Теория и методика обучения географии в 6 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть теорию и методику обучения географии в 6 классе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе научной литературы выявить цель и образовательно-воспитательные задачи курса.

2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.

3. Рассмотреть основные формы организации процесса обучения.

При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Кузнецова.docx

— 80.87 Кб (Скачать документ)

       Для того чтобы получить истинное представление о качестве знаний и умений учащихся в итоге изучения темы, необходима итоговая проверка. Полученные результаты помогут учителю в установлении преемственности между знаниями и умениями учащихся по изученной теме с последующей. Например, если обнаружится, что учащиеся хорошо усвоили прием «определение географического положения объекта» после изучения темы «Гидросфера», то он может быть использован для самостоятельного поиска состава действий в приеме определения географического положения государства в теме «Изображение государств на политической карте мира».

      Если итоговой проверке по теме предшествовало обобщающее повторение темы, то целесообразно давать задания преимущественно на применение понятий и приемов учебной работы. Некоторые учителя уже в VI классе организуют проверку знаний по теме в форме зачета; в оценке знаний по теме учитывается и выполнение соответствующих программных практических работ. [2]

     Таким образом, содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. Поэтому при формировании знаний у шестиклассников необходимо широко опираться на изображения изучаемых явлений и объектов на картинах, слайдах, фотографиях и т.д., использовать житейские представления учащихся,  краеведческий материал экскурсий.  Большинство знаний и умений формируется на первом и втором  уровнях усвоения знания. В зависимости от содержания понятия и подготовленности учащихся выбирается путь формирования понятия, чаще всего применяется сочетание индуктивного и дедуктивного путей с преобладанием одного из них. Приемы учебной работы также как и понятия могут формироваться индуктивным или дедуктивным путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Специфика основных форм организации  процесса обучения

     Уроки. Ведущую роль в учебном процессе играют уроки. По основной дидактической цели уроки классифицируются следующим образом: а) уроки с одной основной дидактической целью. Это уроки по изучению нового материала, формированию (или усовершенствованию) приемов учебной работы и умений, по повторению (обобщению и систематизации знаний и приемов), проверке знаний и умений; б) уроки, комбинированные по дидактическим целям.

       По теме должна быть разработана система уроков, в которой по каждой единице основного содержания предусмотрена деятельность учащихся по восприятию и осмыслению, закреплению и применению, а также систематический контроль. При этом в зависимости от характера учебного материала вполне возможны на одном уроке только первые этапы усвоения, а применение на разных уровнях самостоятельности может осуществляться на последующих уроках. Иначе говоря, в основе системы уроков по теме должна быть логика усвоения ее содержания с разнообразными видами учебно-познавательной деятельности учащихся от первоначального восприятия до обобщения и систематизации знаний, применения.

     Логика изучения каждой единицы усвоения находит свое отражение как в дидактической цели урока, так и в его структуре. Структура урока строится в зависимости от дидактической цели, учебно-воспитательных задач и содержания учебного материала. При изучении начального курса физической географии наиболее вариативны по структуре уроки, комбинированные по дидактическим целям. Их чаще всего используют в практике преподавания курса. К сожалению, не всегда выбор комбинированного урока бывает достаточно обоснован; к тому же обычно его структура создается по трафарету: опрос, изучение нового материала, задание на дом. При этом наибольшую часть времени такого урока занимает опрос, который фактически сводится к доработке содержания, изученного на предыдущем уроке без достаточного закрепления.

    Однако выбор комбинированного урока правомерен потому, что содержание нового материала в большинстве случаев вполне возможно изучить на части урока, а также потому, что этот тип урока позволяет разнообразить деятельность учащихся в течение 45 минут. Эффективность комбинированного урока будет значительно большей, если его структуру определять не по трафарету, а на основе места данного урока в системе уроков по теме и с учетом того, что наиболее продуктивным по результатам обучения бывают первые 25—30 минут урока. При таком подходе структура комбинированных уроков должна быть многовариантной. Целесообразнее всего начинать такой урок с изучения нового материала (если его содержание не зависит от знаний по материалу предыдущего урока) и добиваться его усвоения, чтобы учащиеся не были перегружены домашней работой. Другие структурные звенья урока могут быть посвящены повторению и систематизации знаний по части темы (например, все о земной коре — перед изучением гор, все о Мировом океане—перед изучением вод суши), проверке знаний по карте, практической работе на поисковом уровне и т. д. Задания на дом иногда можно дать и в начале урока (если его выполнение не требует знания нового материала). [2]

     Экскурсии. Программой по начальному курсу физической географии предусмотрены две учебные экскурсии, которые связаны между собой по содержанию: на осенней изучаются компоненты природы, на весенней — природные комплексы своей местности. Образовательно-воспитательные задачи курса могут быть более успешно решены, если учитель сможет провести и другие экскурсии. Например, экскурсия на метеорологическую станцию ценна тем, что дети познакомятся с методами научных наблюдений. Многое могут дать в понимании связей между природой и хозяйственной деятельностью человека экскурсии, например, в карьер по добыче известняка, на оросительную систему, на предприятие местной промышленности (или промысла).

      Каждая из учебных экскурсий имеет свои определенные дидактические цели. В их достижении определенную помощь может оказать учебник (с. 186—188).

      Определение времени проведения экскурсии зависит от таких причин, как погода, занятость учителя и т. п. Однако главным критерием в выборе времени должна быть дидактическая цель, с которой проводится данная экскурсия: накопление представлений, формирование умений, изучение проявления причинно-следственных связей на конкретных объектах, повторение и т. д.

     Учебные экскурсии в VI классе для школьников являются первыми географическими экскурсиями. Перед выходом на местность необходимо объяснить учащимся значение экскурсий для изучения географии, цель и задачи конкретной экскурсии; рассказать о местности ее проведения и объектах, которые будут изучены; целесообразно показать маршрут на схематическом плане местности. Учащимся надо также сказать о том, что они должны взять с собой из оборудования, как одеться и т. п. Для подготовки к работе на местности необходимо не только показать, но и провести обучающую работу по усвоению приемов использования приборов и инструментов (с нивелиром, эклиметром и др.). Под руководством учителя учащиеся должны заранее приготовить полевой дневник: написать план, по которому будет изучаться объект, и оставить место для записи полученных о нем данных. Затем — познакомить с приемами работы на местности. Целесообразно показать детям как образец уже оформленные материалы по экскурсиям предыдущих лет, которые обычно имеются в кабинете географии.

       На этом этапе определяются также (если в этом есть необходимость) помощники учителя из взрослых (классный руководитель или старшеклассники, родители и др.).

      Порядок проведения экскурсии следующий. По прибытии к месту назначения учитель напоминает учащимся (или спрашивает в порядке напоминания) цель и задачи экскурсии, объясняет, почему именно сюда учащиеся пришли, дает соответствующие объяснения, указывает объекты, которые должны изучаться учащимися. Не должно быть экскурсий, во время которых учитель собирает вокруг себя ребят, называет и показывает природные объекты и считает, что экскурсия проведена. Не должно быть также экскурсий, на которых учитель, переоценивая возможности учащихся, на первой же географической экскурсии предлагает им все задания выполнить самостоятельно. Для детей само окружение, т. е. пребывание вне стен класса, является новым условием для работы. Поэтому первые экскурсии по начальному курсу физической географии должны носить преимущественно обучающий характер.  

      Один из вариантов организации работы учащихся — это работа по образцу, показанному учителем. После подготовки в классе учитель на местности рассказывает об объекте (холме, реке, ручье, озере, овраге и др.), показывает прием выполнения практической работы и проверяет, насколько учащиеся его поняли (спрашивает двух-трех учащихся), затем напоминает о том, что должно быть записано в полевом дневнике. Учащиеся приступают к работе.

      Второй вариант организации экскурсии предполагает, что учащиеся хорошо подготовлены к самостоятельной работе. Эта подготовка заключается в предварительной работе учителя на местности с теми учащимися, которые во время экскурсии выполняют роль бригадиров в группах (число групп учащихся может быть сформировано по числу изучаемых объектов). Экскурсия со всеми учащимися класса начинается с ознакомления их с местностью. Затем каждая группа идет к своему объекту (например, первая — к. источнику, вторая работает у ручья, третья — у склона берега реки, где изучает обнажение, и т. д.). Через некоторое время происходит смена объектов. Учитель лишь наблюдает за деятельностью групп, корректирует, помогает.

      При организации работы учащихся группами необходимо иметь в виду, что эта экскурсия — учебная, что все учащиеся должны познакомиться с намеченными объектами для изучения и все — выполнить практические работы. Поэтому применяемое некоторыми учителями распределение групп по объектам (одна изучает, например, только реку, другая — только овраг) допустимо лишь на экскурсиях, которые проводятся с членами географического кружка. Обычно на экскурсии в зависимости от ее целей и числа учащихся, их подготовленности сочетаются фронтальные формы работы с групповыми.

      В заключение экскурсии учитель кратко подводит итоги, характеризует работу отдельных учащихся, отмечая лучших из них и плохо работавших. Здесь же говорит о ходе дальнейшей работы над собранным материалом. Опыт показывает, что многие учащиеся после интересной для них экскурсии с удовольствием выполняют задание, не обязательное для всех, а только для желающих: написать сочинение об экскурсии. При этом проявляется их творчество и в стиле изложения (включают стихотворения), и в художественном оформлении сочинения.

      Осенняя экскурсия. Она проводится для ознакомления учащихся с объектами и явлениями природы, представления о которых необходимы для изучения тем «Земная кора» и «Гидросфера». Это формы рельефа, холм, овраг, речная долина и др. местные воды — ручей или река, пруд, озеро, источник.

     При ознакомлении с ними учитель применяет термины, которыми обозначаются соответствующие понятия, и объясняет, почему местность называют равниной, почему водоем называется прудом, а не озером и т. п. Иначе говоря, на каждом объекте показывает существенные признаки понятий (которые будут формироваться у ребят при изучении соответствующих тем) и одновременно — индивидуальные, свойственные только местному объекту. Прием изучения и описания рельефа дан в учебнике. В выводе по экскурсии учащиеся должны назвать главные особенности рельефа, проявление действия внешних процессов, изменяющих его, дать оценку значения рельефа для человека и его использование, изменение.

     Для изучения и описания местных вод лучше всего выбрать небольшую речку или ручей, а также источник. Если их нет поблизости, то можно познакомиться с любым другим водоемом — с небольшим озером или прудом, болотом.

     Оборудование: бутылка с пробкой, термометры (для измерения температуры воздуха и воды); поплавок, рейка водомерная, рулетка или метр складной, диск (белый) для определения прозрачности воды; размеченная на метры прочная веревка, веревка с грузом на конце (для измерения глубины).

В выводе о водах своей местности должно быть указано: какие воды есть, в  чем проявляется их зависимость  от рельефа и горных пород; как  они используются, как изменены человеком, как охраняются от истощения и загрязнения; предложения для их улучшения и охраны.

     Срок проведения экскурсии определяется учителем в зависимости от местных условий, но обязательно до изучения темы «Земная кора».

    Весенняя экскурсия. Эта экскурсия проводится с целью познакомить учащихся с природными комплексами, особенности которых можно объяснить, выявив признаки взаимодействия компонентов природы и воздействия на них человеком. Для выбора природных комплексов в качестве ведущего, определяющего компонента природы лучше всего избрать рельеф и слагающие поверхность горные породы, так как от них зависит степень увлажнения, характер почв и растительного покрова. Желательно выбрать два-три природных комплекса (ПК), сравнительно мало измененных человеком (идеальным в данном случае могут быть части речной долины: пойма реки, берег или склон, водораздел). Если же нет такого сочетания, то можно рассмотреть комплексы, созданные человеком (например, лесопарк, опушка леса), но с обязательным объяснением того, что было на этом месте до вмешательства человека.

Информация о работе Теория и методика обучения географии в 6 классе