Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

звена общеобразовательной средней школы …………………... 6

1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики

обучения иностранным языкам …….……………………………. 9

Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

иностранного языка на основе личностно- деятельностного

подхода с использованием нестандартных форм

обучения……………………………………………………………. 20

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

концепции ...……………………………………………………….. 20

2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

подхода и его реализация на уроке иностранного языка

при обучении навыкам говорения ………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………….. 34

Литература ……………………………………………………….. 36

Приложение ……………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Ставропольского края.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

В данной системе обучения осуществляется в ходе решения проблемных задач непроизвольное запоминание  лексических средств и грамматических структур, создаются условия для  свободы выражения мысли и  осмысления воспринимаемого. [8].

Появляются возможности  для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. [6]. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся. [2].

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала  практически по любой теме, поскольку  отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта.

Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации, о каком либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Главное отличие между  обычной и проектной работой  состоит в том, что при обычной  работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной  работе она выходит за ее пределы.

Метод проектов при наличии определенных условий может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

    1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуально, в паре, в группе).
    4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
    5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, корректировка, выводы. [12].

Проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Важно, что учащиеся с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций учащихся. Как отмечают преподаватели, студенты учатся продуктивно и свободно, без принуждения, испытывая радость. Кроме того, работа над проектом на уроках иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объемами информации, приобретаются навыки исследовательской работы .

Нельзя утверждать, что  проектная методика поможет в  решении всех проблем в обучении иностранному языку, но это, по мнению ученых, эффективное средство от однообразия, скуки, она способствует расширению языковых знаний, развитию учащегося, осознанию себя как члена группы.

Личностно-ориентированное  воспитание средствами иностранного языка  предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности учащихся, и поэтому преподавателю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в аудиторию, включить учащегося в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру. Именно метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве .[12].

Применение  технологии личностно-ориентированного обучения в школе.

Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий  характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать  познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

В данной работе в качестве ведущей концепции личностно-ориентированного обучения применяется теория И.С. Якиманской. Практическое значение данной концепции  заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала, без использования так называемого приема «проб и ошибок», при обеспечении заданных показателей. Усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

Перейдя же непосредственно  к вопросу о личностном образовании, будем опираться на дидактические  принципы данной проблемы.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:

  1. учета возрастных особенностей воспитанников;
  2. осуществления образования на основе индивидуального подхода.

Личностный подход, лежащий  в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность.

Чем меньше возраст, тем  непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом образовании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший  уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к  «трудным» школьникам, нарушителям  правил поведения и неуспевающим по учебным дисциплинам. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик помогал учителю. Нужно сделать его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Можно согласиться со словами Павленко И.Н что личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.

Личностно-ориентированный  урок - это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение  к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.

Важным является ещё  один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются  не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.[16].

Личностно-ориентированный  урок, реализуемый с учетом его  ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока. Сравним традиционный и личностно-ориентированный урок разработанный С.В Зайцевым . (Таблица 1)

Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока.

                  Традиционный урок

        Личностно-ориентированный урок

Обучает всех детей установленной  сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует  им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает детям на выбор различные  учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать детей в  том учебном материале, который  предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

Осуществляет планирование детской  деятельности в определенном русле.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и  исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения  в классе и следит за их выполнением.

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты  между детьми: поощряет правых и  наказывает виновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие  конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.


 

Сравнив эти уроки, мы можем увидеть, что они ставят перед собой совершенно разные цели. Традиционный урок – это шаблон урока в школе. Этот урок стандартный, и соответствует требованиям учебного плана. В то, время как личностно-ориентированный урок основан на индивидуальном подходе, где учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что и позволяет содействовать развитию личности ученика.

Вывод:

Личностно-ориентированный  подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации.

Одной из таких технологий является метод проектов. Этот метод  активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его типологические и индивидуальные особенности, черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, коммуникабельность. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления обучения, затрагивающей все аспекты её функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что  прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования  — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личностно- деятельностный подход позволяет изучить личность целостно, изучить качественный и количественный анализ деятельности человека и ее внутренней регуляции.

 Построение учебного процесса должно осуществляться не с позиции логики и системности предмета усвоения, а с точки зрения логики развития личности ребенка, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. При этом для успешного усвоения иностранного языка важны не дисциплина и прилежание, а проявление учеником собственной активности, радость и удовольствие от всего того, чем необходимо заниматься на уроках.

Школьники различаются  стилем учения, особенностью  характера, интересами, общим развитием, степенью уверенностью  в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а так же культурным особенностями  родного языка. Любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга.

Индивидуальный подход педагога к каждому ученику призван решить затруднения личностно-психологического характера, а иногда и необходимостью исправлять недоработки и ошибки, которые имели место в ходе обучения.

Информация о работе Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников