап — накопление статистических данных о погоде. Наблюдения ведут два дежурных наблюдателя, которые сменяются каждую неделю. На одном из уроков они отчитываются о своей работе, получают оценку. Дежурство продолжается до начала изучения темы «Атмосфера». Таким образом, через дежурство проходят все учащиеся, и их работа оценивается.

    Вариант второго этапа можно предложить следующий. В течение одного из зимних месяцев (декабрь или январь) все учащиеся класса проводят наблюдения и обрабатывают материалы за месяц; таким образом получают наглядные пособия по особенностям зимних погод в своей местности.

    Третий этап — включение материалов наблюдений в систему теоретических знаний. Все учащиеся наблюдают погоду в течение изучения темы «Атмосфера»; материалы обрабатываются и включаются в учебный процесс по заданиям учебника. Данные о погоде по месяцам, собранные дежурными наблюдателями, могут быть оформлены за каждый месяц во время выполнения практической работы, в которой одна группа учащихся обрабатывает данные за октябрь, другая — за ноябрь и т. д. Обработанные календари погоды за каждый месяц служат основными наглядными пособиями (особенно по типам погод, зафиксированным по разным временам года) для изучения особенностей климата своей местности. [2]

    Подводя итог по данной главе  можно сказать, что основными  формами организации процесса  обучения курса начальной географии  являются уроки и экскурсии. Программой по начальному курсу физической географии предусмотрены две учебные экскурсии (осенняя и весенняя). Экскурсии в шестом классе имеют большое значение, т.к. для школьников они являются первыми географическими экскурсиями. Особой формой организации учебной работы учащихся являются наблюдения над погодой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таким образом, целью курса является формирование знаний о геосферах и о связях между ними; обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. Этой целью предопределены образовательно-воспитательные задачи начального курса физической географии. В целом же задачи курса сводятся к следующему – дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком.

    В сложном процессе обучения  взаимодействуют четыре основных  компонента: содержание учебного  материала, средства обучения, учащиеся  и учитель. Они необходимы для  учета учителем при организации  учебного процесса. Качество знаний  учащихся по географии в значительной  степени зависят от развития  у них пространственных представлений,  которые необходимы и для усвоения  представлений – образов географических  объектов и явлений, поэтому  средства обучения являются неотъемлемой  частью урока.

    При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного курса их научный уровень, который зависит не только от сложности понятия, но и от преемственности в его развитии при дальнейшем изучении географии материков и океанов.                                                                                                                                                          Содержание и структура начального курса разработаны с условием взаимосвязи основных форм организации учебного процесса: уроков, экскурсий, домашних работ (включая наблюдения в природе). Ослабление внимания к одной из них отрицательно отражается на результатах работы учителя и учащихся в целом. Взаимосвязь основных форм организации обучения курсу должна быть подчинена логике процесса обучения.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии  6 кл. [Текст]: метод. пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Бахчиева, О.А. – М.: Дрофа, 2004 – 192 с.

2. Герасимова, Т.П., Крылова О.В. Методическое  пособие по физической географии  6 кл. [Текст]: метод. пособие / Герасимова, Т.П., Крылова О.В. – М.: Просвещение, 1991 – 176 с.

3. Душина, И. В. Методика и технологии обучения географии в школе [Текст]: Учеб. пособие / Душина, И. В., Таможняя, Е. А., Пятунин, В. Б. – М.: Изд-во «АСТ»,Изд-во «Астрель», 2002 – 203 с.

4.Панчешникова, Л. М. Методика обучения географии в средней школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. Панчешникова, Л. М. – М.: Просвещение, 1983. – 320с.

5. Панчешникова, Л. М. Методика обучения географии в школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов по геогр. спец. высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова, Л. М., Душина, И. В., Дронов, В.П. – М.: Просвещение,1997 – 320 с.: ил. 
 
 

Информация о работе Теория и методика обучения географии в 6 классе