Обучение монологической речи в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

Работа состоит из  1 файл

диплом3.docx

— 106.04 Кб (Скачать документ)

     Вот степень   качества, видимо, может  быть критерием. Скажем, степень такого качества, как доказательность. Воспользуемся  примером, приведенным выше. Доказать, что такой-то город интересен  для туристов, можно одной фразой: В этом городе очень много богатых  музеев, а можно развернуть это  доказательство. Так что, как мы видим, доказательность может присутствовать и на уровне одной фразы. Зачем  же тогда умышленно ограничивать задачу первого этапа только тематической отнесенностью фраз? Кстати, овладение фразой происходит на этапе формирования навыков. Обучение же монологическому высказыванию начинается тогда, когда ставится задача высказать как минимум две связанные фразы, т. е. когда начинается этап совершенствования навыков и этап развития речевого умения. Поэтому любое высказывание сверхфразового уровня (две и более фразы) должно с самого начали обладать основными качествами умения. Расти может лишь объем высказывания и степень качества.

     На  этапе совершенствования навыков  следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества. [22, с.18]

     Опоры, используемые при  обучении монологическому  высказыванию.

     Назначение  опор одно – непосредственно  или  опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

     Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых. посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно прежде всего различать словесные и  изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.

     Любая опора — это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости  от той или иной опоры характер управления будет paзным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор — на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор (В. Б. Царькова) .

  
Опоры
  Словесные (вербальные) Изобразительные
Содержательные Текст (зрительно)

Текст (аудитивно)

Микротекст (зрительно)

Микротекст (аудитивно)

План

Кинофильм

Диафильм

Картинка

Серия рисунков

Фотография

Смысловые Слова как смысловые  вехи

Лозунг

Афоризм, поговорка

Подпись

Диаграмма, схема, таблица

Цифры, даты

Символика

Плакат

Карикатура

     Рисунок 1.6 – Классификация опор 

     Так же по нарастанию степени сложности картинки условно можно классифицировать на VI–VII групп, и соответственно в такой же последовательности они вводятся в обучение:

     I – Обычно специальные, т.е. методические картинки.

     II - "Очевидная ситуация" - Приложение 1.

     III - "Неочевидная" ситуация - Приложение 2.

     IV - Ситуация содержит «проблему» - Приложение 3.

     V - Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием - Приложение 4.

     VI - Картинки с особым языком, требующим «декодирования» (рекламы, афиши, обложки книг)  - Приложение 5. 

     Опоры  всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других — сжата (смысловые опоры), но в любом случае она — лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения MB.  [20, с.63] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Базовое и профильное обучение монологической речи в старших классах 

     Выделение базового и профильного уровней изучения иностранного языка на старшем этапе обусловлено учетом реальных условий обучения и функциями предмета "иностранный язык" в разных типах школ: иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет (базовый уровень) или иностранный язык как профильный учебный предмет (профильный уровень).

     Базовый уровень предполагает овладение материалом общекультурной направленности, минимально достаточного для осуществления общения на иностранном языке в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения.

     Профильный уровень предусматривает углубленное изучение предмета, использование более широкого понятийного аппарата в целях осуществления иноязычного общения, в том числе и в профессионально ориентированных ситуациях общения. Изучение иностранного языка на профильном уровне ориентирует на продолжение образования в данной области знания, предусматривает большую самостоятельность школьников и предполагает углубление их гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счет элективных курсов.

     Содержание профильного курса обязательно включает в себя содержание базового курса. Однако, наличие большего количества учебных часов позволяет несколько расширить тематику (по сравнению с базовым общеобразовательным курсом), более тщательно/углубленно прорабатывать материал,в частности больше внимания уделять:

         * лингвистическому аспекту речи, например анализу грамматического строя изучаемого иностранного языка по сравнению с родным;

         * обогащению лексики, в том числе за счет терминологии (профильно-ориентированной);

         * стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого иностранного языка;

         * литературе и страноведению, в том числе в историческом аспекте.

     В содержание профильного курса также привлекается дополнительный профильно-ориентированный материал.

     Предусматривается развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности в рамках тематики, указанной в стандарте.

     В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связному аргументированному высказыванию по теме и/или на основе прочитанного или прослушанного текста, а также реферированию и аннотированию текста.

     Требования  к подготовке выпускников  базового и профильного уровней обучения.

     Углубленное изучение иностранных языков ведет  за собой и повышение требований к полученным знаниям. Для того, чтобы  увидеть, насколько они различны, проведем сравнительный анализ.

     Для начала рассмотрим требования, прописанные в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам для старших классов базового уровня обучения:

     Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).

     Развитие  умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

     Сравним их с требованиями, установленные  государственном образовательном  стандарте по иностранным языкам для старших классов профильного  уровня обучения:

     Развитие  умений публичных выступлений, таких  как: сообщение, доклад, представление  результатов проектно-исследовательской  деятельности, ориентированной на выбранный  профиль.

     Развитие  умений: подробно/кратко излагать прочитанное/ прослушанное/увиденное; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни.

     Как можно видеть, требования к выпускникам  профильного уровня обучения намного  строже, чем базового. Они включают в себя не просто линейный рассказ, но и глубокий анализ на иностранном  языке. Поэтому, разрабатывая УМК по обучению в старших классах на профильном уровне, следует опираться  именно на развитие аналитических способностей учащихся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ  МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 

     2.1 Упражнения и методические  приемы для обучения  монологической речи. 

     Обучение  монологической речи на базе текста

     1. Определите тематическую принадлежность  текста

     2. Скажите, кому адресован текст

     3. Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение  или монтаж разных структурных  типов текста: диалог с читателем  и др.)

     4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный  и их варианты).

     5. Просмотрите текст (используйте  приемы просмотрового чтения) и  определите, чем интересен текст  для составления монологического  высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной  направленностью, ориентацией на  определенного собеседника или  определенную аудиторию.

     6. Прочтите текст и найдите предложение,  в котором сформулирована тема.

     7. Ответьте на вопросы к тексту.

     8. Разбейте текст на смысловые  части и озаглавьте их.

     9. Расположите пункты плана, данного  на доске, в соответствии с  логикой изложения материала  в тексте.

     10. Сформулируйте главную мысль  текста.

     11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой  смысловой части) и главную  мысль (основной смысл) данного  текста.

     12. Просмотрите текст и назовите  слова, которые употребляются  для обобщения сказанного или  указывают на заключение, выводы.

     13. Выпишите из текста слова, которые  указывают на переход от одной  законченной мысли к другой.

     14. Найдите в тексте слова и  выражения, которые указывают  на авторское отношение к сообщаемым  фактам и событиям.

     15. Просмотрите текст и выберите  ключевые слова для передачи  его основного содержания.

Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах