Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

звена общеобразовательной средней школы …………………... 6

1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики

обучения иностранным языкам …….……………………………. 9

Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

иностранного языка на основе личностно- деятельностного

подхода с использованием нестандартных форм

обучения……………………………………………………………. 20

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

концепции ...……………………………………………………….. 20

2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

подхода и его реализация на уроке иностранного языка

при обучении навыкам говорения ………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………….. 34

Литература ……………………………………………………….. 36

Приложение ……………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Ставропольского края.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения homo agens - человека действующего. При этом важнейшей составляющей его действий являются действия умственные (физическим действиям всегда сопутствуют умственные, обратное же не всегда имеет место). Деятельностный подход порождает много различных способов организации процесса обучения. Кроме мотивации, необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями.

Деятельность представляет собой « … взаимодействие человека или группы людей и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя ». [14;33]. Деятельность имеет цели, мотивы, способы и результат. Цели представляют собой наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляет существо его деятельности. Цели выступают в образе результата деятельности. Мотивами являются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью. Способы – это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности, а результат это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Для того чтобы деятельность дала максимально желаемый эффект, ее необходимо строить с учетом личностных особенностей учащихся. В этом заключается сущность личностно - деятельностного подхода.

 

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики обучения иностранным языкам

Одним из более эффективных  средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно -деятельностный подход. Трудность заключается в том, что необходимо учесть способности каждого ученика. Современное общество признает личность как высшую ценность. Долгое время личность в обществе выполняла роль средства достижения « высших целей » и рассматривалась как то « … что нужно активизировать », направить на выполнение планов и программ.

Для преподавателя реализующий личностно-деятельностный подход, основным и первостепенным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности в выработке ими обобщенных способов и приемов учебной деятельности , в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных умений во всех видах деятельности. [7].

Практическая реализация личностно-деятельностного подхода к обучению в дополнение ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: проблему изменения роли преподавателя–информатора , источника знаний, контролера; проблему создания учебной ситуации раскрепощения личности и т.д.

Личностно-деятельностный подход предполагает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения как сообщения знаний, формирования умений, навыков. Это обучение предполагает построение образовательного процесса на "учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

При обучении иностранному языку на основе личностно- деятельностного подхода необходимо внести изменения в  учебный план, планы уроков, УМК учитывая индивидуальные способности учащихся. Так же учитывается мотивация ученика, стремление использовать полученных знаний самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

В ходе учебного процесса решается ряд разноплановых проблем  которые касаются: содержания обучения, методов и приемов работы, организации управления работой школьников.

Решение связанные с  организацией личностно-ориентированного обучения, лежит как в плоскости планирования, так и реализации плана в учебном процессе.

Планы уроков, ориентированные на конкретных учащихся, основываются на анализе потребностей школьников. Возможности и потребности конкретных учащихся класса определяет то, как формулируется цели уроков, как отбираются и градуируются содержание, методы приемы работы, включая тексты и упражнения , а также приемы и формы контроля, позволяющие эффективно оценивать успешность и степень продвижения учащихся, как организуется взаимодействие обучаемых на уроке.

Учащиеся  должны быть вовлечены в процесс принятия решений относительно содержания и методов обучения уже на этапе планирования учебного процесса. Это позволит учителю максимально эффективно использовать учебное время, обучать школьников тому, что они сами воспринимают как важное и нужное.

Важнейшей проблемой  в планировании любого курса  обучения или отрезка учебного процесса является постановка целей обучения.

В работах  американских и британских исследователей Р. Валет, Д. Нанан подчеркивается, что цели урока должны быть ориентированны на некий реально достижимый, обозримый и привлекательный для школьников результат и формулироваться в терминах деятельности. Технология деятельностного метода  позволяет построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся.

Цели урока должны быть не только хорошо осмыслены учителем, но поняты и приняты школьниками.

Если ставить перед собой на каждый урок конкретные и реально достижимые цели, то это помогает учителю правильно отбирать учебные материалы и упражнения. Это облегчает контроль и оценку степени успешности овладения речевыми навыками и умениями, а так же необходимыми стратегиями учения.

На уроках иностранного языка учащиеся овладевают речевыми навыками, овладевают умением говорения, письма, расширяется знание слов, грамматических форм и конструкций, идиомов изучаемого языка в ходе выполнения упражнений, учебных действий с усваиваемым материалом, воплощение коммуникативной деятельности. Все это формирует мышление учащихся и способствует развитию речи, особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, точность, краткость, обоснованность. При правильно поставленном обучении у учащихся развивается наблюдательность, внимание и сосредоточенность, инициатива и настойчивость. Все это имеет большое значение  для нравственного воспитания учащихся, формирования их характера. При изучении иностранного языка логическое мышление является неотъемлемой частью. Поэтому задача логического развития учащихся и изучение элементов логики возложена на естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.   Привлекаемые в процессе обучения факты из истории изучаемого иностранного языка и из современной жизни в доступной для учащихся форме позволяют раскрыть материалистическую основу происхождения научных знаний, на ярких примерах показать познаваемость явлений окружающего мира.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося. Внедрение этого подхода означало противостояние прежнему способу организации обучения, когда знания, умения и навыки, не способные реализоваться в деятельности.

Идеи личностно-ориентированного обучения нуждаются в выработке новых методических приемов и заданий, так как действующие учебники по иностранным языкам, не вполне учитывают требования нового подхода. Содержание обучения в них хоть и является объективным, но остается безличностным, этически нейтральным и размытым по отношению к интересам конкретных учащихся.

Следует целиком и полностью согласиться с А.Н.Леонтьевым в том, что личностно-ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое должно:

    • способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
    • стимулировать способность школьника к свободному и креативному мышлению;
    • формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину мира;
    • развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться;
    • развивать в обучаемом систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию, системные знания как средство контроля сформированности картины мира и др.

Поскольку система обучения иностранного языка  есть один из элементов  общей системы образования, то все  выше сказанное имеет отношение  и к ней. Следовательно, основным принципом обучения иностранного языка  является его (обучения) личностно-ориентированная направленность, направленность на языковую личность обучаемого.

Личностно-ориентированный  характер обучения ИЯ диктует необходимость  переосмысливать как обучающую  деятельность учителя, так и деятельность и позицию учащегося по усвоению языка. Ученик становится главным субъектом учебного процесса. Учитель выступает не просто в роли модератора, создающего стимулы, побуждающие ученика к усвоению содержания обучения, — он является помощником и организатором общения на изучаемом языке и с его (языка) помощью.

Обучать языку — значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие учащегося. Усвоение языка есть усвоение соответствующих различий в мире — концептуальных систем. Что касается языковых средств, то овладение ими должно служить тому, чтобы ученик осознанно мог управлять процессом выбора соответствующих средств в ходе общения и процессом индивидуального усвоения языка.

Поскольку речевая деятельность является, в сущности, речевым мышлением и язык для учащихся есть средство выражения собственных намерений, то такое использование языка является творческим, а не имитационным и обучение языку должно быть связано с развитием творческого мышления и фантазии обучаемых. Научить творчески, пользоваться языком можно только в ходе активного общения (взаимодействия) учащихся на этом языке. Поэтому способы обучения, направленные в первую очередь на усвоение системы языка, должны быть заменены новыми, интерактивными формами обучения, объединяющими учащихся — субъектов учебного процесса и придающими процессу обучения поистине деятельностный характер.

Важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения, то есть действовал от своего собственного лица. При этом процесс обучения иностранного языка должен быть направлен не на формирование корректной речи (чаще всего на основе заданного образца) и развитие у учащихся умений "речевого реагирования и речевого приспособления к коммуникативной ситуации (на уровне речевого поведения).

Процесс усвоения иностранного языка  в большей мере зависит от индивидуальных предпосылок обучения и от условий обучения, нежели от разницы между системами родного и иностранного языков.

Учащиеся должны овладеть разными стратегиями и техниками  овладения зыком и общения  на этом языке: от умения учиться до умения выйти из трудного положения  с использованием минимальных языковых средств.[17]

Следует, согласиться с Якиманской И.С что процесс овладения учащимися иностранного языка в учебных условиях будет успешным при условии, если он:

      • направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы развития;
      • осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них самих;
      • обеспечен умениями учителя/преподавателя выявлять мотивацию к обучению у каждого обучающегося и направлять ее на успешное овладение языком;
      • имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;
      • ориентирован не на логику и системность предмета усвоения, а на логику развития личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;
      • стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;
      • учитывает, прежде всего, индивидуальные предпосылки обучения и условий обучения, а не различия между системами родного и иностранного языков.

Индивидуальный стиль  обучения предполагает учет даже биологических ритмов ребенка (“жаворонки” обучаются с утра, “совы” – во вторую половину дня). В этих системах много интересного и, безусловно, продуктивного, но для вполне определенных условий элитарного образования. [17]. Согласно  концепции Якиманской И.С личность ребенка понимается как индивидуальность, являющая собой совокупность всех ее психических свойств.

Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос.

Поэтому слабые ученики  стараются выяснить у сильных  все непонятые ими вопросы, а  сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально  разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале.

Информация о работе Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников