Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

звена общеобразовательной средней школы …………………... 6

1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики

обучения иностранным языкам …….……………………………. 9

Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

иностранного языка на основе личностно- деятельностного

подхода с использованием нестандартных форм

обучения……………………………………………………………. 20

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

концепции ...……………………………………………………….. 20

2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

подхода и его реализация на уроке иностранного языка

при обучении навыкам говорения ………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………….. 34

Литература ……………………………………………………….. 36

Приложение ……………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Ставропольского края.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Ставропольского  края

Филиал

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального

образования Ставропольского государственного педагогического института 

в г. Ессентуки

 

Кафедра иностранного языка

Образовательный уровень СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Личностно- деятельностная направленность обучения

иностранному  языку  старшеклассников

 

 

 

 

 

 

                                                 Студентки 4 курса

                                                 Группы 41

                                                 Данилко В.В.

                                                Специальность 050303.52 «Иностранный язык»

                              Факультет гуманитарно- технический

 

                                           Научный руководитель: Красножонова Е.С

                                  

 

 

 

 

Работа допущена к защите Дата защиты……………..2009 г.

……………….2009 г. Оценка……………

 

Зав. кафедрой………………….

 

 

 

Ессентуки, 2009 г.

 

Содержание

 

             Введение …………………………………………………………… 3                                                                                                                     Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

             при  обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

             звена общеобразовательной средней школы  …………………...  6                                                                                                              

       1.1  Основные понятия исследуемой темы  …………………………..   6        

       1.2  Личностно – деятельностный подход как основа методики

              обучения иностранным языкам …….…………………………….  9  

Глава  II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

               иностранного языка на основе личностно- деятельностного  

               подхода с использованием нестандартных форм

              обучения……………………………………………………………. 20

        2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

              языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

              концепции ...………………………………………………………..   20

        2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

              подхода и  его  реализация на уроке иностранного языка

              при обучении навыкам  говорения ………………………………. 25

              Заключение  ……………………………………………………….. 34

              Литература   ………………………………………………………..  36

              Приложение ……………………………………………………….. 38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личностно- ориентированный  подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий. Интересен он и для ученика, так как он получает реальную возможность сотрудничать с учителем, совместно творить урок, использовать выбранный материал и темы для обсуждения, брать на себя ответственность за форму усвоения, а главное, за конечный итог – чему он конкретно научился за данный урок или серию уроков; где он может применить новые знания и умения в жизни, реально используя изучаемый иностранный язык.

Учителя иностранных  языков приходят к выводу о том, что передача знаний, и его усвоение, а так же воспроизводство на иностранном языке должно уступить место развитию в процессе учебной иноязычной деятельности коммуникативных, когнитивных  и эмоционально- волевых способностей учащихся. Следовательно, подход требует ряда обслуживающих его методов и приемов.

Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

Актуальность данной проблемы проявляется в том, что  в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

Актуальность разработки организации обучения иностранному языку на основе личностно-деятельностного подхода определила проблему, объект, предмет, цель, задачу, гипотезу проводимого исследования.

Проблема исследования состоит в выявлении роли личностно-деятельностного подхода на уроке иностранного языка как способе развития творческого потенциала учащихся старших классов.

Объектом исследования является личностно- деятельностный подход к обучению старшеклассников.

Предмет исследования – это развитие творческого потенциала учащихся старших классов на основе личностно-деятельностной концепции.

Цель работы состоит в необходимости выявления и систематизации основополагающих идей и педагогического опыта в современной школе.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи курсовой работы:

1. Повысить эффективность  учебного процесса при помощи  внедрения личностно-деятельностного  подхода в школьную практику.

2. Выявить творческий потенциал учащихся старшеклассников путем внедрения технологий личностно-деятельностного подхода в практику преподавания иностранного языка на уроке.

Гипотеза – путем анализа и систематизации литературы по вопросу о внедрении личностно-деятельностного подхода в практику школы, повысить творческий потенциал учащихся старших классов.

Теоретическими основами работы послужили труды таких  известных ученых, как Зимняя И.А., Якиманская И.С, Леонтьев А.Н, Щерба Л.В, Загвязинский В.И, Гальперин П.Я , Рубинштейн С.Л, Бим И.Л, Ворожцова И.Б, Ананьев Б.Г и др.

Личностно-деятельностный подход раскрывает закономерности организации внешней  системы условий учебной деятельности и методы управления процессом формирования внутренней программы формирования и формулирования мысли средствами и способами, выработанными в иноязычном социуме, в результате чего формируются субъектные умения целенаправленного осуществления речевой деятельности и ее самоконтроля в зависимости от результатов ориентировки в условиях речевого общения, или, иными словами, формируется субъектная компетенция ученика на основе развития его индивидуальных способностей.

Обучение иностранному языку на основе личностно-деятельностного  подхода делает главным образом  актуальной задачу не просто научить  ученика вести себя (с помощью иностранного языка) как носитель изучаемого языка, но и развить у ученика способность и готовность осуществлять текстовую деятельность на изучаемом языке, способность к адекватному взаимодействию с представителями иных культур и социумов (на разных уровнях). Реализовать это положение возможно лишь в том случае, если система обучения предмету будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития.

При внедрении личностно-ориентированного обучения иностранному языку  в школе, следует предусмотреть этап в программе обучения как обучение иностранному языку в 5 – 7 классах.

Так как на данной ступени языкового  развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения.

Обязательное изучение иностранного (английского) языка на начальном, среднем и старшем  этапе, а также реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы личностно-деятельностного подхода при  обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего звена общеобразовательной средней школы

 

    1.  Основные понятия исследуемой темы 

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует  полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим  осуществлять взаимодействие людей  между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения – это сложное, многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека. Школа, колледжи, вузы играют огромную роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Поиски наилучших форм и методов воспитания культуры общения велись и ведутся многими отечественными педагогами, психологами и учеными.

Центром всей образовательной системы в личностно- деятельностном подходе является индивидуальность ребенка, а в методической основе представляет индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. В традиционной системе профессионально – педагогической подготовки на основе деятельностного подхода в центре внимания находится учебно- воспитательный  процесс, где преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа и студент или учащийся , который должен быть наполнен определенным объемом знаний, и его роль заключается в пассивном усвоении информации.

Ключевыми словами личностно-ориентированного подхода  являются, «личность», « деятельность», «индивидуальность».

Личность- отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. [13 ;330]

Деятельность — это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека. Деятельность  осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать и личность, и группа, а в качестве объекта – и предметы (тогда это будет предметная деятельность.), и другие субъекты (тогда это будет общение). [13; 164 ]

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. [13; 246 ]

Личностно-деятельностный подход - одна из разновидностей деятельностного типа обучения, в которой учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности. Требует учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей.

Личностно-деятельностный подход был сформирован  к середине 80-х годов. Основы  личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С Выготского, А. Н. Леонтьева, С.Л Рубинштейна, Б.Г Ананьева и др., где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно - деятельностный подход в своем личностном компоненте заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании его личности и условий жизни. Личностный подход имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитанию к отдельному учащемуся, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Личностный подход предполагает создание наиболее благоприятных возможностей для развития каждого учащегося. А.К. Маркова отмечает, что при таком подходе осуществляется не только учет индивидуально – психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики, сознательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик. [11].

Личностный компонент личностно - деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Личностные и деятельностные компоненты неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь, наряду с действием других факторов, например общением, определяет его личностное развитие. Поэтому разделение подхода на личностный и деятельностный весьма условно и может быть проведено только теоретически. [7].

Информация о работе Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников