Обучение монологической речи в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

Работа состоит из  1 файл

диплом3.docx

— 106.04 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     В практике обучения иностранному языку  приходится сталкиваться с таким  явлением, когда учащийся не может  сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой  либо односложные ответы на вопросы  учителя, либо чисто формальное, хронологическое  перечисление каких-то действий. Обучение монологической речи − чрезвычайно  сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент  процесса общения любого уровня −  парного, группового, массового. Это  означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат −сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.

     Обучение  говорению как процессу продуктивному  требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией  общения, представляет собой сложную  методическую задачу, поскольку овладение  им связано с наибольшими трудностями  для учащихся и требует больших  временных затрат и усилий как  со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени  и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на среднем этапе обучения и совершенствуют на старшем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности. [31, c. 47]

     Основной  задачей на старшей ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.[61, c. 72]

     Обучения  монологической речи как понятие  и как терминологическое сочетание  заняла прочное место в методической литературе. В настоящее время  имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи: целый ряд отечественных  и зарубежных исследований, посвященных  структуре обучения говорению (И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев), общетеоретическим  вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили и др.), функциональные типы монологических высказываний (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель и др.), а также различным аспектам методики обучения монологической речи в средней школе на иностранном языке (А.А. Вейзе, Л.И. Лазаркевич и др.) и вопросам создания системы упражнений для обучения монологической речи в школе.[57, c.80]

     Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

     Объектом  исследования является обучение говорению на уроках английского языка на старшей ступени обучения.

     Предметом исследования является процесс обучения монологической речи на уроках английского языка в старших классах.

     Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

     Реализация  заявленной цели предполагает осуществление  следующих задач:

    1. раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языка и выделить сущность понятия монологическая речь;

    2.   изучить модель обучения монологической речи;

    3. рассмотреть модель обучения монологической речи в старших классах на уроках английского языка на базовом и профильном уровне;

          4.   проанализировать учебное пособие В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы для 10-11 классов "The world of English" (базовый уровень) для выявления методов и приемов обучения устной монологической речи;

         5.  проанализировать учебное пособие  Люка Продромоу "Rising star, a Pre-First Certificate Cours" для 10-11 классов (профильный уровень) для выявления методов и приемов обучения устной монологической речи.

          Гипотеза данного исследования может быть сформулирована следующим образом:

          Если при обучении устной монологической  речи в старших классах на  базовом и профильном уровне  по учебным пособиям как отечественных, так и зарубежных авторов применять разноплановый подход, то эффективность обучения возрастет.

     Для реализации исследовательских задач  были использованы следующие методы исследования, адекватные объекту и предмету дипломной работы:

  • критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи в процессе обучения иностранному языку;
  • изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению говорению (монологической речи) в общеобразовательной школе;
  • педагогическое наблюдение для определения значения монологической речи в обучении иностранному языку.
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА 

     
    1. Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку
 

     Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном  языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.[33, c. 11]

     Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

  • общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
  • связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

     Несомненно, все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе  к образованию и воспитанию подрастающего  поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности учащегося  и он сам выступает наряду с  учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. [5, с.11].

     Как экспрессивная сторона устного  общения, говорение выполняет в  жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его функции:

  • информационно-коммуникативную – осуществляет передачу-прием информации;
  • регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;
  • аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека. [42, c.43]

     Предметом говорения выступает мысль как  отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли. [34, c. 93]

     Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц). [15, с. 61]

     Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих. К ним относятся механизмы:

  • репродукции (полной, частичной, репродукции-трансформации);
  • выбора (слов, структур);
  • комбинирования (формирование словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств при использовании знакомых языковых средств в новых условиях);
  • конструирования (при неадекватности знакомой фразы какому-либо условию общения);
  • упреждения (предвосхищения в структурном и смысловом плане);
  • дискурсивности (управление процессом говорения в момент его функционирования, позволяющий оценивать ситуацию в ее отношений к цели, воспринимать сигналы обратной связи и принимать решение “на ходу”).

     Данные  механизмы направлены главным образом  на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению  личностно значимых способов познания путем организации целостной  деятельности. [53, c. 11]

     Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру и результат. [59, c 81]

     В горизонтальной структуре говорения  как деятельности выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:

     1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).

     2. Аналитико-синтетическая. В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.

     3. Контрольно-исполнительская. На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи [3, с.54].

     Схематично  фазы горизонтальной структуры говорения  можно представить на рисунке 1.1. 

       

       
 

     Рисунок 1.1 – Фазы горизонтальной структуры говорения 

     Говорение как речевая деятельность имеет свои специфические признаки:

  • Говорение всегда мотивированно. Человек говорит, как правило, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации (ведь мотивы присущи и любой другой деятельности).
  • Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель.
  • Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения.
  • Говорение “обслуживает” все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Речевую деятельность часто называют “речемыслительной” или “мыслительно-речевой”. Следовательно, любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей.
  • Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.
  • Невозможно всякий раз в новой неожиданной ситуации говорить заученными фразами, собственно говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются его эвристичность и самостоятельность.
  • Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимым в общении норм.
  • Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения.

Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах