Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

звена общеобразовательной средней школы …………………... 6

1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики

обучения иностранным языкам …….……………………………. 9

Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

иностранного языка на основе личностно- деятельностного

подхода с использованием нестандартных форм

обучения……………………………………………………………. 20

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

концепции ...……………………………………………………….. 20

2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

подхода и его реализация на уроке иностранного языка

при обучении навыкам говорения ………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………….. 34

Литература ……………………………………………………….. 36

Приложение ……………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Ставропольского края.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Способности школьников к изучению иностранных языков не одинаковы: одним язык даётся легко, другим с большим трудом. Следует иметь ввиду и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легко усваивают лексику в силу хорошо развитой памяти, а у других более развито слуховое восприятие, успешно усваивают аудирование. Кроме того, у всех детей разный склад мышления. Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также развитие этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранным языкам.

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Есть определённые трудности при решении задач активизации процесса обучения. Главная трудность – это найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе  деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

Основная трудность  заключается в подборе и использовании  заданий дифференцированной степени  сложности. При выполнении заданий  с одинаковой степенью сложности  способный и менее способный  ученики могут добиться одинакового  результата, но только при разных затратах времени.

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку как  новому средству общения означает:

    1. Учёт психологических, лингвистических и методических особенностей каждого вида речевой деятельности – говорения, аудирования, чтения, письма и из сложного взаимодействия.
    2. Правильный выбор приёмов и форм работы, отвечающих возрастным особенностям учащихся, особенности мышления, памяти, интереса, внимания и психологическим, коммуникативным и ситуативным особенностям речевой деятельности на иностранном языке.
    3. Учёт индивидуальных и групповых особенностей учащихся, проявляющихся в особенностях понимания, запоминания, усвоения языкового материала разными учащимися.
    4. Дифференциацию заданий по сложности и трудности в соответствии с индивидуальными особенностями отдельных учащихся.

Важно новое представление  о цели образования в процессе формирования личности. Традиционно  она представлялось, как некая  модель личности, выражающая заказ  социума и имеющая форму стандарта  образованности и поведения.

Таким образом,  традиционный подход к обучению, направленный главным образом на усвоение учащимися как можно большего объема теоретических знаний, более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков не удовлетворяет запросам современного динамично развивающегося общества.

Вывод :

           Личностно-ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий. Интересен он и для ученика, так как он получает реальную возможность сотрудничать с учителем, совместно творить урок, использовать выбранный материал и темы для обсуждения, брать на себя ответственность за форму усвоения, а главное, за конечный итог – чему он конкретно научился за данный урок или серию уроков; где он может применить новые знания и умения в жизни, реально используя изучаемый иностранный язык.

Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого  ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик само реализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках иностранного  языка на основе личностно- деятельностного подхода с использованием нестандартных форм обучения

 

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного  языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной  концепции

Имеется ряд особенностей и в структуре личностно ориентированного урока иностранного языка. Мы хотели бы привлечь внимание к начальному этапу. Учитель не называет ( как это делается традиционно) тему урока, а просит учащихся догадаться о ней с помощью проблемной установки. Она обычно объединяет в себе две функции : с одной стороны, настраивает класс на тему предстоящей работы; с другой содержит проблемный вопрос или задание, направленные на активизацию речемыслительной деятельности учеников путем коллективного решения познавательной задачи.

Проблемная установка к уроку  оформляется в разных формах: проблемной картины, пиктограммы, карты, ребуса, транспортной схемы и др.

Особое значение придается  качеству целевой установки ( ориентирующего замечания, инструкции). Это первый шаг в совместной деятельности учителя и учащихся. Оно создает ориентировочную основу деятельности для школьников и содержит указания на возможную степень их самостоятельности в выполнении задания.[1]

      Эффективность  целевой установки определяется  двумя ее важнейшими характеристиками: краткость и ясность. Необходимо  отметить, что установка должна  обеспечить возможность выполнения  как обязательных, так и дополнительных заданий. Последние предназначены для тех, кто хочет в них разобраться, сможет их выполнить, найдет для них время, проявит желание идти вперед. Четко и ясно сформулированная задача позволит учителю включить всех обучаемых в процесс овладения иностранным языком, обеспечить благоприятные условия для каждого школьника, какими бы ни были его уровень обученности, способности и мотивы.

При составлении тематического  плана учитель опирается на требования программы, но при этом сам определяет, какой частью учебного материала необходимо овладеть всем учащимся и в каком направлении, предполагающем углубленное овладение данным материалом, должны двигаться более подготовленные и мотивированные школьники .

Для успешной реализации цели урока учителю необходимо включить учащихся в выполнение некоторого комплекса упражнений. При этом различные учащиеся нуждаются в различных по качеству и объему комплексах упражнений , которые должны быть встроены в соответствии с логикой развития навыков и умений школьников.

            Задания, ориентированные на совместное развитие школьников на основе работы И.С. Якиманской [17]:

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):
  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);
  • задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);
  • совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);
  • задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением  или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);
  • стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

При помощи этих заданий  учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности.

В 5–7 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем  какой-либо другой учебный предмет, так как  индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, то есть исходить как бы из внутреннего «Я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся  необходимо,  прежде всего, общение.

Современный ученик - это  личность, которой всё интересно. А у личности есть свое лицо, свое собственное « Я ». Образ собственного «Я» меняется в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но, прежде всего в процессе накопления практического опыта.

Вольно или невольно формируется собственный образ под впечатлениями переживаний в ходе прошлой созидательной деятельности. И его можно изменить таким же образом. Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Для построения положительного образа собственного “Я” необходимо создавать  атмосферу, которая давала бы практический опыт. Каждый носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед внутренним взором он предстает несколько туманным недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается, но он есть присутствует во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена концепция личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев сложились бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений других людей, особенно в детские годы. Какая–нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапывается в общую “Я- концепцию”, сразу же становится  реальной правдивой. [7].

Все действия поступки, чувства, даже способности всегда согласуются с образом собственного “Я” .

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. [10].

С возрастом все более  весомым в развитии Я-концепции  становится значение опыта социального  взаимодействия в школе и в  неформальных группах. Однако вместе с  тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

Для того, чтобы восприятие  человека наиболее точно отражало  саму реальность, необходимо чтоб была сформированна адекватная «Я-концепция».

 

 

 

 

 

2.2 Использование  технологий личностного - деятельностного подхода   и  его  реализация на уроке иностранного языка при обучении  навыкам  говорения

            Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. В настоящее время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного (английского) языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения. Мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Метод проектов как раз и позволяет, по мнению исследователей, решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. [9].

Выполнение проектных  заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых.[8].Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. [3]. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Работа над собственными проектами отражает современную  тенденцию в образовании –  ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения.[9]. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. [6]. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка. [16].

Информация о работе Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников