Теория и методика обучения географии в 6 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть теорию и методику обучения географии в 6 классе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе научной литературы выявить цель и образовательно-воспитательные задачи курса.

2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.

3. Рассмотреть основные формы организации процесса обучения.

При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Кузнецова.docx

— 80.87 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от содержания понятия и подготовленности учащихся выбирается путь формирования понятия. Один из них — индуктивный: от анализа, вычленения, сравнения признаков при рассмотрении нескольких объектов к обобщению и определению понятия, затем — рассмотрение варьирующих признаков и вывод о диапазоне вариаций. Другой — дедуктивный: от ознакомления с формулировкой определения понятия к варьирующим признакам, отражению в конкретных объектах. Некоторые понятия, например «равнина», можно дать и индуктивным, и дедуктивным путем с применением ряда наглядных пособий, в которых представлены различные равнины по рельефу, высоте, характеру растительного покрова. Чаще применяется сочетание индуктивного и дедуктивного путей с преобладанием одного из них. Экспериментальная проверка эффективности каждого из них показала, что индуктивный путь требует больших затрат учебного времени и напряжения мыслительной работы учащихся, чем дедуктивный. Проверка знаний в том и другом классе на следующем уроке обнаружила примерно одинаковое качество знаний. Однако проверка на прочность знаний, проведенная в конце учебного года, показала, что в классе, где применялся индуктивный путь, знания были более правильные, полные.

     В формировании элементарных географических общих предметных понятий в VI классе можно условно выделить три основные стадии: 1) работа над понятием до логического оформления определения его содержания. Она включает подготовку, повторение опорных знаний, выделение существенных признаков и их абстрагирование и варьирующих признаков; 2) относительно завершенное усвоение содержания понятия при условии осознания существенных признаков, применение к различным новым объектам; 3) развитие понятия, включение его в связи с другими понятиями и в систему географических связей между объектами и явлениями, использование для самостоятельно наблюдаемых объектов и явлений (подведение объекта под понятие). [2]

     Формирование приемов учебной работы. Усвоение знаний неразрывно связано с процессом формирования приемов учебной работы. Поскольку большая часть географических приемов включает в себя интеллектуальные и практические действия, то правомерно говорить, что учащиеся одновременно усваивают и приемы умственной деятельности. Так, при наблюдениях в природе, при составлении описания объектов, чтении географической карты все действия выполняются в тесной связи с географическими знаниями и одновременными умственными операциями: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

     Приемы учебной работы отличаются степенью обобщенности: есть частные приемы и общие, в которых система действий дается в более обобщенной краткой формулировке. Целенаправленная работа по формированию специфических географических приемов учебной работы осуществляется по следующим основным этапам.

      1-й этап — введение приема. Учащиеся должны осознать состав приема (т. е. систему действий, выполняемых в определенной последовательности), рассказать о нем, первоначально усвоить его в тесной связи с соответствующими понятием и представлением. При этом необходимо добиться четкого понимания его значения. Контроль за усвоением приема на этом этапе осуществляется по заданиям, требующим рассказа о составляющих прием действиях по ходу выполнения заданий, применения по образцу.

     2-й этап — закрепление приема в процессе упражнений. Его можно провести на примере заданий по образцу или в заданиях, сходных с обучающими, которые требуют элементарного переноса, т. е. некоторого изменения в действиях. Некоторые приемы формируются на протяжении изучения всех основных тем курса (например, определение географического положения объекта). В процессе их формирования используются задания, требующие более сложного переноса. Перенос в усвоении обобщенного приема — ответственных этап, так как он предупреждает формальное заучивание действий, заставляет учащихся активизировать внимание, поскольку в каждом задании может быть что-то новое, требующее не механического применения приема, а его перестройки (исключение некоторых действий и включение новых) либо поиска на его основе новой системы действий. Без обучения переносу и поиску приема не может быть и речи о формировании приемов учебной работы, о самостоятельном, творческом их использовании, а следовательно, и о развитии познавательной самостоятельности учащихся. Самостоятельный перенос приема является важнейшим показателем его усвоения для контроля на этом этапе. На основе знания состава приема и упражнений у школьников формируются умения.

     3-й этап — подведение учащихся к итоговому обобщению и систематизации приемов. Он реализуется при обобщающем повторении как отдельных тем, так и курса в целом. Усвоение приема на этом этапе проверяется с помощью заданий, требующих назвать состав наиболее общего приема, использовать его в новой ситуации, перечислить круг задач, в которых он применяется. В большинстве случаев учащимся бывает посильно предложение учителя придумать задание на применение приема.

     После того как прием усвоен, можно говорить о следующем, 4-м этапе — самостоятельном использовании приема на протяжении изучения всего школьного курса географии.

     Приемы учебной работы так же, как и понятия, могут формироваться индуктивным или дедуктивным путем. Опыт показывает, что прием с несложной системой действий (например, прием определения азимута на предмет) можно вводить как общий. Более сложные приемы вводятся как частные, и по мере их использования они обобщаются. К наиболее общим приемам учащиеся подводятся к концу изучения курса. Выполнение задачи формирования приемов учебной работы требует от учителя особого внимания к организации практических работ обучающего характера. [2]

     Повторение. В опыте массовой школы повторение, к сожалению, недооценивается, что отрицательно сказывается на полноте, прочности знаний, их действенности.

    Повторение может быть текущее, которое охватывает сравнительно небольшой объем содержания. Главная его цель — закрепление, отработка правильности произношения и написания новых терминов, названий объектов, знание сущности основного содержания и способов деятельности, включение недавно изученного материала в систему новых знаний.

     Большого внимания требует такой важнейший этап в усвоении системы знаний, как обобщающее повторение и систематизация знаний, приемов учебной работы в заключение отдельных частей темы и темы в целом (разделов). При этом очень важно предусмотреть элементы новизны в ранее усвоенных знаниях, что требует их переосмысления. При этом известные факты включаются в новые связи, углубляется понимание сущности объектов и явлений, география своей местности рассматривается как часть целого и вместе с тем объясняются особенности компонентов природы своей местности, обобщаются приемы учебной работы. При таком повторении наиболее активно работает мышление учащихся.

     При повторении в итоге изучения темы создаются благоприятные условия для доработки материала, который, по мнению учителя, при текущем изучении оказался недостаточно хорошо усвоенным детьми. Положительные результаты могут быть получены, если повторение не сведется к формальному воспроизведению содержания темы в последовательности его изучения от урока к уроку, а будет подчинено созданию единой стройной системы знаний по теме или разделу. [2]

     Проверка знаний. Главная цель проверки — подведение итогов затраченного учебного труда школьников и выявление соответствия достигнутого ими результата программным требованиям. К тому же она позволяет определить степень готовности учащихся к изучению следующей части содержания. По результатам проверки учитель должен объективно оценить применяемую им методику обучения. Вместе с тем она должна воспитывать у школьников добросовестность, трудолюбие, ритмичность в работе, умение самоконтроля.

     В соответствии с логикой структуры учебного процесса должна осуществляться и проверка: текущая, итоговая по теме, итоговая за курс в целом. Основная работа учителя проходит при подготовке к проверке: подготовка вопросов и заданий; определение оптимальных методов и форм организации деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная); руководство ходом проверки; комментарии по ответам, оценка, подготовка, пособий. Пособия отбираются с учетом содержания проверяемого материала и намеченного уровня самостоятельности учащихся. Так, при проверке знаний и умений на репродуктивном уровне используются те же пособия, по которым изучался новый материал. Если же ставится задача проверить самостоятельность учащихся при применении знаний и умений, то задания должны предусматривать работу с ранее неизвестными пособиями, выполнение соответствующих схем, рисунков.

      Рекомендуется проводить проверку по группам знаний, а также проверять программные практические работы. Знания оцениваются в пятибалльной системе по таким показателям: точность употребления научных терминов, полнота и правильность ответа, системность, логичность его построения, самостоятельность ответа, своевременное обращение к карте и другим источникам знаний, рациональное их использование. При проверке фактического материала поощряется самостоятельность в его нахождении, сравнении и сопоставлении с фактами, привлеченными из периодической печати, ближайшего окружения, самостоятельные выводы.

       При проверке знания понятий, связей обращается внимание на правильность определения или перечень существенных признаков в их последовательности, не искажающей смысл содержания, на конкретизацию примерами или использование для объяснения особенностей нового объекта, явления, включая краеведческий материал, сведения из средств массовой информации.

      В знаниях по краеведческому материалу должно быть отражено отношение объекта (явления) к общему понятию (подчинение); характеристика (или описание) дана в соответствии с приемом учебной работы по описанию компонента природы или природного комплекса, при этом проверяется понимание причинно-следственных связей, обусловивших особенности объекта (территории); в перечень индивидуальных признаков должны быть включены наиболее характерные; правильно отобраны и рационально в определенной последовательности использованы пособия.

     При проверке усвоения географических приемов учебной работы и на их основе умений учитывается знание состава приема, проявление его в действиях. При оценке также учитывается правильность понимания цели работы, выбор источника знаний, соответствующего заданию.

      Текущая проверка знаний и умений имеет большое значение потому, что позволяет по ходу изучения темы от урока к уроку контролировать качество понимания нового материала и своевременно обнаруживать затруднения учащихся, которые «подсказывают» учителю необходимость еще поработать с детьми.

      Во время текущей проверки учителю необходимо сочетать требовательность к учащимся с пониманием их индивидуальных особенностей в усвоении нового материала. Так, от хорошо успевающего учащегося можно потребовать большей самостоятельности в переносе знаний и приемов в новые условия задачи. Необходимо подчеркнуть, что при проверке вновь вводимых приемов учебной работы в случае затруднений учащемуся можно разрешить пользоваться учебником и записью в тетради.

       Часто наблюдается такое явление: учитель объясняет новый материал, некоторые учащиеся быстро его запоминают, воспроизводят или попутно отвечают на вопрос и получают высокую оценку, которая ставится в журнал. Однако такого рода ответ не дает представления о конечном результате в усвоении этими учащимися всего нового содержания. Для того чтобы оценка при текущей проверке отражала с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений, целесообразно просто похвалить за правильный ответ, но оценивать те знания и умения, которые носят относительно завершенный характер. Некоторые учителя решают эту задачу с помощью дифференцированной проверки и учета знаний и умений (фиксируют оценки за ответ по понятиям, по краеведческому материалу, за умение работать с картой и др.). Благодаря этому создается достаточно полная картина усвоения основного учебного материала по теме класса в целом и каждого конкретного ученика.

      С самого начала изучения географии надо учить школьников выражать свои знания не только устно, но и в письменной форме. Для этого целесообразно часть знаний проверять почаще в форме кратких письменных работ продолжительностью в 10—15 минут по этапам усвоения знаний (например, на проверку знания содержания понятия, умения определять географические координаты)'.

      Практические работы должны выполняться одновременно с изучением соответствующего материала, т. е. на нескольких уроках. Учитель вправе сам определить форму проверки результатов практических работ. Один из вариантов может быть таким: в начале урока, обходя класс, учитель проверяет факт выполнения задания по контурной карте, отмечая невыполнивших, затем выборочно, как всегда при текущей проверке знаний, вызывает учащихся, предлагает задания на определение географического положения объектов и т. п. и оценивает ответы. А в заключение изучения темы отбирает контурные карты, проверяет правильность выполнения всех заданий и ставит одну оценку за практическую работу в целом.

Информация о работе Теория и методика обучения географии в 6 классе