Обучение монологической речи в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

Работа состоит из  1 файл

диплом3.docx

— 106.04 Кб (Скачать документ)

     16. Выпишите из текста предложения,  которые передают основное содержание  текста.

     17. Составьте тезисы, передающие основные  мысли (основной смысл) текста.

     18. Расположите данные на доске  предложения из текста в нужной  последовательности и употребите  необходимые связующие средства.

     19. Просмотрите план и подберите  материал из текста, раскрывающий  пункты плана.

     20. Просмотрите приведенные утверждения  и подберите иллюстрирующие их  предложения из текста.

     21. Выберите из текста ключевые  слова к каждому пункту плана.

     22. Соотнесите группу слов с пунктами  плана.

     23. Подберите к каждому пункту  плана предложения с ключевыми  словами.

     24. Сформулируйте пункты плана, которые  можно было бы еще включить  в план.

     25. Скажите, какие важные мысли  не отражены в тезисах к  тексту.

     26. Скажите, какая информация, необходимая  для вашего высказывания, есть  в тексте, а какую необходимо  найти.

     27. Соотнесите план целевого монологического  высказывания с возможностями  данного текста.

     28. Отметьте известную вам и новую  информацию в тексте.

     29. Просмотрите список предложений  и фраз, оформляющих монологическую  речь (вводные фразы, средства  обращения к адресату, средства  связности и т.д.) и подберите  подходящие к каждому пункту  плана или тезису высказывания.

     30. Расширьте данное на доске  высказывание, используя текст.

     31. Разверните данный на доске  тезис (пункт плана), найдите для  этого соответствующий содержательный  и речевой материал в тексте.

     32. Просмотрите два первых абзаца  текста и кратко расскажите  о … .

     33. Скажите, что вы знаете о  … , используя план, данный на  доске. 

     34. Расскажите только о том, что  подтверждает следующую мысль.

     35. Составьте план к рассказу  о … , используя материал двух  прочитанных текстов. Подумайте,  где уместно ввести сведения  о … , чтобы не нарушить логику  изложения.

     36. Расскажите о …, используя  при этом рабочие материалы  (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания  и целые предложения, отражающие  ход развития мысли, служащие  для связи, как отдельных предложений,  так и целых смысловых частей).

              37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.

     38. Скажите, как бы поступил персонаж  А, если бы персонаж Б поступил  бы следующим образом: …. 

     39. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой  текста).

     40. Составьте письменный пересказ  текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное  содержание текста. Добавьте к  ним фразы речевого оформления  монологического высказывания.

     41. Составьте сжатый пересказ основного  содержания текста своими словами.

     42. Передайте содержание текста. Используйте  для этого замены слов и  перефразирование.

     43. Истолкуйте выводы, изложенные в  тексте, своими словами, приводя  доказательства из текста и  добавляя свои.

     44. перескажите изложенную в тексте  информацию, добавляя известную  вам ранее.

     45. Составьте избирательный пересказ  текста, отражая одну или ряд  взаимосвязанных мыслей.

     46. Составьте пословный, портретный  пересказ текста, адресуя его  определенной группе лиц и  оформляя средствами монологической  речи.

     47. Составьте план монологического  высказывания по определенной  теме (проблеме), подберите к нему  информацию из текста. Недостающую  информацию подберите из дополнительных  текстов.

     48. Дополните дополнение материала  одного и того же текста  необходимыми речевыми средствами  монологического характера для  сообщения его содержания разным  лицам с учетом их интересов  к подробной информации, осведомленности  в данной проблеме, возраста, опыта,  характера, профессии.

     49. Подготовьте развернутое монологическое  высказывание с использованием  текстовых материалов для определенной  ситуации общения.

     50. Используя тексты и справочно-информационные  материалы, подготовьте целевые  тематические (проблемные) сообщения  для организации учебно-речевого  общения, дискуссии, пресс-конференции,  “круглого стола”). [37, c. 101]

     Обучение  монологической речи на ситуативной основе

     Уровень сверхфразового единства.

     1. Расскажите о …, используя  данную на доске логико - синтаксическую схему.

     2. Расположите предложения на карточках  в логической последовательности.

     3. Добавьте к написанному на  доске предложению несколько  других, подходящих по смыслу. Выберите  их из приведенных на доске.

     4. Расскажите о… , используя выражения,  данные на доске.

     5. По указанным на карточках  ключевым словам расскажите о  … .

     6. Сократите высказывания данные  на карточках, передайте их  содержание в 2-3 фразах.

     7. Составьте ситуацию по цепочке  путем добавления каждым учащимся  одного или нескольких предложений.

     8. Расширьте высказывание, используя  картинку.

     9. Расскажите о …, используя  картинку- схему (картинку с неразвернутой  ситуацией).

     10. Опишите свою комнату (комнату  своего друга).

     11. Составьте ситуацию, используя данную  пословицу, поговорку.

     12. Расскажите о …, докажите правильность  своих суждений.

     13. На основе тезиса, утверждения  и ключевых слов составьте  высказывание к определенной  ситуации общения.

     14. На основе описания ситуации  и ключевых слов составьте  высказывание.

     15. Докажите правильность следующего  утверждения.

     16. Прослушайте рассказ и дайте  свою концовку.

     17. Составьте высказывание по определенной  теме (проблеме) для последующего  использовании в дискуссии.

     18. Составьте небольшое сообщение  о каком-либо событии.

     19. Опишите картинку.

     20. Расскажите в повествовательной  форме эпизод из вашей жизни  в качестве иллюстрации к теме  разговора.

     21. Разверните реплики в диалоге  дог сверхфразового единства (монолога  в диалоге).

     22. Приведите ваши аргументы или  контраргументы по теме высказывания.

     23. Посмотрите предлагаемые текстовые  материалы и дайте развернутый  ответ на поставленный вопрос.

     24. Дайте развернутые ответы на  поставленные вопросы, используя  факты, аргументы.

     25. Составьте высказывание на основе  ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной  задачи с учетом характера  предполагаемого собеседника.

     26. Составьте типовые монологические  высказывания для ситуации по  теме.

     Уровень текста.

     1. В соответствии с планом развернутого  монологического высказывания и  ситуации общения постройте в  необходимой последовательности  сверхфразовое единство.

     2. В соответствии с планом развернутого  монологического высказывания и  ситуации общения используйте  фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность  на предполагаемого собеседника.

     3. В соответствии с планом расположите  краткие монологические высказывания  в логически содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми  предложениями и средствами текстуальной  связности.

     4. Выступите с кратким сообщением  о…, используя логико-синтаксическую  схему, данную на доске.

     5. Расскажите о …, используя  приведенный на доске план.

     6. Расскажите о …, используя  следующие ключевые слова.

     7. Передайте сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени одного из персонажей.

     8. Кратко изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.

     9. Опишите серию картинок по  схеме.

     10. Составьте свой вариант рассказа  по картинке, схеме (используется  картинка с неразвернутой ситуацией).

     11. Представьте себе ситуацию, связанную  с приездом в чужой город,  и расскажите о ….

     12. Прокомментируйте следующие пословицы.

     13. Составьте небольшие рассказы, используя  следующие поговорки.

     14. Разверните данный тезис в  связное высказывание. Докажите  правильность своей позиции.

     15. Составьте монологическое высказывание  по теме с учетом определенной  ситуации и характера собеседников.

     16. Разверните диалогические реплики  в монологические высказывания.

     17. Подготовьте развернутые монологические  высказывания к дискуссии по  теме.

     18. Подготовьте развернутое монологическое  высказывание к пресс-конференции.

     19. Подготовьте развернутое монологическое  высказывание к деловой игре  по теме.

     20. Подготовьте выступление по теме  к “круглому столу”.

     21. Ответьте на вопросы, заданные  вам во время пресс-конференции  (экскурсии), и аргументируйте ответы.

     22. Расскажите о городе (о человеке) по плану с учетом ситуации  и характера собеседников.

     23. Модифицируйте и адаптируйте  в соответствии с конкретными  условиями общения текстовой  материал для устной темы, дополните  его походящими средствами связности  и адресованности собеседнику.

     24. Составьте устное (письменное ) сочинение  по теме.

     25. Составьте высказывание в форме  рассуждения по теме к типовой  ситуации общения.

     26. Составьте описание для использования  в заданной ситуации общения.

     27. Подготовьте сообщение о событиях  к ситуации общения. [30, c. 37]

     Работа  с образцом монологической речи

     Работа  с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом  устного сообщения)

Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах